КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВА-
ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОЛХОВСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено и одобрено на УТВЕРЖДАЮ
Заседании цикловой комиссии Заместитель директора по учебной работе
Протокол № от «» 2016 г. Т.М. Рябинина
Председатель цикловой комиссии «» _______________ 2016 г.
___________________ А.В. Алёшкин
МДК 4.5. Электрооборудование автомобилей
Практическое занятие № 5
" Диагностирование генераторных установок."
Разработчик: преподаватель Максимова Э.А.
Практическое занятие №5
Тема " Диагностирование генераторных установок."
Цель занятия: изучить основные виды работ и используемое оборудование при диагностировании генераторных установок
Литература:
1. Ю. Вишневецкий, "Электрооборудование автомобилей", М., "Дашков и К", 2011
2. А.Пузанков, "Устройство автотранспортных средств", М., "Академия", 2012
3. И.Туревский, «Электрооборудование автомобилей», М., «Форум»,2011
Порядок проведения занятия: студенты по методическим указаниям под руководством преподавателя изучают и углубляют знания о основных видах работ и используемом оборудовании при диагностировании генераторных установок
В результате выполнения практического занятия, студент заполняет отчет по практическому занятию.
Теоретические сведения:
Современные генераторные установки достаточно долговечны и надежны при правильном уходе за ними в эксплуатации. Диагностирование генератора включает следующие операции:, наружный осмотр якоря, коллектора,.щеток; определение частоты вращения генератора на начало и полную отдачу; проверку температуры его нагрева; выявление шумов и стуков и проверку состояния деталей генератора с помощью специального оборудования.
Оборудование применяемое для диагностирования:вольтметр, омметр, мультиметр, тестер, шумомер, осциллограф, стенды.
Рис.1 ВАТ 131 тестер для проверки генераторов. BAT131 - тестер для генераторов BAT131 - тестер для генераторов
Рис 3 Стенд для проверки генератора.
Рис.4 Мультиметр.
Особое внимание при этом следует уделять щеткам, так как качество работы генератора зависит от хорошего контакта щеток с коллектором. Причинами нарушения контакта могут быть: загрязнения коллектора, изнашивание щеток и коллектора, заедание щеток в щеткодержателях, ослабление пружин, прижимающих щетки к коллектору. Во время работы генератора поверхность коллектора темнеет, приобретает красновато-коричневый оттенок. Такой цвет свидетельствует об исправности генератора. Цвета побежалости и синеватый оттенок коллектора появляются в результате его перегрева. В этом случае генератор необходимо тщательно проверить для установления причины неисправности. Загрязненный коллектор протирают чистой тканью, смоченной в бензине. Подгоревшую поверхность коллектора зачищают стеклянной бумагой С-100. Нельзя пользоваться наждачной шкуркой, так как наждачная пыль, забиваясь в зазоры между коллекторными пластинками, вызывает короткое замыкание секций обмотки якоря. Сильно изношенные коллекторы протачивают.
Щетки, изношенные больше, чем наполовину или поврежденные, заменяют новыми. Перед установкой их протирают по профилю стеклянной бумагой.
Повышенный нагрев генератора (50 °С и выше) может быть вызван чрезмерным натяжением ремня, изнашиванием подшипников якоря, замыканием в обмотке якоря или коллектора. Температуру определяют специальными приборами, термометрами, на ощупь.
Шумы и стуки могут быть вызваны изнашиванием подшипников, щеток, чрезмерным натяжением ремня и другими причинами. Уровень шумов определяют на слух и с помощью шумомеров.
Техническое обслуживание генераторов переменного тока не отличается от ТО генераторов постоянного тока, за исключением профилактических работ по обслуживанию выпрямителей (селеновых и с кремниевыми диодами). У выпрямителей могут быть такие, основные неисправности: замыкание на массу, нарушение контакта с массой автомобиля, пробой селеновых шайб или диодов, старение выпрямителей. Для предупреждения и устранения указанных неисправностей выпрямители необходимо содержать в чистоте, не перегревать, периодически продувать сжатым воздухом (для удаления пыли) и проверять их крепление.
Реле-регуляторы обслуживают не менее двух раз в год: очищают, проверяют техническое состояние и, в случае необходимости, регулируют зазоры между контактами.
Ответить на следующие вопросы:
Основные операции при диагностировании генератора _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование применяемое для диагностирования генератора _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причинами нарушения контакта щеток с коллектором... ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой цвет свидетельствует об исправности генератора
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работы проводимые ля восстановления коллектора
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ремонт щеток _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины повышенного нагрева генератора
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем могут быть вызваны шумы и стуки генератора
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные неисправности выпрямителей:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТО выпрямителей
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТО реле-регуляторов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________