Характеристика методов исследования.




Очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом социолог пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.

Методология науки — это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

Метод определяется как способ, совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей[8]. Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.

Методы социологических исследований включают:

- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;

- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;

- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.

К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент - анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте.

В своей работе я применяла опросный метод исследования.

Профессионализм в выборе и применении метода заключается в его соответствии природе изучаемого объекта и последовательности реализации основных принципов (научных верований, методологических требований, стандартных процедур и стереотипов) исследования.

Для того чтобы нивелировать случайные отклонения в совокупности получаемых оценок и мнений, социологи опрашивают множество людей, предварительно рассчитывая, какое количество высказываний может достаточно точно отразить реальную общую картину. Иными словами, используя опрос как метод получения информации, исследователи чаще прибегают к выборочному анкетированию (письменному заполнению стандартного опросного листа) или интервьюированию (устным ответам на «тематически» поставленные вопросы), поскольку проводить сплошной опрос всех, причастных к объекту исследования, порой весьма затруднительно.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование.

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (например, людям с разным образованием и т.д.).

При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации:

- Формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной.

- Анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов.

- Анкета не должна содержать лишних вопросов.

- В тесте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология.

- Все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования.

- Анкета не должна быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость.

- В анкете необходимо использовать контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых в ответах.

Все вопросы можно классифицировать[9]:

- по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);

- по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

- по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

При интервьюировании, в отличие от анкеты, контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Выбор средств для социально-психологического исследования семейных отношений представляется достаточно сложной задачей, которая усложняется тем, что область семейных отношений является глубоко интимной, личностно значимой и поэтому требует особенно осторожного подхода.

В данном исследовании с целью получения эмпирической информации применялась анкета. Анкета служила для получения сведений о изменениях в характере межличностных взаимоотношений между родителями в период ожидания ребенка. Вопросы задавались в основном в косвенной форме.

Ролевые притязания мужей и жен в период ожидания ребенка оценивались в анкете по критериям:

¾ хозяйство и быт,

¾ отношение к детям,

¾ поддержка внесемейной деловой активности,

¾ эмоциональная и моральная поддержка,

¾ внешняя привлекательность.

Кроме содержательных вопросов, анкета включала вопросы, направленные на выяснение социально-демографических характеристик респондентов. Здесь отражались характеристики респондентов необходимые для анализа поставленной проблемы:

 

Пол_________Возраст_________________

Социальное положение _________________

Дата______________

 

Анкета анонимна. Фамилии, имена и отчества не указывались, учитывая интимность многих вопросов, касающихся семейных проблем.

Вопросы анкеты с данными исследования приведены ниже.

От исследователя требовалось не только выявить, но и правильно поставить проблему, т.е.:

- корректно (точно и четко) ее сформулировать;

- выдвинуть конкретные цели исследования;

- сформулировать научную гипотезу (предположение о связях между изучаемыми элементами);

- построить теоретическую модель явления;

- операционализировать модель, выделяя совокупность важных наблюдаемых признаков явления;

- определить задачи анализа;

- выбрать адекватные методы и инструментарий исследования проблемы.

Говоря иными словами, правильная постановка проблемы дает дополнительные ресурсы к ее разрешению.

Процесс составления анкеты осуществляется в следующей последовательности:

- Определение целей опроса.

- Выбор методов сбора данных.

- Разработка вопросов.

- Оценка вопросов.

- Тестирование.

- Уточнение анкет.

 

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты и проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п.

Опрос, который предстояло провести, является групповым анкетным опросом.

Преимущества группового опроса: обеспечивается стопроцентный возврат анкет; респонденты имеют возможность дополнительной консультации по технике заполнения анкеты; есть возможность контролировать качество заполнения анкет в процессе сбора.

 

Вопросы анкеты. Отношение людей к сексуальным меньшинствам.

Мы предлагаем Вам ответить на несколько вопросов о Вашем отношении к сексуальным меньшинствам. Во всех вопросах даны варианты ответов и Вам нужно просто отметить тот вариант, который наиболее близок к Вашему личному мнению.

1. Ваш пол:

а) мужской

б) женский

 

2. Ваш возраст:

а) от 15 до 18

б) от 18 до 25

в) от 25 до 35

г) от 35 до 50

д) более 50

 

3. Ваше семейное положение:

_______________ (допишите)

 

Ваше место учебы \ работы (если работаете, укажите профессию или должность):

 

а) колледж, гимназия, лицей, средняя школа

в) ПТУ, техникум, училище

г) ВУЗ

д)_____________________________ (другое)

 

4. По Вашему мнению, уровень доходов вашей семьи

а) низкий

б) средний

в) высокий

5.Вы из семьи

а) интеллигентов

б) рабочих

в) другое (укажите)__________________________

 

6.Знаете ли Вы о существовании сексуальных меньшинств?

а) да

б) нет

7.Знаете ли Вы о том, что в вашем городе есть люди с нестандартной сексуальной ориентацией?

а) да

б) нет

 

9.Есть ли среди Ваших знакомых представители сексуальных меньшинств?

а) да

б) нет

в) не знаю

 

9.По Вашему мнению:

а) сексуальные меньшинства в нашей стране были всегда

б) появление сексуальных меньшинств связано с наличием литературы и западной видеопродукции, заполнившей наш рынок в последние годы

в) другое (укажите что) _______________________

 

12. Как Вы относитесь к действиям правительства по вопросу сексуальных меньшинств?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) нет

г) Скорее нет, чем да

д) Затрудняюсь ответить

 

10.Вы считаете, что

а) сексуальные меньшинства воздействуют на общество крайне отрицательно и необходимо бороться с ними всеми возможными способами, включая насильственные.

б)сексуальные меньшинства вполне естественное явление, Вы свободно общаетесь (общались бы) с их представителями.

в) нестандартная сексуальная ориентация явление противоестественное, но если представители сексуальных меньшинств не затрагивают лично Вас, Вы не считаете нужным бороться с ними.

г) ничего плохого в нестандартной сексуальной ориентации нет, но Вы избегаете общения с представителями сексуальных меньшинств, в частности с гомосексуалистами, так как по данным статистики они являются основными переносчиками венерических заболеваний.

 

11.Как Вы считаете, должно ли общество морально поддерживать сексуальные меньшинства?

а) да

б)нет

в)затрудняюсь ответить.

 

12.Должно ли государство как-либо изолировать сексуальные меньшинства (например построить город, в котором будут проживать только их представители).

а) да

б)нет

в) затрудняюсь ответить


Анализ данных

 

Результаты исследования показывают, что отношение молодежи к сексуальным меньшинствам неоднозначно.

Наше предположение о том, что отношение респондентов к сексуальным меньшинствам зависит от их социального статуса подтвердилось лишь частично: среди тех немногих, кто убежден в необходимости борьбы с сексуальными меньшинствами люди с невысоким уровнем образования. (12% опрошенных)

Наиболее резкие отличия в отношении к сексуальным меньшинствам наблюдаются в зависимости от пола. Подавляющее большинство девушек придерживаются мнения, что нестандартная сексуальная ориентация – вполне естественное явление. А юноши в большинстве своем считают нестандартную сексуальную ориентацию противоестественным явлением, но не считают необходимой борьбу с сексуальными меньшинствами. (87% опрошенных лиц мужского пола).

Примечательно, что незамужние и неженатые относятся к сексуальным меньшинствам более лояльно, чем находящиеся в браке. Среди холостых молодых людей только 8% за борьбу с сексуальными меньшинствами, среди женатых этот показатель возрастает до 12, 5%.

По сравнению с данными опроса 2002 года очевидна демократизация взгляда на нетрадиционные половые отношения (53% против 87% опрошенных мужчин), что означает возросшую терпимость к сексуальным меньшинствам.

Не нашла подтверждения гипотеза о том, что молодые люди избегают общения с представителями сексуальных меньшинств (в частности с гомосексуалистами) из-за того, что, по данным статистики, они являются основными переносчиками венерических заболеваний. Данный факт, по нашему мнению, доказывает то, что современное общество остро нуждается в информации по поводу данной проблемы. В частности существует необходимость в публикации статистических данных о распространении венерических заболеваний людьми с нестандартной сексуальной ориентацией, в обсуждении этой проблемы в школах и других учебных заведениях. Безусловно, здесь требуется более серьезное исследование (т.к. данное исследование нерепрезентативно в связи с малым количеством опрошенных) и более тщательный анализ данных.

Радует то, что среди опрошенных довольно низок процент тех, кто связывает появление сексуальных меньшинств с наличием литературы и западной видеопродукции, заполнившей наш рынок в последние годы.


Заключение

 

Мы имеем проблему, но не имеем готового ее решения. В любом случае, психотерапевтическая помощь, в которой нуждаются некоторые гомосексуалы, возможна только при условии дружественного отношения и понимания. О специфике психотерапии среди геев и лесбиянок существует большая специальная литература, кое-что даже переведено на русский язык.

Депатологизация гомосексуальности очень напоминает судьбу левшества. В прошлом леворукость часто считали болезненной и опасной, а левшей - морально развращенными, им приписывали связь с дьяволом, обследования в тюрьмах и психиатрических больницах в конце XIX в. "подтвердили", что левши чаще бывают лунатиками, невротиками, имеют преступные наклонности, среди них больше умственно отсталых, заик, эпилептиков и т.д. Врачи, учителя и родители делали все возможное, чтобы подавить в детях это болезненное начало и научить их пользоваться преимущественно правой рукой. Иногда это получалось, чаще - нет, но всегда причиняло много хлопот и мучений. Сегодня эти тревоги кажутся смешными.

Хотя леворукость связана с особенностями латерализации полушарий головного мозга и, подобно гомосексуальности, встречается у мужчин вдвое чаще, чем у женщин, причем между этими феноменами есть определенная связь (у гомосексуалов вероятность "неправоручия" на 39% выше, чем у гетеросексуалов), она не сопряжена ни с какими психическими и нравственными отклонениями.

Противоречащая международным стандартам позиция некоторых психиатров лишает российских геев и лесбиянок законной медицинской помощи (не станет же врач помогать своему клиенту принимать заведомо "нездоровую" сексуальную ориентацию?!), отрицательно сказывается на их душевном состоянии и самоуважении и используется для оправдания их социальной дискриминации, публичной диффамации и т.п. Тем более, что эти люди юридически беззащитны. В нашем законодательстве нет закона, который позволял бы дискриминировать сексуальные меньшинства, но нет и ни одного закона, который бы защищал их гражданские и человеческие права. Однако отмечена тенденция к восприятию нетрадиционной сексуальной ориентации людей как некоторое естественное положение вещей, что связано с увеличением знаний о данном явлении с точки зрения психологии и сексопаталогии. Подобная тенденция способствует стабилизации общества в целом.


Список используемой литературы

 

4. Аберкромби К., С. Хилл, Тернет Б.С. «Социологический словарь», М. «Экономика», 2004

5. Алексеев Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств: Россия в свете практики международных организаций и национального законодательства стран мира.- М.: БЕК 2001

6. Кон И.С. «О нормализации гомосексуальности»// «Сексология и сексопатология», 2003, № 2

7. Методы и методики социально-педагогического исследования. / Под ред. С.Г. Вершловского. – М., 1999.

8. Настольная книга социолога. ВГУ. Воронеж. 2006

9. Электронная энциклопедия Википедия // «Сексуальные меньшинства»

10. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Уч. Посю 3-е издание. М. Омега Л. 2007

11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995

 


[1] Кон И.С. «О нормализации гомосексуальности»// «Сексология и сексопатология», 2003, № 2, с. 2

[2] Кон И.С. «О нормализации гомосексуальности»// «Сексология и сексопатология», 2003, № 2, с. 4

[3] Электронная энциклопедия Википедия // «Сексуальные меньшинства»

[4] Кон И.С. «О нормализации гомосексуальности»// «Сексология и сексопатология», 2003, № 2, с. 4

[5] Алексеев Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств: Россия в свете практики международных организаций и национального законодательства стран мира.- М.: БЕК 2001

[6] Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Уч. Посю 3-е издание. М. Омега Л. 2007, с 45

[7] Аберкромби К., С. Хилл, Тернет Б.С. «Социологический словарь», М. «Экономика», 2004

[8] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.С.41.

[9] Методы и методики социально-педагогического исследования. / Под ред. С.Г. Вершловского. – М., 1999.С.37.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: