Радиационная безопасность.




- Общая альфа-активность --- не больше 0,1 беккерель/л

- Общая бета-активность --- не больше 1,0 беккерель/л

 

Занятие 4. Организация и санитарный надзор за водоснабжением войск в военное время в полевых условиях.

Ответственные службы:

1)Инженерная служба

2)Медицинская служба

3)Служба тыла (обеспечивают войска всем, в т. ч. водой)

4)Химическая служба (полное правильное название - служба противорадиационной и химической защиты). Подключаются к организации водоснабжения только в случае применения противником ОМП (оружия массового поражения). Их задачи: нахождение источника заражения; наличие водоисточников в зоне заражения, степень их заражения; обработка территории: дегазация (устранение химических загрязнителей), деактивация (устранение радио-загрязнителей).

 

Порядок организации:

1)Выбор водоисточника. Поверхностные - ищутся на топографической карте. Подземные - роются бурильными установками инженерной службы.

 

Инженерная служба: определяет дебет водоисточника (его производительность, т.е. запас воды); возможность организации подъездных путей и т. д.

 

Медицинская служба осуществляет:

а)Санитарно-топографическая разведка водоисточника - выявление возможных источников загрязнения водоисточника (сточные воды - туалеты усадьб; скотомогильники)

 

б)Санитарно-эпидемическая разведка водоисточника - выявление зависимости между потреблением воды из водоисточника и уровнем заболеваемости населения кишечными инфекциями в данном районе

 

в)Оценка качества воды с помощью экспресс-методов - используется лаборатория гигиеническая войсковая (ЛГ-1), что представляет собой ящик с реактивами и оборудованием для проведения экспресс-исследования. Оцениваются: органолептика воды (физико-органолептические и химико-органолептические показатели). Прозрачность, измеряется в высоте столба воды в сантиметрах, через который читается текст, написанный шрифтом Снелена (норма - не меньше 20 см). Эпидемическая безопасность - с помощью косвенных показателей органического загрязнения воды: по наличию нитратов и нитритов (это продукты разложения органических отходов бактериями), наличие их в воде указывает на попадание в водоисточник сточных вод - а в них что угодно могло быть - небезопасно. В подземных водоисточниках их быть не должно вообще, допускаются следовые концентрации (следовые это когда сотые доли мг/л); однако нитраты/нитриты могут присутствовать в почве в норме, по природным особенностям местности [если в задаче не выявлено попадание сточных вод и нет инфекционной заболеваемости, но есть нитраты - они там имеют естественное происхождение, не путаем с загрязнением]

 

2)Организация пункта водоснабжения на выбранном водоисточнике - участок местности вблизи водоисточника, где осуществляется забор воды, улучшение ей качества (при необходимости), хранение. Потом приезжает служба тыла, забирает готовую воду и развозит её

Медицинская служба при необходимости разрабатывает систему улучшения качества воды.

Методы улучшения качества воды:

а)Общепринятые - всегда используются на некачественной воде: очистка (удаление взвешенных частиц) и обеззараживание (уничтожение патогенной микрофлоры).

б)Специальные - используются при специфическом загрязнении воды: обезжелезивание, опреснение, дефторирование

 

Устройства для улучшения качества воды:

а)ТУФ-200 (тканево-угольный фильтр, с производительностью 200 литров в час) - ручной, для небольших групп. Представляет собой металлический цилиндр. На верхнем этаже внутри мешок, уложенные слоями; на нижнем - активированный уголь. Ещё в составе ТУФ-200 2 резиновые ёмкости и насос. Схема работы: в первую ёмкость набираем необработанную воду, добавляем туда дезинфектант (хлорсодержащий препарат - хлорная известь) и коагулянт (Al2(SO4)3). Выдерживаем экспозицию (время, необходимое для контакта реагентов с водой) - 30 минут летом, 60 зимой. Потом через шланги перекачиваем эту воду насосом в ТУФ-200, откуда вода пода идёт во вторую ёмкость, где готовая чистая вода. В ТУФ мешок фильтрует, а уголь удаляет остаточный хлор.

