Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов, их классификация……………………………………………………..4
2. Виды государственных органов в РФ……………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованных источников и литературы…………………………17
Введение
Актуальность исследования. Проблемы в организации и осуществлении власти государства вызывали интерес, как у теоретиков, так и у практиков на протяжении большого количества времени. Мировой опыт убедительно показывает, что важным условием успешного функционирования власти государства выступает принцип разделения властей. По этой причине имеется необходимость совершенствования системы практической реализации власти государства в современной Российской Федерации на всем пространстве, как на уровне регионов, так и федерации в общем.
Власть государства всегда материализуется в конкретной системе органов государства, способы связей между которыми обуславливаются соотношением разных политических сил в стране. В условиях политического демократического режима важное значение для взаимоотношений органов власти государства оказывает принцип разделения властей, являющийся основным принципом строительства государства, одним из юридических основ гражданского общества, а также той функциональной базой, обеспечивающей эффективную деятельность государственной системы.
Цель данной работы – исследование конституционной системы государственных органов РФ.
Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов, их классификация
|
Во время характеристики государственного механизма следует иметь в виду, что он формируется и действует в строгом соответствии с некоторыми принципами. Принципы деятельности и организации государственного механизма – это нормы и идеи, согласно которых функционирует государственный механизм.
Любой принцип представляет из себя идею о том, каким образом должен действовать государственный механизм. Зачастую базовые принципы деятельности и организации государственного механизма установлены в нормах Конституции РФ (в частности, принцип разделения властей, уважения прав и свобод человека и гражданина). Данные принципы выражаются в действующем законодательстве (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «О ФСБ» и др.). Принципы деятельности и организации государственного механизма прямо зависят от политического режима и им определяются.[1]
По отношению к государству на современном этапе развития следует назвать следующие принципы деятельности и организации государственного механизма:
1)принцип разделения властей;
2)принцип отграничения функций между государственными органами;
3)принцип верховенства норм Конституции и права. Согласно нему право признается ограничителем для деятельности государственного механизма. В праве устанавливается процедура деятельности государственных органов, их компетенция и полномочия;
4)принцип законности предполагает обязанность для государственных органов строго соблюдать и исполнять законы, а также то, что государственные органы формируются в строгом соответствии с требованиями законодательства;
|
5)принцип демократизма, предполагающий, что народ принимает участие в формировании и деятельности государственных органов и влияет на власть;
6)принцип научности. В организации деятельности государственного механизма должны быть применены научные достижения (административное право, управление, экономика, психология);
7)принцип профессионализма и компетентности (лица, трудящиеся в структурах государствах, должны быть на профессиональном уровне подготовлены к исполняемой работе, обладать определенным уровнем образования и проходить инструктаж).
Трактовка любого принципа может быть разнообразной с учетом того, на что ставится акцент – на деятельности либо организации государственного органа.
Например, наиболее важным принципом деятельности и организации государственного механизма будет законность.
Законность в качестве принципа организации аппарата государства предполагает, что органы формируются лишь на основании законодательных (либо других нормативных) решений; органы формируются при строгом соблюдении процесса, определенного законодательством для создания этого органа. Например, при нарушении норм законодательства о выборах Президента России либо депутатов Государственной Думы России эти органы будут неправомерны, их деятельность, так же, как и полномочия, будут юридически ничтожны, то есть эти органы не имеют права издавать общеобязательные веления. Органы государства, сформированные с нарушением процесса их создания, таковыми не будут вообще.
|
Законность в качестве принципа деятельности государственных органов предполагает, что:
1)государственные органы имеют право принимать только решения, отнесенные законодательством к их полномочиям (к примеру, исключительно Государственная Дума РФ вправе издавать законы, исключительно суд отправляет правосудие и др.), то есть органы государства могут действовать исключительно в рамках своих полномочий;
2)органы имеют право издавать только акты права, предписанные им законодательством (к примеру, Президент РФ может издавать акты, именуемые указами и распоряжениями; Государственная Дума РФ вправе издавать постановления и законы; органы суда – решения, приговоры, определения, то есть суд не вправе издавать законы, а президент не вправе выносить приговор – эти акты находятся не в их полномочиях;
3)все решения государственных органов принимают при строгом соблюдении процесса, предписанного нормами закона, в обратном случае эти решения будут недействительны и неправомерны. Например, Конституция РФ и Регламент Государственной Думы РФ устанавливает процесс принятия закона, небольшое отклонение от которого приведет к тому, что принятый акт не будет считаться законом. Судебные решения и приговоры выносятся по итогам соблюдения некоторых процедур: действий следственного характера, разбирательства дела в суде, вынесения обвинительного заключения.
Как можем заметить, при характеристике любого принципа принято выделять моменты, определяющие его в качестве принципа организации и деятельности государственного механизма.[2]
Принцип по той причине и является принципом, что он требует, чтобы его придерживались, соблюдали, принципы деятельности и организации аппарата государства определенного государства находят собственное закрепление в его конституции и определенных законах, которые посвящены некоторых ветвям власти, некоторым системам государственного механизма: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре.
Рассмотрим еще один вариант классификации принципов организации и функционирования государственных органов[3].
1. Принцип территориальности – является основой организации системы государственных органов. Так, государство является территориальной организацией, иными словами власть и суверенитет государства действительны в определенных территориальных пределах.
2.Принципы иерархичности, рассматривающий государство как единый механизм его органов. Согласно этому принципу все органы государства расположены в системе механизма в соответствии с определенными уровнями, одни органы подчиняются другим, нижестоящие органы обязаны выполнять указания вышестоящих органов.
3. Принципы централизма или децентрализма. Проявление этих принципов связано с уровнем принятия решений – или только центральными органами, или с учетом мнения территориальных местных органов.
4. Принципы выборности и назначаемости. Хоть эти принципы противоречивы (один представляет собой демократические начала, другой – бюрократические), оба они характерны современным государствам и воплощены в различных частях механизма функционирования государства.
5. Принципы открытости, гласности или тайны. Реализация принципов зависит от государственного устройства.
6. Принцип законности: заключается, во-первых, в том, что в государстве возможно существование только таких органов, которые предусмотрены Конституцией и законодательством, во-вторых, - формирование этих органов происходит в законодательном порядке, в-третьих, - каждый орган обладает собственной компетенцией.