Арт-терапия как средство преодоления барьеров кретивности и творческих способностей




барьер креативность творческий терапия

Найти подход к другому человеку, донести до него этические и эстетические нормы и ценности, развить его способности к самостоятельному творчеству и самореализации легче всего с помощью искусства. Вот почему психология и психотерапия все активнее обращаются к театру, музыке, вокалу, танцам, объединяя такого рода тренинги понятием «арт-терапия».

Отметим три важнейших момента, связанных с воздействием искусства на душу человека и способствующих его «излечению» в самом широком смысле этого слова. Во-первых, в арт-терапии особо важное место занимает воображение, позволяющее жить как бы второй жизнью. Эта жизнь определяется двойственностью сознания и связанной с этим возможностью существовать параллельно в двух планах - воображаемом и реальном. Жизнь в воображаемом плане позволяет субъекту взглянуть на себя и свои проблемы со стороны, управлять сложившейся ситуацией, прожить тысячу жизней в другие времена, в других странах, наконец, просто начать жизнь заново.

Соучастие и сопереживание лежат в основе театрального искусства и свидетельствуют о его игровой природе. Сценическая игра, сохраняя функцию самовыражения, свойственную детской игре, становится во взрослом возрасте «игрой для других», вовлекая зрителя в соучастие и сопереживание происходящему на сцене. Театральность свойственна природе человека и уходит корнями в глубокую древность.

И. Хейзинга (1938), а следом за ним Р. Лэнди (2001) предполагают, что принцип перевоплощения лежит в основе драматического события, будь то ритуальное действо, игра, импровизация или профессиональный театр. Лэнди определяет перевоплощение как способность человека примерить на себя

маску или роль. По его мнению, это парадоксальный процесс, включающий в себя контакт и разъединение, надевание на себя маски и снятие ее, одновременное существование в сфере «Я» и «не-Я».

Другой особенностью арт-терапии является то, что создание произведений искусства определяется бессознательными - спонтанными, эмоциональными, интуитивными - процессами.

Для определения сущности психодрамы необходимо рассмотреть два аспекта проблемы, которые можно обозначить как «театр и игра» и «театр и религия». В понимании природы этого явления одним из ключевых понятий является катарсис и его психотерапевтический эффект. В книге «Психодрама и групповая психотерапия», изданной в 1946 году, Дж. Морено так определяет это понятие: «Психодрама - наука, исследующая «истину» драматическими методами», главным из которых является действие. Морено объясняет природу метода тем, что сцепа дает особую свободу для выражения содержания внутренней жизни действующего на ней человека и помогает ему приобрести особый опыт. Средствами искусства и особенно театра можно достичь катарсиса. Так, «Терапевтический театр», созданный Морено, призван помочь пациенту освободиться от невыносимого напряжения, которое до конца им не осознается.

Средством достижения относительного равновесия, очищения, разрешения эмоциональных конфликтов и является катарсис. Сущность психодрамы состоит, таким образом, в том, что драматическая игра помогает перевести содержание из вербального в действенное. Эта своеобразная игра включает несколько стадий: вначале следует делать вид, что исполняешь роль, затем наступает очередь проигрывания той же сцены как бы в прошлом, затем следует переживание содержания сцены в настоящем и, наконец, проба себя в будущем. При этом принципиально участие в действии других членов группы, что помогает взглянуть на себя и свою ситуацию новыми глазами.

Психодрама использует пять основных инструментов. Это: сцена, субъект или протагонист (пациент), режиссер, штат «терапевтических помощников» (вспомогательные ego), публика.

Сцена представляет собой максимально гибкое жизненное пространство. По форме она круглая, и это принципиально важно. Пространство сцены шире жизненного, бытового, это как бы расширение жизни. Реальность и фантазии не находятся в конфликтных отношениях, и если предлагаемые обстоятельства, т.е. иллюзии и галлюцинации больного человека становятся реальностью, они воспринимаются им с помощью чувств. При этом очень важны, конечно, вдохновение и спонтанность действия.

Чем аморфнее продукция, выдаваемая клиентом, тем сценическое выражение менее адекватно глубинному содержанию подсознания. Подсознание реализуется в образах и символах. Ценным, стимулирующим подсознание материалом здесь являются народные игры, сказки, ритуалы, посвященные сбору урожая, любовные игры, все комедии, различные проявления остроумия. (Кстати, по мнению Морено, в трагедии подсознание проявляется труднее, чем в комедии, по причине депрессии.) Все перечисленные приемы помогают протагонисту (пациенту) не превратиться в актера, но стать на сцене тем, чем он является в действительности. «Другие» играют людей из его жизни. Вторым «Я» клиента является режиссер. Режиссер одновременно и постановщик, и терапевт, и аналитик. Каждый намек приводится им в действие. Объединить постановку с жизненной линией пациента и не допустить при этом потери публики - вот одна из его первоочередных задач. Как терапевт режиссер может нападать на пациента, шокировать его, смеяться, шутить, а иногда и самоустраняться, «умирая в актере». Как аналитик он дополняет сыгранное пациентом собственной интерпретацией, организует реакцию публики.

Терапевтические актеры, выполняющие роль вспомогательного эго пациента, имеют двойное значение: они дополняют и режиссера, и пациента. Выполняя функции актера, «другие» актеры играют роли ведущих и одновременно социальных исследователей.

Публика, в свою очередь, помогает протагонисту, или же протагонист помогает публике, и тогда зрители сами становятся пациентами. Во всех случаях публика выполняет очень важную функцию - она выражает общественное мнение. Последнее положение лежит в основе целого ряда театральных экспериментов.

Психодрама получила широкое распространение в Америке в 30-40-е годы как один из эффективных методов групповой психотерапии. Так, Франко изучал возможности психодрамы в преодолении социальных и расовых предубеждений. Калгасар с помощью психодрамы занимался подготовкой психотерапевтов. Лофт впервые применил методы психодрамы с пациентами-детьми, a Полански и Харкинс использовали психодраму как элемент госпитальной терапии. Эффективно ее проведение в психотерапевтической среде в госпитале или дневном стационаре. В литературе описан опыт работы с умственно отсталыми, с больными афазией. Доказана эффективность лечения с помощью психодрамы эпилептиков, хронических больных и т.д.

Таким образом, психодрама доказала свою эффективность как один из методов групповой терапии, основанной на самых важных принципах театрального зрелища. Но в качестве лечебного средства она теряет при этом эстетические качества. В случае же, если мы имеем дело с театральным спектаклем, критерии выразительности, художественного обобщения, зрелищности являются обязательными.

Каковы же возможности психодрамы в деле развития креативности личности? Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим ее основные приемы.

Авторы книги «Об основах психодрамы: история, теория и практика» Адам и Эли Блантнер описали принципы психодраматической техники. Они считают, что психодрама в ее широчайшем применении имеет целью именно освобождение индивидуальных, групповых и организационных творческих возможностей

Основными принципами техники психодрамы являются следующие:

· В большей степени необходимо использовать физические действия, а не повествование, показ ситуации, а не рассказ о ней.

· Использование прямого адреса, т.е. рассказ о людях, которые вовлекаются в процесс и играют дополнительные роли. Они раскрывают подробности, т.е. активно участвуют в психодраме.

· Активное поведение других людей, которые участвуют в сценах, вызывает более спонтанное и более прямое поведение у самого участника.

· Создание абстрактной ситуации менее желательно, чем конкретная работа со специфическими сценами. Следует создавать подлинные столкновения всюду, где это возможно.

· Необходимо поощрять участников к утвердительным заключениям относительно своих желаний, страхов, намерений, использовать предложения, начинающиеся с «я».

· Работать с ситуацией в прошлом или будущем, как если бы она случилась в настоящем, здесь и теперь. Обратить внимание на ценность потенциальных возможностей для споров, для того чтобы договориться, и поэтому использовать такого рода опыт.

· Обращать особое внимание на невербальные компоненты, т.е. на тон голоса, модуляцию, интонацию, интенсивность, походку, а также на позу, жесты, экспрессию в коммуникации.