 

б)МАФС-7500 (модернизированная автофильтровальная станция, 7500 л/ч) - по сути устройство и принцип работы тот же что и в ТУФ, только вместо мешка фильтровальную функцию выполняет дроблёный антрацит (чёрный каменный уголь) и он вынесен в отдельную колонну, как и акт. уголь. И насос автоматический. И емкости гораздо больше - 5 кубометров (5000 л); на пункте водоснабжения они помещаются в выкопанные под них ямы, для маскировки

 

в)Войсковая фильтровальная станция - как я понял, это тот же МАФС, только есть ещё ультрафиолетовые лампы для обеззараживания.

 

Задачи медицинской службы по контролю за работой пункта водоснабжения:

1)Контроль за очисткой воды

- Выбор дозы коагулянта [методика определения необходимой дозы - на самостоятельный разбор]. Например эта доза составила 0.5 мг/л. Они сообщают эту цифру инженерной службе. Сколько они должны внести коагулянта в ёмкость от МАФС-7500? 5000 * 0,5 = 2,500 мг = 2,5 г. Оценка эффективности очистки - по прозрачности

 

2)Контроль за обеззараживанием:

Препараты: Хлорная известь. Двутретьосновная соль гипохлорида кальция (ДОСГК) - в нём активного хлора побольше.

При добавлении этих препаратов к воде образуется хлорноватистая кислота, которая диссоциирует на: гипохлорид-ион, атомарный кислород, атомарный хлор. Последние три + хлорноватистая кислота = активный хлор, выражается в %.

Перед тем как добавлять препараты в воду, сперва определяют % акт. хлора препарата, т.к. он может уменьшаться со временем при неправильном хранении. [методика определения активного хлора на самостоятельный разбор]

Потом выбираем дозу препарата. Потом оцениваем эффективность обеззараживания (по концентрации остаточного хлора)

 

3)Контроль за санитарным состоянием территории пункта водоснабжения. Зона строгого режима в радиусе 50 м

 

4)Контроль за состоянием здоровья персонала пункта водоснабжения.

Задачи.

1. Дайте заключение о качестве водопроводной воды при централизованном водоснабжении по следующим показателям:

- запах = 3 балла

- привкус = 2 балла

- цветность = 20 градусов

- мутность = 1.5 мг/л

- железо = 0.3 мг/л

- сухой остаток = 300 мг/л

- хлориды = 50 мг/л

- сульфаты = 80 мг/л

- остаточный хлор свободный = 0.4 мг/л

- осточный аллюминий = 0.5 мг/л

- общее микробное число = 50

- цисты лямблий = отсутствуют

- колифаги = отсутствуют

- общие колиморфные бактерии = отсутствуют

- общая альфа-радиоактивность = 0.1 бк/л

- общая бета-радиоактивность = 1 бк/л

 

Первым делом разделяем данные показатели на физико-органолептические и химико-органолептические, даём им определение. Оцениваем физико-органолептические: Характеризуем 3 балла запаха (запах заметный). Норма это или нет? (3 балла это допустимо). И так по каждому показателю.

Далее химико-органолептические показатели. Они делятся на 2 * 3 группы [см. ранее](природные в-ва; попавшие при обработке; попавшие при загрязнении).

Природные: железо; сухой остаток (не больше 1000 мг/л); хлориды (не больше 350 мг/л); сульфаты (не больше 500 мг/л)

Попавшие при обработке: свободный хлор: определение; почему норма составляет 0,3-0,5 мг/л

И т. д.

 

2. Хозяйственно-питьевое водоснабжение пригородного посёлка осуществляется за счёт общественного шахтного колодца. Колодец располагается среди жилых домов на расстоянии 20-25 м от усадебных участков. В весенний период поступают жалобы на ухудшение качества воды их колодца: мутная, неприятный привкус, кишечные расстройства. Колодец построен 10 лет назад. Деревянный сруб пришёл в негодность. Глиняный замок и отмостка отсутствуют. Оборудован воротом с общим ведром. Вокруг - лужи и грязь. отобраны пробы воды. Результаты:

 

1 апреля 28 апреля

Запах 2 3

Прозрачность 20 15

Цветность 25 28

Аммонийный азот 0,2 0,3

Азот нитратов 0,006 0,01

Хлориды 50 80

Окисляемость (сколько

нужно О2 для окисления 1 3

всех органических в-в)

Коли-индекс 5 15

Общее микробное число 80 120

 

Дать заключение о санитарном состоянии колодца и качестве воды и указать необходимые мероприятия по улучшению санитарного состояния водоснабжения посёлка.

 

Санитарно-топографическая оценка - слишком близко к участкам: туалеты, бани, удобрения (навоз)

Санитарно-эпидемиологическая оценка - кишечные инфекции

Оценка колодца - глиняного замка нет, зона не огорожена

Оценка воды - 1 апр норм. 28 апреля прогрессирующее загрязнение: азотистые соединения - показатель фекального загрязнения воды. Много бактерий.

 

3. При обследовании двух водоисточников, предполагаемых для водоснабжения больницы выявлено: водоисточники - шахтные колодцы глубиной 35 и 60 м со значительным дебетом воды [необходимое кол-во воды в деревне на человека = 30-50 л/сут; в городе = 200-300 л /сут]

Первый водоисточник. Бетонные кольца диаметром 1 м. На дне - песчаный фильтр. Оголовок выступает на 0.8 м, имеет двойную деревянную крышку. Имеются защищающий от осадков навес; глиняный замок, отмостка. Не огорожен. в 40 м от водоисточника имеются подземные кирпичные бетонированные резервуары для сточных вод пищеблока больницы, вывоз из которого осуществляется асинизационным транспортом. Уклон местности от водоисточника к свинарнику, который располагается в 150 м; для стока имеется уличный кювет через цементированный лоток.

Второй водоисточник. Шахтный колодец. Деревянный сруб. Одинарная крышка. Без навеса и замка. Отмостка земляная. Состояние территории удовлетворительное.

 

1 водоисточник 2 водоисточник

Прозрачность 50 (оч. хор.) 15 (плохо)

Цветность 5 (хор.) 27 (плохо)

Аммонийный азот 0,001 (норм) 0,7 (оч. плохо)

Нитриты 0,002 (норм) 0,1 (оч. плохо)

Нитраты 0,04 (норм) 0,47 (оч. плозо)

Хлориды 70 (норм) 100 (плохо)

Микробное число 15 (норм) 37 (плохо)

Коли-индекс 3 (норм) 12 (оч. плохо)

 

Дать санитарно-гигиеническую оценку состояния водоисточников и качеству воды в них. Указать необходимые мероприятия.

 

4. Для обеспечения дивизии в полевых условиях хозяйственно-питьевой водой из реки инженерной службой развёрнут пункт водоснабжения на базе МАФС-7500. Каковы обязанности врача, осуществляющего санитарно-гигиенический контроль за работой пункта водоснабжения? [ответ см. ранее - задачи медицинской службы за работой пункта водоснабжения].

 

5. Определить содержание активного хлора в хлорной извести... [на самостоятельное изучение - руководство к практическим занятиям]

Определяется по количеству гипосульфида натрия, затрачиваемого для связывания активного хлора. 1 мл гипосульфида = 0,355 мг акт. хлора.

 

6. Для определения дозы хлорной извести для хлорирования воды [методика определения дозы хлора - см. руководство] в 3 стакана воды по 200 мл добавили соответственно 2, 4 и 5 капель 1% раствора хлорной извести. Из трёх стаканов после добавления крахмала синее окрашивание наблюдается во 2 и 3 стаканах. Воду там титруют раствором гипосульфида натрия до обесцвечивания. Оказалось, что для обесцвечивания во 2 стакане пошло 2 капли раствора (1 капля гипосульфида = 0,04 мг хлора). Рассчитать количество остаточного хлора.

 

7. Дать заключения о качестве воды из артезианской скважины:

- прозрачность = 20 см (норм)

- цветность = 35 град (много, т.к. много железа)

- запах = отсутствует

- привкус = отсутствует

- азотистые соединения = отсутствуют

- хлориды = 90 мг/л

- железо = 1,2 мг/л (природная особенность, нужно обезжелезить воду)

- микробное число = 70 (норм)

- коли-индекс = 2 (норм)

 

8. На основании данных лабораторного исследования решить вопрос о пригодности воды для питья из местных водоисточников:

1 водоисточник 2 водоисточник

Прозрачность 50 26

Цветность 20 25

Аммонийный азот 0,5 (много - прир.

особенность) 0,3

Нитриты отсут. 0,08

Нитраты отсут. 28

Микробное число 15 3000

Коли-индекс 3 10

 

Занятие 5. Организация и санитарный надзор за питанием войск в полевых условиях.

 

Необходимо развернут пункт хозяйственного довольствия (ПХД). За него ответственен взвод хозяйственного довольствия.

Зоны ПХД:

1)Для хранения запасов

2)Размещение кухонь

3)Для отдыха взвода хозяйственного довольствия

4)Для стоянки автотранспорта и подвоза продовольствия

5)Для захоронения отходов

 

Задачи медицинской службы:

1)Контроль за транспортировкой продуктов: перевозятся в специальном авто - оно легкообрабатываемое. При перевозке должно соблюдаться правило товарного соседства - несовместимые продукты рядом не кладутся.

2)Контроль за хранением продуктов: скоропортящиеся должны быть сразу приготовлены.

При применении ядерного оружия при заражении ниже 1 Р/ч хранение, приготовление и приём пищи разрешаются на открытой местности. 1-5 Р/ч - хранение приготовление в герметизированных укрытиях; приём - на открытой местности. 6+ Р/ч - всё в убежищах или на обработанной местности

При химическом или бактериологическом загрязнении всё также нужно проводить в убежищах или на обработанной территории.

3)Контроль за приготовлением пищи: следим за экспозицией (временем) термической обработки - не больше не меньше. Куски мяса должны быть не слишком крупными, чтобы приготовилось и внутри. Продукты, содержащие витамин С должны готовится в закрытых посудах.

4)За сроками реализации готовой пищи. Допускается потребление еды на ужин, недоеденной с завтрака, но не позже.

5)За санитарным состоянием ПХД

6)За состоянием здоровья взвода хозяйственного довольствия

7)За полноценностью питания

- витамины С и А - самые важные, т.к. они адаптогены, понижают заболеваемость. К тому же вит. А необходим для сумеречного зрения, что очень важно при боевых действиях.

- соответствие калорийности потребностям. Следим за динамикой веса солдат.

 

Особенности питания войск в военное время и задачи медицинской службы:

1)Возможности нарушения режима питания

2)Сокращение ассортимента (малое разнообразие меню)

3)Широкое использование консервов и концентратов - они защищены от влияния окружающей среды; легко транспотритуемы; долговечны. Но низкая питательная ценность и быстро приедаются.

4)Возможная необходимость организации питания ряда военнослужащих на основе малокалорийных пайков (рацион выживания)

5)Возможность заражения пищи в результате применения оружия массового поражения (проводим экспертизы пищи, если есть на то подозрения)

 

 

Занятие 6. Гигиена питания. [и ГМПР]

 

Принципы рационального питания:

1)Соблюдение баланса энергии (потребление равно затратам)

2)Качественная сбалансированность - химический состав должен соответствовать физиологическим потребностям организма.

3)Соответствие химического состава пищи ферментному набору организма (не даём молоко тем, у кого непереносимость лактозы)

4)Регламентированный режим питания. Питание должно быть дробным и частым.

5)Эпидемическая и токсикологическая безопасность пищи

6)Хорошие органолептические свойства и эстетические условия приёма пищи.

 

Методы определения затрат энергии:

1)Метод прямой калориметрии - определяем количество выделяемого инфракрасного излучения. Измеряется в калориметрической камере: излучаемое человеком тепло нагревает капилляры с водой в стенах помещения.

2)Метод непрямой калориметрии - по количеству выдыхаемого СО2 (потребляемого О2)

3)Табличный. По рациону, по таблице химических составов; зная какая еда сколько калорий содержит

 

В организованных коллективах (школа, казарма, больница) питание на основе менб-раскладок (планированное питание). Планируется на 1 неделю или 2 пятидневки. Меню-раскладка - перечень блюд и продуктов в них (например - Понедельник: Завтрак: каша рисовая на молоке, мясная котлета с картохой, ржаной хлеб, чай с сахаром. Раскладка этого: рис = 40г, молоко = 50г, мясо = 80г и т. д.)

Для составления менб-раскладки нужна типовая картотека блюд - все основные блюда и их раскладка - сколько грамм продукта на 1 человека.

Требования к меню:

- в течение 1 дня блюда не повторяются. Допускается повторение не более 2-3 раз в неделю

- соотношение жидкой и плотной частей = 1 к 2

 

Анализ меню-раскладки:

1)Проверяем соблюдение принципа разнообразия

2)Проверяем соблюдение соотношения жид. к тв. = 1 к 2

3)Подсчёт калорийности за сутки (смотрим таблицу химических составов). Допускаются колебания калорийности по сутками плюс-минус 300 ккал. Например при норме 2000 ккал/сут в ПН дали 1700 ккал, а во ВТ тогда 2300 (компенсируем)

 

Физиологические нормы питания - средние величины, отражающие суточные потребности организма в пищевых веществах и энергии разных групп населения в зависимости от пола, возраста, характера труда, климата и физиологического состояний (беременность). Молодой организм требует значительно большее количество еды на кг веса. Эти нормы разрабатываются институтом питания академии наук.

 

5 групп труда: от 1 (умственный труд) до 5 (тяжелый физический труд). Подробнее учим самостоятельно.

 

Метеотропные заболевания - хронические заболевания, течение которых зависит от метеорологических факторов (вызывают обострения) (Бронхиальная астма, язвенная болезнь, ИБС, ревматизм, гипертоническая болезнь). Проявляются гелео-метео-патологическими реакциями (ГМПР).

ГМПР - совокупность неблагоприятных для здоровья и работоспособности объективных и субъективных изменений в организме связи с воздействием отдельных погодных факторов. Предположительно связано с вегетативной нервной системой.

 

Степени выраженности ГМПР:

1)Изменения в психо-эмоциональной сфере: Выражаются в жалобах. Повышенная утомляемость; раздражительность; слабость; бессонница; сонливость.

2)Выраженные реакции: Гемодинамические расстройства (тахи-/брадикардия, аритмия, повыш./пониж. АД).Появление/усиление симптоматики основного хронического заболевания.

3)Тяжелые реакции: сердечнососудистые катастрофы (стенокардия, инсульт, инфаркт, гипертонический и астматический кризы)

 

ГМПР по времени появления:

1)Ранние - предсказывание плохой погоды суставами

2)Совпадающие

3)Поздние - через некоторое время после ухудшившейся погоды

 

Зимой люди с метеорологическими заболеваниями чувствуют себя лучше, т. к. выше парциальное давление О2.

 

Профилактика и лечение ГМПР:

1)Долгосрочные - повышение адаптационных возможностей организма: соблюдение гигиенических требований, рациональное питание/труд/отдых, закаливание, отсутствие вредных привычек.

2)Короткосрочные - накануне изменений погоды: успокоительные, антигистаминные препараты, ограничение физ. нагрузки, аэротерапия (свежий воздух), анальгетики, симптоматическая терапия.

 

Занятие 7. Гигиена труда в условиях воздействия производственных факторов вредности

 

Гигиена труда - профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, влияние условий на здоровье человека и разрабатывающая профилактические меры по снижение вредных и опасных воздействий факторов производственных среды и трудового процесса на работающих.

 

Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется труд рабочего.

 

Вредный производственный фактор - факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которого на рабочего может вызвать профессиональное заболевание, а также временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Вредные производственные факторы бывают:

1)Физические: метеорологические (температура, влажность, скорость движения воздуха), ионизирующее излучение, электромагнитное излучение, вибрации, аэрозоли (пыли), шум, избыточное/недостаточное освещение, ультразвук и т. д.

2)Химические: токсичные хим. вещества, антибиотики, гормоны, ферменты, белковые препараты

3)Биологические: патогенные микроорганизмы

4)Факторы трудового процесса: Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма рабочего (ССС, дыхательная).

Усталость - субъективное ощущение. Утомление - объективный параметр.

Специфичность умственного труда в отличие от физического в том, что умственный труд постоянный, человек думает о такой работе и в нерабочее время.

 

Напряжённость труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Факторы, действующие на работника: интеллектуальные/эмоциональные/сенсорные нагрузки; монотонность.

 

Опасные производственный фактор - фактор производственной среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания, внезапного ухудшения здоровья и смерти.

 

Профессиональный риск - величина вероятности нарушения здоровья в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса.

 

Профессиональное заболевание - заболевание в возникновении которого решающая роль у неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.

 

Профессиональная заболеваемость - показатель числа вновь выявленных в течение года больных с профессиональными заболеваниями и профессиональными отравлениями, рассчитанный на 100/1000/10000/100000 рабочих, подвергающихся влиянию вредных факторов производственной среды и трудового процесса

 

Профессиональные заболевания на экзамене:

1)Шумовая болезнь. Характеризуем вредный фактор - шум. На что действует шум. Клиника заболевания. Профилактика.

2)Вибрационная болезнь. Может быть общая или местная. Характеризуем вредный фактор - вибрацию. На что действует (на ССС). Клиника. Профилактика.

3)Связанные с ионизирующим излучением.

4)Связанные с электромагнитным излучением.

5)Связанные с пылью - пневмокониозы (Общая название пылевых патологий лёгких; характеризуются разрастанием соединительной ткани в лёгких) бывают: силикозы (пыль SiО2), антракозы (пыль каменного угля), талькозы (тальк), асбестозы (асбест, канцерогенен)

 

Пыль бывает:

1)Дезинтергации (вследствие дробления крупного объекта на мелкую пыль) или конденсации (собирание мелких объектов в пыль; скорее всего это относится к слущивающемуся эпителию)

2)Мелкодисперсная или крупнодисперсная.

 

Пыль опасна. Нужен медицинский контроль за её содержанием в воздушной среде производственных помещений: измеряем сколько миллиграмм пыли содержится в кубометре воздуха. Измеряется с помощью прибора - аспирационная установка. Она состоит из 3х частей, следующих в установке друг за другом:

1)Побудитель (засасывающий вентилятор)

2)Измеритель (измеряет скорость движения воздуха)

3)Поглотитель (ткань Петряева - гидрофобная, с равномерными мелкими порами)

 

Вынимаем ткань, кладём её на точные весы, вычитаем полученный вес из веса чистой ткани - получаем вес собранной пыли, сравниваем результат с ПДК.

Для оценки концентрации газов поглотитель берём другой, химический.

 

ПДК оценивается по SiО2 - он самый опасный. Чем его концентрация в пыли больше -> тем эта пыль опаснее -> тем ПДК ниже.

- ниже 10% - ПДК = не больше 10 мг/кубометр

- 10-70% - ПДК = не больше 2 мг/кубометр

- при концентрации SiO2 в пыли больше 70% - ПДК = не больше 1 мг/кубометр

 

Задачи. Задачи простые. Даётся масса фильтра до и после прогонки воздуха через него. Исходя из этого находим массу пыли в кубометре воздуха и сравниваем её с ПДК. Единственное что может понадобиться перевести данный в задаче объём воздуха к нормальному, т.к. объём меняется зависимости от температуры и давления. Нормальный объём измеряется при температуре = 0 град., и давлении в 760 мм. рт. ст.)

Формула: V0 = V1 * (273/(273+t)) * (B/760)

V0 - искомый объём воздуха

V1 - объём воздуха, взятый для анализа

B и t - давление и температура воздуха в момент взятия пробы

 

Занятие 8. Комплексная оценка физ. развития и здоровья детей и подростков.

 

Здоровье зависит от:

1)Эндофакторов - генетика

2)экзофакторов

- экология

- социально-экономические условия - оказывают наибольшее влияние на физ. развитие. Много денег = хорошее питание, занятие в секциях, бассейне, кружках и т.д.). В среднем в семьях с хорошим достатком дети вырастают на 4-5 см выше.

 

Оценка физ. развития необходима для установления группы здоровья ребёнка, которых 5. Пятая группа не принимает участия в массовых мед. осмотрах - инвалиды.

 

Условия мед. осмотра:

1)Тёплое помещение, проведение в первую половину дня, естественное освещение, обнажённый ребёнок.

2)Все осматриваются единым инструментарием. Единые антропометрические точки.

3)Запись данных в антропометрическую карту ребёнка.

 

Физ. развитие - совокупность морфологических и функциональных показателей, характеризующих процессы роста и созревания, определяющие запас физ. сил, выносливость и дееспособность организма.

Морфологические показатели: размеры, пропорции, тип телосложения

Функциональные: состояние функций различных систем организма на момент обследования

 

Антропометрические показатели:

1)Соматометрические: рост, вес, окружность грудной клетки (и в некоторых случаях дополнительные показатели: окружность головы; окружность таза (у девочек) или плеча (у мальчиков))

2)Физиометрические:

- ЖЕЛ. Измеряется спирометром при выдохе через рот при зажатом носе. Проводим 3 измерения, берём максимальный результат.

- ЧСС

- сила мышц кистей. Измеряется ручным динамометром на вытянутой в сторону руке. Проводим 3 измерения, берём максимальный результат.

- АД: бывает трёх видов: 1)Базальное (самое точное, измеряется после пробуждения). 2)Околобазальное (измеряется в первой половине дня после 10 минут отдыха). 3)Случайное (измеряется как попало, когда попало)

3)Соматоскопические:

- развитие мускулатуры. Прибор - калипер (щипцы такие)

- форма костяка

- форма позвоночника

- форма грудной клетки

- форма живота

- форма ног

- форма стопы

- зубная формула

- развитие вторичных половых признаков

- тип телосложения

 

Критерии состояния физ. развития:

I)Уровень достигнутого развития и степень гармоничности.

1)Возраст

- паспортный

- биологический - достигнутый уровень морфофункционального развития индивида относительно его сверстников. Определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных и приспособительных возможностей организма

- социальный - характеризует процесс становления личности

- психический - отражает уровень развития психики и прежде всего познавательных процессов.

Заключения по возрасту:

- биологический возраст отстаёт от паспортного

- соответствует

- биологический опережает

Если био соответствует паспортному и развитие гармоничное, то по I критерию делаем заключение о 1 группе здоровья, если не соответствует - 2 группа

 

Критерии оценки биологического возраста:

А)Костный возраст. Показатель - стадия оссификации скелета. Свойственна конкретному хронологическому возрасту

Б)Соматотип. Определяется исходя из роста, веса, окружности грудной клетки. Соматотипы:

- Микросомальный = 3-10 баллов: био отстаёт от паспортного

- Мезосомальный = 11-17 баллов: соответствует

- Макросомальный = 18-24 баллов: био опережает паспортный

Откуда берутся баллы? Исходя из методов:

а)Параметрические методы

- Метод сигмальных отклонений

- По шкалам регрессии

б)Непараметрические методы

- Центильные шкалы и номограммы

- Центильные таблицы

например, рост = 3 центиль, вес = 4 центиль, окр. ГК = 5 центиль. Итого 13 баллов - мезосомальный тип.

В)Зубная зрелость. Показатели - время появления первых молочных зубов и время появления первых постоянных - у здоровых детей происходит в одно и то же время. Первые молочные - в 6 месяцев. Если раньше - био опережает; позже - био отстаёт. Количество молочных зубов в норме должно соответствовать [N-4], N-возраст в месяцах (формула работает при возрасте от 0,5 до 2(2,5) лет). Кол-во постоянных = [4N-20], N - возраст в годах, по всей видимости (работает от 6 до 13 лет)

Г)Степень половой зрелости [самост. изуч.]

Д)Тип телосложения.

- астеноидный

- торакальный

- мышечный

- дигестивный

 

II)Уровень функционального состояния основных систем организма [см. ранее - физиометрические показатели]. Вывод: гармонично или нет.

- ИМТ = 18,5-25 - гармонично

- ЖЕЛ, динамометрия = 1-2 центили - неудовлетворительно; 3-6 - удовлетворительно; 7-8 - хорошо

- АД, ЧСС = 3-6 центили - гармонично; 1,2,7,8 - дисгармонично

 

I и II критерии оценивают физическое развитие

 

III)Наличие или отсутствие хронических заболеваний. При осмотре каждый врач выставляет свою группу здоровья обследуемого, выбираем наибольшую - та группа и будет по III критерию.

 

IV)Степень сопротивляемости организма: сколько раз обращался за медицинской помощью в течение года. 0-3 - 1 группа здоровья; 4+ - 2 группа.

 

Общий вывод по группе здоровья. Выбираем наибольшую. Например:

По I критерию - 1 группа здоровья

по II - 2 группа

III - 3 группа

IV - 1 группа

Вывод - 3 группа здоровья. Чаще всего обследуемые не получают первую группу здоровья по причине ожирения или сколиоза (в школе мебель должна подбираться индивидуально под рост ученика)

Рекомендация (если не 1 группа здоровья) - отправить к педиатру, а он дальше сам направит куда надо.

 

Задачи по школе.

Алгоритм ответа:

1)Оценка школьного участка. Зоны: учебно-опытная, спортивная, хозяйственная, зона отдыха

- зоны должны быть разделены друг от друга зелёными огорождениями

- Учебная зона рядом с зоной отдыха, но никак не рядом со спортивной (шум, отвлечение)

- квадратная конфигурация

- площадь зелёных насаждений не менее 50%

- отдельный вход с хозяйственной зоны

 

2)Оценка плана учебной секции.

- Ориентировка кабинетов по сторонам света

- Площадь на 1 ученика в классе = 2.25 кв.м; если есть лаборантская - 3,25 м (3,5)

 

3)Оценка расписания занятий.

- Первый урок - полегче, для врабатывания

- 2-3 уроки - пик, потяжелее

- Физкультуру нельзя ставить на последний урок - разогретые пойдёт домой и по пути простудятся

- В понедельник - уроки полегче, врабатывание

- Во ВТ и СР - потяжелее

- В пятницу - полегче, выматывание

 

4)Оценка расстановки мебели. 8,6 м продольная длина класса и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: