Принцип разделения властей выступает в качестве одного из основополагающих при организации функционирования и деятельности любого правового и демократического государства. Необходимость исследования сформировавшейся обстановки в структуре разделения властей в РФ детерминируется проблемами, которые непосредственно связаны с подготовкой и практической реализацией актов нормативно-правового характера в нашем государстве, политико-правовыми правоотношениями между структурными подразделениями каждой ветви власти: исполнительной, законодательной и судебной.
Органами законодательной власти признаются: Федеральное Собрание, государственные и народные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в структуру Российской Федерации; думы, областные и законодательные собрания, а также иные органы законодательной власти областей, краев, городов федерального значения, автономных округов и областей. Главная особенность данных органов заключается в том, что они избираются непосредственным образом народом и никаким иным путем не могут быть сформированы. В своем комплексе они образуют механизм представительных органов власти государства в РФ.
Выступая в качестве органов законодательной власти, представительные органы власти государства выражают волю всего народа Российской Федерации и придают ей характер общеобязательности. Они принимают решения, которые воплощаются в соответствующих актах, предпринимают меры для исполнения собственных решений и осуществляют контроль за их практической реализацией. Решения органов законодательной власти обладают общеобязательным характером для исполнения всеми иными органами соответствующего уровня, в том числе нижестоящими органами власти государства и органами местного самоуправления.
|
Независимость органов законодательной власти прямо вытекает из принципа независимости народа и идеи разделения властей. Данная власть формируется на основании прямого народного волеизъявления, а потому в процессе собственной деятельности орган законодательной власти не зависит от Президента РФ и органов судебной власти, несмотря на то, что и находится в тесном взаимодействии с ними. Президент Российской Федерации выступает в качестве участника законодательного процесса, имеет право вето, а Конституционный Суд РФ имеет право объявить любой закон – в части либо полностью – неконституционным, то есть утратившим свою правовую силу. Подобная взаимная сбалансированность компетенции дает возможность поддерживать конституционный порядок и действительно обеспечивает Федеральному Собранию РФ его высокое конституционно-правовое положение.[4]
В соответствие со ст. 110 Конституции РФ, исполнительная власть в России находится в руках Правительства РФ.
Органы исполнительной власти имеют административную дееспособность и правоспособность, которая образуется в одно и то же время с их образованием и установлением компетенции, а прекращается по причине их ликвидации. Полномочия органов исполнительной власти, их задачи, права и обязанности, функции, методы и формы деятельности находят собственное закрепление и выражение в определенных законах, нормах и иных нормативно-правовых актах.
|
Органы исполнительной власти выступают в качестве части аппарата государства и выполняют существенный объем государственных функций. Их основное отличие от судебных и законодательных органов состоит в назначении, содержании деятельности и методах работы.
Органы исполнительной власти предназначены осуществлять организационную, распорядительную, а также управленческую деятельность подзаконного характера. Исполнительный характер заключается в практической организации исполнения законов, других нормативно-правовых актов и предписаний правового характера. Распорядительный характер состоит в том, что по вопросам собственной компетенции органы исполнительной власти имеют право принимать постановления и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения всеми организациями, органами и гражданами на определенной территории[5].
Следовательно, можно сделать вывод о том, что исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Судебная власть как один из видов государственной власти находится в руках специальных государственных органов – судов, которые входят в систему судов РФ. Она осуществляется с помощью конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Об этом говорится в статье 10 статьи 118 Конституции РФ.
Согласно Конституции РФ судебная власть в государстве состоит из трех звеньев. Высшими органами суда является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.
|
Верховный суд выступает в качестве высшего судебного органа по гражданским, административным, уголовным, а также по решению споров экономического характера.
Конституционный суд РФ обеспечивает контроль за всеми органами государства в РФ о соответствии с Конституцией РФ издаваемых нормативно-правовых актов и международных договоров. Также в компетенции Конституционного суда находятся споры, которые возникают между органами власти государства на уровне федерации и субъектов РФ.
Система судов строится на основании Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ».
Судебную систему РФ составляют:
1)Конституционный Суд РФ;
2)суды общей юрисдикции и арбитражные суды, которые возглавляются Верховным судом РФ.[6]
Следовательно, власть суда – это предоставленные специализированным государственным органам – судам – компетенции для разрешения отнесенных к их полномочиям вопросов, которые возникают при применении права, и реализация данных полномочий с помощью конституционного, уголовного, гражданского, административного судопроизводства при соблюдении норм процессуального характера, дающих гарантию справедливости и законности принимаемых судебных решений.
Особое место среди системы государственных органов России отводится Президенту РФ. Президент РФ выступает в качестве гаранта Конституции РФ. Это важнейшая функция, которая обязывает его устанавливать согласно Конституции РФ и федеральному законодательству базовые направления внешней и внутренней государственной политики. Он представляет Россию в международных правоотношениях.
Президент, реализуя собственные полномочия, обеспечивает должное исполнение конституционных обязанностей всеми государственными органами.
Всего этого Президент РФ может достигнуть как с помощью непосредственного обращения к лицам и органам, действия которых прямо не отвечают требованиям Конституции РФ, так и при помощи компетентных в данной сфере органов, к которым, в первую очередь, следует отнести суды.
Реализация такой функции, как обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина Президент РФ осуществляет в своей деятельности, издавая указы, инициируя законы, которые направлены на защиту правового статуса личности в общем, а также определенных групп населения, к примеру, военнослужащих, пенсионеров, вынужденных переселенцев и иных групп, которые особо нуждаются в государственной защите.
Президент РФ в качестве главы государства принимает все необходимые меры для охраны независимости и суверенитета РФ, а также ее государственной целостности. Охрана суверенитета подлежит обеспечению функционированием всех властных ветвей. Однако глава государства также наделяется особенными полномочиями. В частности, он лично принимает решения оперативного характера, которые вызваны экстраординарными обстоятельствами. К примеру, он вправе вводить собственным решением военное либо чрезвычайное положение на территории РФ либо в определенных ее местностях немедленным сообщением об этом Совету Федерации РФ в Государственной Думе. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную[7].
Заключение
Принцип разделения властей приобрел широкое распространение в конституционном законодательстве подавляющего большинства государств на современном этапе развития, в качестве непременного атрибута правового государства на демократической основе.
Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;
2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;
3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.
Устройство государственного механизма и формирование юридической базы его функционирования признается одной из основных задач любой конституции. Вся система власти должна действовать согласованного, разделяя области регулирования и охватывая все стороны общественной жизни.
Механизм Российского государства на современном этапе развития – это установленная Конституцией РФ и другими действующими в на данный момент актами нормативно-правового характера РФ механизм органов государства с их компетенцией, методами и формами воздействия на процессы в обществе, а также способами практической реализации государственных функций и задач.
Аппарат государства РФ на современном этапе развития проходит стадию реформирования, развития и становления. Одновременно очень важно осознание обществом роли и места всех органов аппарата государства в государственном управлении, разделении компетенций. А с выдвижением общей цели государства – формирование правового государства, данный вопрос и его проблема привлекает большое внимание российских правовых теоретиков.
Реформирование аппарата государства происходит в следующих областях:
1)структура правоотношений органов исполнительной власти с иными властными и управленческими институтами государства, как по вертикали, так и по горизонтали;
2)организационного механизма, структуры контроля и координации, в том числе управления в регионах и на местах;
3)механизм и методы управления, процессы и процедуры административного характера;
4)управление финансами государства и исполнение бюджета конкретными ведомствами.
Устройство государственного механизма и формирование юридической базы его функционирования признается одной из основных задач любой конституции. Вся система власти должна действовать согласованного, разделяя области регулирования и охватывая все стороны общественной жизни.
Аппарат государства РФ на современном этапе развития проходит стадию реформирования, развития и становления. Одновременно очень важно осознание обществом роли и места всех органов аппарата государства в государственном управлении, разделении компетенций. А с выдвижением общей цели государства – формирование правового государства, данный вопрос и его проблема привлекает большое внимание российских правовых теоретиков.
Реформирование аппарата государства происходит в следующих областях:
1)структура правоотношений органов исполнительной власти с иными властными и управленческими институтами государства, как по вертикали, так и по горизонтали;
2)организационного механизма, структуры контроля и координации, в том числе управления в регионах и на местах;
3)механизм и методы управления, процессы и процедуры административного характера;
4)управление финансами государства и исполнение бюджета конкретными ведомствами.
В настоящее время существует большое количество проблем, связанных с механизмом (аппаратом) государства. От того, насколько быстро и эффективно будут внесены изменения в деятельность государственного аппарата, будет зависеть и общее развитие государства.