Характеристика психологических барьеров креативности




Введение

 

Реализация творческого потенциала личности является одновременно и необходимым условием формирования специальных актерских способностей. Представляется полезным ознакомить будущих педагогов творческих дисциплин с возможностями современных психотехник (тренингов), которые широко используются в групповой психотерапии и психологии. Так, например театральная педагогика, отвечая запросам современного театра, находится сейчас в поиске новых средств, позволяющих за четыре года профессионального обучения развить психотехнику динамичного, универсального актера, раскрыть его творческий потенциал.

За последние полвека на Западе созданы специальные методы групповой психотерапии, а на их основе и упражнения, помогающие человеку адаптироваться во все более усложняющейся действительности, вписаться в окружающий его социум и полностью реализовать свои способности. Только в этом случае, как считают психологи, можно стать успешной, продуктивной и уверенной в себе личностью. В самом общем виде тренинги учат конструктивному, т.е. творческому поведению и общению. Происходит это исподволь, при погружении участника группы в особую, специально создаваемую в групповой работе атмосферу, при непосредственном воздействии на его подсознание.

В работе предполагается, в первую очередь, обратить внимание на важность обретения профессиональных навыков и умений в единстве с проявлением творческих способностей.

 


Характеристика психологических барьеров креативности

барьер креативность творческий терапия

Мышление как процесс интеллектуальной деятельности имеет сложное строение, зависящее от множества факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую интеллектуальных способностей.

Индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются уровнем общего интеллекта, т.е. высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но не достаточным, достижение творческого предела будет зависеть от ряда других качеств личности (мотивации, компетентности, работоспособности).

Для развития творческого мышления необходимо, но не достаточно высокое интеллектуальное развитие, определённый объём знаний, уровень интеллектуальных способностей, наследственные и врождённые задатки.

Исследование творческого мышления - достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным. Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации.

Существуют, как правило, внутренние психологические ограничения творческого мышления - их называют барьерами креативности. Это может быть недостаток времени, страх критики, сниженная самооценка, страх неудачи.

Психологи рассматривают повышение креативности как один из элементов повышения силы мозга, психологического и интеллектуального развития личности. Как же развить или усилить свою креативность? Какие факторы влияют на повышение силы мозга? В первую очередь - это максимальное использование имеющихся интеллектуальных и психических возможностей, снятие самоограничивающих убеждений типа:

· я не из тех, кто способен учиться, я плохо успевал в школе;

· я слишком стар, чтобы учиться;

· я не творческая личность;

· у меня плохая память;

а также - преодоление имеющихся объективных преград:

· улучшение памяти;

· ускоренное обучение с использованием разработанных стратегий нейро-лингвистического моделирования.

За последние годы произошли столь серьезные изменения в социокультурной ситуации и в психологическом климате нашей страны, что они начали явственно сказываться на психическом здоровье студенчества, в том числе и студентов театрального вуза. За последние пять-десять лет у людей 19-24 лет наблюдается более высокий уровень невротизации, чем у предыдущих поколений. Налицо большее число внутренних конфликтов и проблем в области личной и творческой жизни. Состояние тревоги, неудовлетворенности обучением, отсутствие планов на будущее - все это мешает реализации творческого потенциала личности, развитию творческих способностей.

Это состояние внутреннего напряжения влечет за собой мышечные зажимы, которые, в свою очередь, блокируют творческое подсознание. Следовательно, тормозятся ассоциативные функции, творческое воображение и весь комплекс неосознанных процессов психики, которые детерминируют творческий поиск. В театральный вуз ныне приходят абитуриенты с неразвитым, разбалансированным вниманием, эмоционально бедные, с катастрофически низким культурным уровнем, отсутствием неожиданных и разнообразных ассоциативных связей.

Все методические разработки практической психологии так или иначе ставят своей задачей обретение человеком внутренней свободы, развивают его способности к саморегуляции и внутреннему росту, т.е. тем или иным способом раскрывают его творческий потенциал. Не случайно в настоящее время во всем мире наблюдается тенденция перемещать фокус внимания врачей, психологов и пациентов с проблем чисто психиатрических на проблемы духовного роста и творческой реализации личности. Можно даже утверждать, что творчество стали рассматривать как универсальное лекарство от невроза.

Важная тенденция в разработке различного рода тренингов и психотехник связана с влиянием на западную культуру восточной философии и восточного образа жизни. В основе многих тренингов лежат представления восточной культуры о духовном росте человека как о смысле его жизни, а отсюда и своеобразные подходы к пониманию личности, и соответствующие им психотехники, открывающие пути к самосовершенствованию. Достаточно вспомнить философию и упражнения йоги, значительно обогатившие современные методики творческого раскрепощения. Особенности восточной традиции состоят в том, что она, во-первых, обращается к этической стороне бытия, во-вторых, специально обучает человека концентрации внимания на собственном внутреннем мире, а в-третьих, в основу тренинга кладет раскрепощение мышц или релаксацию как условие освобождения подсознания. Релаксация может иметь целью последующую медитацию, как это практикуется на Востоке, а может стать необходимым условием самореализации и снятия излишнего самоконтроля. Такие цели как раз и преследует практическая психология на Западе. С Востока пришла в западную психологию и идея о важнейшей роли психической энергии в бытии человека, в его физическом и психическом функционировании и, следовательно, в его творческом росте.

Одновременно с влиянием восточной традиции западная психология находится под воздействием представлений о космической, трансцендентной миссии человека в русле идей В.И. Вернадского, Пьера Тейяра де Шардена, Николая и Елены Рерих.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: