РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К домашнему заданию
по дисциплине: Оперативный анализ данных/Средства визуализации данных ______________________________________________________________
на тему:_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент ___ИУ5-52Б _____ ____ 25.11.2020____ Дума Э.М.__________
(Группа) (Подпись, дата) (И.О.Фамилия)
Руководитель ___ _26.11.2020_ ____Маслеников К.Ю. ____
(Подпись, дата) (И.О.Фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Описание ПО.. 3
2. Диаграмма BPMN.. 4
3. Инфологическая модель. 4
4. Хранилище данных. 5
5. Визуализация данных. 6
6. Выбор СУБД.. 8
7. План и схема архивации и восстановления данных. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10
ЛИТЕРАТУРА.. 11
ВВЕДЕНИЕ
При выполнении домашнего задания были поставлены следующие цели:
- получение навыков составления BPMN диаграмм;
- освоение программы Qlik Sense Desktop;
- получение навыков грамотной и информативной визуализации больших объемов данных;
- составление плана и схемы архивации.
В результате выполнения домашнего задания должно быть создано приложение с расширением *.qvf, которое будет содержать необходимые данные и их визуализацию с помощью инструментов Qlik Sense.
Описание ПО
Предметная область – перечень аптечных организаций, имеющих право на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Аптеки являются неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Эти организаци открывают доступ жителям к медикаментозным препаратам. Есть несколько видов аптек: государственные и коммерческие. Подавляющее большинство аптек коммерческие. Некоторым аптекам удалось получать от государства компенсацию на покупку лекарств, и они продают лекарственные препараты и изделиями медицинского назначения с 50% скидкой или раздают их бесплатно определённым категориям граждан.
Рассматривать мы будем их.
|
Представим, что какой-то определённый завод производит, к примеру, бинты и вату, размещает в личном складе, и ответственные за закупки товаров аптечных организаций заказывают эти товары. У данного завода есть диспетчерская, через которую можно заказать доставку с собственного склада производства. Смоделируем работу организации доставки товаров с завода.
Диаграмма BPMN
Диаграмма BPMN 2.0 приложена к письму.
Клиент отправляет в компанию запрос на создание заказа. Если товара нет на складе, клиенту приходит сообщение с содержанием даты поставки товара на склад. Если товар в наличии, дальше идёт проверка на наличие договора. Если он был составлен ранее, создавать новый не нужно, в ином случае, диспетчер составляет договор.
Есть всего 2 типа заказов: обычный заказ с оплатой продукта сразу, или же реализация. При реализации компания отдаёт продукт клиенту, составив два договора: о реализации товара и об отложенной оплате. При реализации продукт находится у клиента, но, до оплаты клиентом заказа, он принадлежит компании-производителю. Далее бронируется необходимое количество товара на складе, у клиента уточняется место отправки. Диспетчер назначает машину и водителя (водителя назначает транспортный руководитель, но будем считать, что диспетчер). И диспетчер передаёт товар и адрес доставки водителю, он реализует доставку товара.
|
Клиент принимает товар, смотрит на его годность, и собщает различную информацию диспетчеру. Если товар принят клиентом и был оформлен как простой заказ, заказ закрывают. Если заказ был оформлен как реализация – диспетчер контролирует уплату стоимости заказа за время, указанное в договоре, позднее заказ закрывают. В случае неуплаты стоимости товар изымается. Если же товар не принят клиентом, и клиент хочет отменить заказ, заказ соответственно отменяют. В случае, когда клиент хочет заказ повторить, диспетчер отправляет машину забрать неодобренный товар к клиенту, возвращает товар на склад и заказ повторяется, но с другой партией товара.
Инфологическая модель
Хранилище данных
БД в системе визуализации
Визуализация данных
Для визуализации распространённости аптек по округам города Москвы, мы составили круговую диаграмму, принимающую на вход суммарное значение аптек по всем округам:
Рисунок 5 – «Географическое расположение клиентов»
На данной круговой диаграмме приведена статистика расположения адресов доставки товаров клиентам. Больше всего клиентов располагается в Восточном Административном округе, далее в Южном, Юго-Западном, Центральном и так далее. Данная диаграмма будет полезна руководителям производства, если они захотят покупать новый склад и будут выбирать его расположение.
Рассмотрим количество заказов со всеми возможными статусами:
|
Рисунок 6 – Таблица «Суммарное количество заказов с каждым из доступных статусов»
На данном рисунке показано суммарное количество заказов с каждым из доступных статусов: доставлено, отгружено в машины и заказано. Количество доставленных заказов и отгруженных в машины для дальшейшей доставки фактически одинаково, из этого можно сделать вывод, что доставляются заказы недостаточно быстро, так как в ином случае доставленных заказов было бы в разы больше. Эта линейчатая диаграмма будет полезна диспетчерам, она показывает неидеальность системы доставки товаров. Или недостаток водителей, или недостаток машин
Рассмотрим загруженность диспетчеров по суммарному количеству их заказов:
Рисунок 7 – Таблица «Загруженность диспетчеров»
Анализируя полученный график загруженности диспетчеров, можно сделать вывод о том, что первый диспетчер обрабатывает наибольшее количество заказов, в то время как последний, седьмой, наименьшее. Также на уровне обработки заказов других диспетчеров наблюдается убывающая зависимость, показывающая, что диспетчеры с ID ближе к 1, обрабатывают намного больше заказов. Этот график может быть полезен начальникам отделов, которые смогут ясно определять объем работы, которую проделал каждый из диспетчеров и принимать правильные управленческие решения и поощрениях, кадровых перестановках или перераспределениях областей работ с заказами, для достижения максимальной продуктивности работы среди диспечтеров
Выбор СУБД
В качестве СУБД был выбран MS SQL Server по следующим критериям:
1) Предусмотренные типы данных. MS SQL Server поддерживает такие категории данных, как точные числа, приблизительные числа, дата и время, символьные строки, двоичные данные и проч.
2) Реализация языка запросов. Язык SQL является одним из самых распространённых языков запросов.
3) Мобильность. MS SQL Server не зависим от среды, в которой он работает.
4) Масштабируемость. MS SQL Server может соответствовать росту информационной системы, причем рост может проявляться в увеличении числа пользователей, объема хранимых данных и объеме обрабатываемой информации.
5) Многоязыковая поддержка. MS SQL Server поддерживает большое количество национальных языков, что расширяет область применения системы и приложений, построенных на ее основе.
6) Документация. MS SQL Server имеет полную и подробную документацию.
7) Стоимость. Возможность бесплатного использования MS SQL Server в учебных целях.
План и схема архивации и восстановления данных
На рисунке 14 представлена схема архивации данных.
Раз в месяц предусматривается полное резервное копирование. Делать это чаще не имеет смысла, т.к. вероятность аварийной ситуации и утери всех данных невелика. Кроме того, раз в сутки предусматривается дифференциальное резервное копирование. Этот период времени оптимален для того, чтобы защитить данные от вирусных программ или незначительных сбоев, не требующих восстановления БД с нуля. При дифференциальном резервном копировании происходит сохранение только тех файлов, которые были подвергнуты изменению с момента последнего полного копирования. Благодаря этому данный вид копирования можно применять относительно часто.
Рисунок 14 – Схема архивации данных
На рисунке 15 представлена схема восстановления данных.
При незначительных сбоях или заражении вирусом может быть достаточно восстановить данные с момента последнего дифференциального резервного копирования. Но при утрате всех данных потребуется полное восстановление базы данных с нуля.
Рисунок 15 – Схема восстановления данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения домашнего задания были достигнуты поставленные цели:
- были получены навыки составления BPMN диаграмм;
- была освоена программа Qlik Sense Desktop;
- были получены навыки грамотной и информативной визуализации больших объемов данных.
Разработанное приложение содержит необходимые данные и их визуализацию, облегчающую принятие решений. Были использованы такие инструменты визуализации Qlik Sense, как таблица, сводная таблица, карта, карта дерева, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма.
ЛИТЕРАТУРА
1) Паклин Н.Б., Орешков В.И. «Бизнес-аналитика: от данных к знаниям». 2013, 2-е изд.
2) Richardson J., Cronstrom H., Ilacqua C. «Leaning Qlik Sense: the official guide», 2015.
3) https://help.qlik.com/