Шамшурин Егор Владимирович
Социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 101 группа
Дисциплина «Современное естествознание»
Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности.
Кейс для самостоятельной работы.
Эксперимент (образовано от греческого слова: ἐμπειρία — проба, опыт) - метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.
Особенности эксперимента как метода научного познания:
1. Возможность повторения условий эксперимента для многократной проверки получаемых научных данных.
2. Использование мощных технологий обработки данных (компьютерных методов, схем статистического анализа, использование приемов математического моделирования);
3. Высокий уровень материально-технического обеспечения для проведения эксперимента;
4. Работа целого научного коллектива (для современного научного эксперимента);
5. Взаимодействие подходов различных областей науки (применение методов физики биологии и медицине);
6. Наличие гипотезы (с зависимыми и независимыми переменными), т.е. предположения о характере изучаемой связи, которую должен подтвердить или опровергнуть эксперимент;
Однако для каждого эксперимента существуют свои ограничения, либо искажающие его результат, либо делающие проведение эксперимента невозможным:
1. Проблемы этического характера, основанные как на моральных нормах (открытие новых форм эвтаназии), так и на религиозных догмах (в арабских странах таким образом тормозятся исследования клонирования и трансплантации органов);
|
2. Проблема технического и ресурсного оснащения;
3. Проблема замены экспериментальных вмешательств другими методиками (квазиэкспериментом – методом, отличающимся снижением уровня требований или недостаточностью контроля).
Шамшурин Егор Владимирович
Социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 101 группа
Дисциплина «Современное естествознание»
Мысленный эксперимент - метод научного познания, который заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путём конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно (условно) задаваемых ситуациях.
Характерной чертой мысленного эксперимента является применение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности, как следствие – мысленный эксперимент сходится к оперированию абстрактными образами с целью изучения существенных характеристик действительности, что даёт ему возможность широкого использования в фундаментальных науках.
Социальный эксперимент – это исследование какого-либо социального явления путем активного воздействия на него; при этом либо создаются какие-то новые социальные условия согласно целям данного эксперимента и меняется течение социального процесса в нужном направлении, либо сам социальный процесс воспроизводится искусственно посредством его моделирования.
Ключевыми отличительными чертами социального эксперимента являются сложность воспроизводимости (социальный эксперимент в конкретных социоисторических условиях производится лишь один раз, его нельзя повторить с абсолютной точностью), выделение эталонного объекта и проблема достижения абсолютной нейтральности эксперимента.
|
Шамшурин Егор Владимирович
Социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 101 группа
Дисциплина «Современное естествознание»
Ярким примером мысленного эксперимента в естественных науках считается следствие теории относительности – парадокс близнецов, который сводится к тому, что в быстродвижущихся системах отсчёта время движется медленнее. «Представьте двух близнецов, один из которых отправился в межзвёздное путешествие на корабле, летящем с околосветовой скоростью. Другой остался на Земле и состарился быстрее своего брата».
Согласно специальной теории относительности, процессы у двигающихся объектов замедляются, то есть близнец, вернувшись из путешествия, будет моложе брата. Например, полёт к альфе Центавра и обратно с ускорением в 1 g в земной системе отсчёта составит 12 лет, а по часам корабля пройдёт 7,3 года. С другой стороны, теория декларирует равноправие инерциальных систем отсчёта. То есть Земля относительно звездолёта тоже движется с увеличивающейся скоростью. Следовательно, и на ней время должно замедляться. Отсюда и возникает противоречие, которое требуется объяснить.
В конце концов объяснения были найдены. Правда, чтобы их вкратце изложить, нужна отдельная статья. Но куда более важно, что эффект замедления времени у быстро движущегося объекта экспериментально зафиксирован у частиц в ускорителях и в атомных часах на спутниках GPS, в показания которых необходимо вносить поправки. Если бы эффект замедления времени не учитывался при использовании этих спутников, то координаты, вычисленные на основе GPS, были бы неверными уже через две минуты, и ошибка накапливалась бы со скоростью 10 км в день!
|
Эффект и его последствия часто описывались в фантастике — от «Туманности Андромеды» (1957) Ивана Ефремова до недавнего «Интерстеллара» (2014).
В качестве известного социального эксперимента можно привести пример «Вселенная-25» – социальный эксперимент создания «мышиного рая»: доктор Джон Б. Калхун создал бак с идеальными условиями: система тоннелей с индивидуальными отсеками и поилками, температура +20, ежемесячная очистка и набивка кормом и материалом для гнезд, и запустил туда четыре пары здоровых мышей (фаза эксперимента «А». Практически сразу же они начали размножаться, и каждые 55 дней население увеличивалось в 2 раза (фаза «В»).
На 315 день во «Вселенной-25» жило 600 мышей и им не хватало места (фаза «С», начало конца). Общество начало стремительно разрушаться. Сформировалось несколько любопытных классов: «нонконформисты», которые обитали в центре и регулярно нападали на владельцев гнезд, «красивые» — самцы, которые не интересовались размножением и ухаживали исключительно за собой, и, наконец, «средний класс», который пытался любой ценой сохранить привычный уклад. В баке процветало насилие и каннибализм. На 560-й день популяция достигла пика в 2200 особей, рождаемость упала, редкие беременности кончались убийством детенышей (фаза «D»). Однако повышенный процент смертности не спасал положения: последние восемь мышей умерли одна за другой, так и не вернувшись к привычному укладу, они даже не пытались завести детёнышей.