· Упражняться с участниками непосредственно в эмпатии. Работать над повышением уровня самораскрытия и честности, особенно в отношении чувств.

· Уважать и прислушиваться к межличностным предпочтениям в динамической группе.

· Постоянно оценивать и давать обратную связь группе в отношении коллективных предпочтений, с тем, чтобы помочь участникам работать над их собственными проблемами. Учитывать взаимосвязи и рассматривать конфликтные решения, т.е. использовать социометрию.

· По возможности использовать игровой стиль в решение ситуации.

· Менять (варьировать) идентичность участников, т.е. людей, играющих символические роли, или ситуацию, чтобы ограничить сверхвключенность одних и, с другой стороны, стимулировать чувство альтернативных возможностей у других.

· Использовать символы и метафоры, персонифицировать их и делать более жизнеспособными.

· Включать другие артистические символы и средства, такие как движение, костюм, поэзию, искусство, музыку (звук) или световые эффекты.

· Обострять или усложнять поведение участников, чтобы исследовать широкие возможности разных решений ситуации.

· Признавать и использовать природу и ценность процесса «разогрева», т.е. предварительного раскачивания, как предвестника творческого поведения.

· Использовать средства драматической техники и реального расширения контекста драмы, для того чтобы исследовать и выражать опыт воображаемой ситуации, так же как и реальной, сделать их по возможности конкретными.

· Приветствовать и всячески поощрять моменты подъема, возбуждения, энтузиазма и творческого раскрепощения.

· Активно использовать и культивировать сублимацию - канал творческой энергии - и переходить, таким образом, к альтернативам невротического поведения, переводя его в динамическое развитие характера.

· Использовать лечебные факторы групповой терапии. Основной смысл и цель этих принципов состоит в том, чтобы спровоцировать спонтанность, которая отражается в импульсивности, восприимчивости и эффективно способствует творческой интуиции и инсайту.

Таким образом, психодрама может быть использована как средство развития личности среди других психотерапевтических подходов: бихевиористских, направленной фантазии, гештальттерапии, биоэнергетического анализа и других творческих арт- или рекреационных терапий.

Техника психодрамы может быть классифицирована в четырех основных категориях: основная (базовая), различные сцены, разрешение конфликтов и упомянутый выше «разогрев». Краткий список различных специфических приемов, которые можно использовать как средство развития креативности, приводится ниже. Подробное описание основных приемов молено найти в ряде специальных руководств.

Для развития креативности особенно ценно достижение спонтанности, поэтому в психодраме используются элементы искусства: коллажи, театральные игры и «сенсорное пробуждение», а также направленная фантазия, поэзия, движение, танец, музыка и ритм.

Эти техники, разработанные Морено и другими специалистами по психодраме за последние пятьдесят лет, могут быть использованы не только в классическом варианте, но также в модифицированной свободной форме.

 

 


Заключение

 

Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность - его неотъемлемым атрибутом, можно определить креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе.

Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа мы находимся, в какой области нам недостаточно информации и где ее можно получить и т.д.

Важнейшим условием творческой реализации является прежде всего наличие творческой энергии и умение этой энергией управлять, т.е. высокий уровень саморегуляции личности. Очень часто энергия не функционирует нормально по причине высокого самоконтроля, блокирующего подсознание. На основе мышечной релаксации, достигаемой в разных вариантах аутогенной тренировки, возможны и техники произвольного самовнушения, и развитие высших творческих функций (психических процессов): произвольного внимания, ярких наглядно-чувственных представлений (видений), воображения, эмоционального переключения и др.

Наиболее распространённым способом преодоления барьеров креативности является арт-терапия (в работе рассмотрен один из её вариантов - психодрама).


Список использованной литературы

 

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2003. - 576 с.

2. Вертгеймер М., Продуктивное мышление. - М., 2007 - 400 с.

. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб, 2004 - 378 с.

. Дружинин В.Н. Диагностика общих способностей. - М., 2006 - 279 с.

. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007 -280 с.

. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 2000. -192 с.

. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 2003. -344 с.

. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 2006 - 352 с.

. Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге. Тренинг креативности. - СПб., 2006. - 225 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: