Художественные принципы прозы А.П. Чехова.




Чехов совершил несколько великих переворотов в русской литературе. Утвердил значительность содержания ма­лых форм: рассказов и повестей, приближающихся у него по своей структуре к рассказам, - и успешно между тем сопер­ничавших с монументальными жанрами - романом и драмой. Эпизодичность, фрагментарность, сюжетная незавершенность становятся структурным принципом его прозы

Он ниспровергнул старую традицию: идеализацию народного характера. "Во мне тенет мужицкая кровь, - говорит он, - и меня не удивишь мужицкими добродетелями". Метод Чехова в высшей степени парадоксален. Автор предельно объективен и вместе с тем это активнейший в выражении своей позиции писатель. Во имя чего писать и для кого писать - эта мысль волновала уже с творчества Чехонте. Чеховская краткость, о которой часто говорят и пишут, - понятие тоже очень сложное. "Краткость - сестра та­ланта", - утверждает он. Краткость, в понимании Чехова, - категория эстетическая. Однако при такой завершенности художественной структуры произведениям Чехова свойственны открытые фи­налы. Он выходит из положения в высшей степени остроумно. Он просто оставляет героев на перепутье', в самое трудное для них время, оставляет концовки рассказов н повестей открытыми. Но между тем при такой прерванности событие словно на полуфразе, авторская мысль, авторская идея произве­дения безупречно и полно высказана. Кульминационная, взрывная волна чувства оказывается у Чехова не в средней части сюжетного движения, а всегда - в финале. Принцип повторяемооти. У него есть рассказы, представляющие собой повторения одних и тех же ("Житейские невзгоды") тем или очень часто повто­ряющегося "блока" тем с варьированностью составляющих элементов в этих возникающих раз за разом перед читателем структурных единствах ("Произведение искусства", "Душечка", "Спать хочется»). 'Гений Чехова проявился в том, что он сумел применить к прозе законы такой формы, которая была словно создана музыкой.Так возникала "проза настроений" или "музыкальная проза".Таким образом, ощущение музыкальности, погружение читателя а особую эмоциональную стихию его прозы является следствием того, что его произведения муз ыкальны по своему построени ю.

Но уже в раннем его творчестве заметна некоторая двойственность. Чехонте не так прост, как кажется. Здесь бьет ключом молодая энергий. Образы теснятся пест­рой и веселой толпой. Автор не прочь посмеяться над парикмахером, который, узнав, что его невеста просватана за друго­го, оставляет голову клиента остриженной наполовину ("В цирюльне" и тот так и ходит, пока не отрастут волосы, или вспомнить сценку в поезде, когда вернувшаяся в вагон Петровна узнает, что ее сумка с вещами только что выброшена, r окно ее приятельницей, беспокойной старушкой, решившей, что она отстала от поезда ("В вагоне"), или рассказать, как молодой человек, мелкий чиновник, не помня себя от счастья, возбужденный, бегает по городу и читает вслух родне и знакомым коротенькую заметку из отдела скандальной хроники, где упоминается, как он в нетрезвом виде попал под ло­шадь извозчика н получил удар оглоблей по затылку. Но радости его нет предела: еще бы, теперь о нем "вся Россия узна­ет!" ("Радость").Стоит, однако, присмотреться внимательнее, как в этом, казалось бы, беззаботном веселье отчетливо проскальзы­вают нотки горечи и протеста. Ведь именно в ранние годы возникли такие шедевры чеховской юмористики, кек "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Дочь Альбиона", "Маска", "Хамелеон", появились его "забитые люди", униженные, жалкие жертвы окружающего хамства, тупости, угодничества, вероломства, наглой и беззастенчивой власти денег, само­дурства и произволе.От Ч ждали шутки, а он говорил о серьезных проблемах жизни.

С- середины 80-х г одов заметно усиливается драматическое звучание рассказов и повестей Чехова. В конце 1887 - начале 1888 года создается повесть "Степь" - первое крупное произведение Чехова.

Герой повести, девятилетний Егорушка, отправляется с обозом в уездный город, и перед ним распахивается степ­ной простор, развертывается народная драма, которая оказывается всего лишь частью трагедии русской жизни. Все, с кем встречается Егорушка в пути, по-своему несчастны. Особенно тяжело простому народу. Но счастливой не назовешь и красавицу графиню Дранипкую, да и купец-предприниматель Варламов, который держит в руках всю округу с сознанием своей силы и власти над людьми, оказывается всего лишь маленьким, жестоким, бездушным человеком, всецело подчиненным своему делу.

Символический смысл приобретает в повести образ степи, отражав неразрешимое противоречие самой жизни: безграничную силу русского человека в узость обстоятельств, унижающих его, лишающих размаха, полета, страсти- Но сам простор степи таит в себе мысль о том, что могучий народный характер рано или поздно даст о себе знать.

В 1888 году Чехов создает повесть "Скучная история", овеянную особенно мрачным настроением. Ее герой, круп­ный русский ученый-медик с мировым именем, уже на пороге смерти, - а он должен умереть и это знает это - вдруг начи­нает понимать, что прожил жизнь не так, как следовало бы. У него нет "общей идеи", которая придавала бы смысл суще­ствованию, одной медицины недостаточно. Жизнь проходит мимо, оставляя его на обочине, в стороне, как постороннего наблюдателя, он не может внести в нее свою борьбу, свои идеалы или хотя бы помочь советом близким людям, которые гибнут у него на глазах. Он увидел и понял это только на закате своих дней, когда уже изменить ничего нельзя.

Немногим удается выбраться из такого духовного тупика: Лаевский (повесть "Дуэль", 1889), Наталья Гавриловна и ее муж, инженер Ассорин (рассказ "Жена", 1892), в последний момент остановился и ужаснулся, увидев себя среди ту­пых обывателей, Никитин ("Учитель словесности", 1894). Круто ломает свою судьбу героиня рассказа "Хорошие люди" (1886), бросает обеспеченное, спокойное существование сын городского архитектора (повесть "Моя жизнь", 1896), пред­почитая добывать себе кусок хлеба "черным трудом" и на каждом шагу испытывать унижения, выпадающие на долю рабочего человека, лишенного каких бы то ни было прав.На такие решения, утверждает Чехов, способны только сильные духом люди. Алексей Федорович Лаптев (повесть "Три года", 1895) рад бы бросить наследство и уйти, куда глаза глядят. Но жизнь превратила его в раба своего купеческого дела, которое он ненавидит, лишила любви и свободы. Несколько в стороне, особняком стоит Дымов ("Попрыгунья",1892), талантливый врач и ученый, нелепо погибающий, спасая больного. В последнее десятилети е трагическое мироощущение доминирует в творчестве Чехова. Герои его нередко оказы­ваются в тупике, преодолеть который могут лишь ценой собственной гибели. Таков рассказ "Скрипка Ротшильда", повесть "Черный монах". С особенной силой критика русской жизни прозвучала в повести "Палата № 6". Доктор Рагин, с фило­софским спокойствием наблюдавший страдания больных, сам попадает - совершенно здоровый человек - в палату № 6 и вдруг запоздало осознает всю противоестественность того ужаса и той боли, на которые он когда-то обрекал людей своим равнодушием.Даже темы лирического характера приобретали у Чехова неожиданно драматическое, порой трагедийное звуча­ние.В финале жизненной и творческой судьбы Чехов приходит к убеждению: мир ос­нован на неразумных началах,чудовищной несправедливости, унижении человека. трагедийная ситуация, способная развести в стороны даже близких лиц и вы­травить в человеке естественные человеческие чувства: мать, простая дьяконица, видит в сыне-архиерее только преосвя­щенного, бесконечно далеко стоящего для нее на высших ступенях церковной и общественной иерархии. И только когда он бьется в агонии и уже никого не узнает, мать снова становится матерью, в испуге бросается к нему, говоря ласковые, родные слова, которые ему так хотелось все это время от нее услышать ("Архиерей", 1902).В начале 1900-х годов Чехов жил предчувствием надвигающейся революции, предчувствием перемен, не предпо­лагая, разумеется, к чему они могут привести. Последний его рассказ ~ "Невеста" (1903). написанный незадолго до смерти, оказался самым светлым его произведением, полным радостного, бодрого восприятия жизни.

Повествовательная манера Чехова отличается ярким своеобразием. Писатель почти полностью отказывается от лирических отступлений или прямых высказываний, которые помогли бы сделать выводы об авторском отношении к тем или иным событиям и лицам. Его отношения к героям нигде прямо не декларируются. По мысли Чехова, выводы должен делать читатель. Однако выводы эти вытекают из того художественного материала, который осмыслен прежде всего писателем. Писатель подводит читателя к определенному восприятию тех проблем, которые поставлены в художественном произведении. Авторская мысль, авторская концепция находят выражение во всей художественной структуре произведения, но вовсе не «выносятся» на поверхность текста.

проза Ч, отличающаяся строгой объективностью, включает в себя и определенный эмоциональный подтекст. Для него характерен косвенный способ оценки. Достаточно вспомнить, как в «Ионыче» Вера Иосифовна Туркина читает свой роман о том, «чего никогда не бывает в жизни». Писательская ирония в этом эпизоде вполне ощутима: чтение романа перебивается запахом жареного лука; шаблонная фраза «Мороз крепчал» резко контрастирует с теплым летним вечером; на читателей оказывает огромное эстетическое воздействие вовсе не роман, а доносящаяся до слушателей народная песня «Лучинушка», потому что в ней передано было то, «чего не было в романе и что бывает в жизни». Так проявляется важнейшее требование эстетики Чехова: в искусстве нужна только правда. Ложь в искусстве убивает прежде всего само искусство. В зрелом творчестве Чехова отступает на задний план сюжетная парадоксальность концовок. Трагическая судьба многих его персонажей является следствием не каких-то из ряда вон выходящих событий, а причин будничных, повседневных, обыденных. Они гибнут незаметно, неощутимо даже для них самих. Чехов видит трагедию в жизненных мелочах, в ежедневных событиях — таких незаметных, рядовых, Ч полагал, что самый жестокий эксперимент ставит над человеком гадкая обыденная действительность, терзая его однообразием впечатлений и пошлостью.

Он широко использует так называемую смену разных планов: общего, среднего и крупного.Чехов показал принципиальную важность использования и крупного плана. Поэтому он и детали подает «крупно», чтобы они были заметны. Детали в творчестве Чехова становятся структурообразующим фактором, они всегда значимы, иногда даже превращаются в символ (как шинель у Очумелова в «Хамелеоне», галоши и зонтик у Беликова и т. д.). вещи, предметы, конкретные детали обычно помогают понять человека, В детали может проявиться самая суть характера или ситуации.

Чеховский пейзаж отличается лаконизмом, сжатостью описания. Для самого Чехова пейзаж — органическая, неотъемлемая часть всего повествования, важнейшее средство выражения авторской мысли.

* * *

«Загадочная натура »

«Письмо учёному соседу »

«Торжество победителя » «Маска »

«Хамелеон »

«Радость »

«Смерть чиновника » - Иван Червяков, лакейство

«Толстый и тонкий »

«Из дневника помощника бухгалтера »:

«Скрипка Ротшильда » - убытки, Яков Бронза, Марфа

«Дама с собачкой » - Дмитрий Дмитриевич Гуров,Анна Сергеевна

«Человек в футляре » - Беликов, учитель греческого языка.

«Крыжовник» - Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин заходят в имение небогатого помещика Алёхина, который сам трудится на своих полях, несмотря на блестящее образование, им полученное. Иван Иванович рассказывает Буркину и Алёхину о своём младшем брате Николае.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: