Благоприятные органолептические свойства.




Температура.

Измеряется с помощью термометров, которые делятся на 2 типа:

а)Измеряющие – показывают температуру в динамике

б)Фиксирующие – фиксируют максимальную или минимальную температуру за какой-либо период времени. Например – ртутный медицинский термометр: показывает максимальную температуру тела, при достижении которой не опускается, пока его не встряхнуть. Спиртовой термометр – фиксирует минимальную температуру.

Температура в помещении оценивается на 3 уровнях:

1 – 10-20 см от пола – уровень щиколоток

2 – 1 м от пола – зона дыхания сидя

3 – 1.5 м от пола – зона дыхания стоя

Всего снимаются показания в 9 точках: 3 вышеуказанные точки в одном углу, отступив 10-20 см от стен; 3 – в середине помещения; 3 – в противоположном углу. Оптимальная температура в жилых помещениях – 18-20 гр., в лечебных учреждениях – 20-22 гр.

 

Другой прибор – термограф – оценивает перепады температуры за определённый промежуток времени (сутки, неделя). Воспринимающая часть – биметалическая пластина (на занятии не сказали, но вроде это пластинка, состоящая из двух пластин разных металлов, по-разному расширяющихся от увеличения температуры, т.е. если температура возросла, одна пластинка расширится больше другой, в результате чего они гнутся. Чем больше температура, тем больше изгиб). Биметаллическая пластинка действует на пишущую стрелку, соприкасающуюся с медленно крутящимся барабанном.

 

Термограф

 

2) Влажность. Оценка её происходит по следующим показателям:

А) Абсолютная влажность – количество водяных паров в граммах в одном кубометре воздуха

Б) Максимальная влажность – количество водяных паров, необходимое для полного насыщения одного кубометра воздуха при данной температуре

В) Относительная влажность – отношение абсолютной влажности к максимальной выраженное в процентах.

При определённой температуре имеет определённое постоянное значение. Пример - если максимально возможная влажность при 20 градусах равна 100 грамм на кубометр, а абсолютную влажность мы имеем 80 грамм на кубометр, то относительная влажность будет = 80%

Г) Точка росы – температура, при которой абсолютная влажность становится максимальной.

Если в вышеописанном примере мы убавим температуру (меньше 20), то и показатель максимальной влажности тоже уменьшится. Та температура, при которой максимальная влажность станет равна 80 граммам на кубометр (столько же, сколько и абсолютная влажность) и будет точкой росы – начиная с этой температуры и ниже лишняя влага будет выпадать в виде росы.

Д) Дефицит насыщения – разность между максимальной и абсолютной влажностью. (т.е. – сколько грамм воды ещё может испариться в 1 кубометре данного воздуха. В примере – 100-80=20)

 

Приборы, измеряющие влажность:

1)Психрометры. Состоят из двух термометров, один из которых обмотан мокрой тканью. Действие приборов основано на том, что чем выше в помещении влажность, тем медленнее будет испаряться вода с тряпочки влажного термометра, а чем меньше испарения, тем меньше он будет охлаждаться. То есть, чем больше разница показаний термометров, тем меньше в помещении влажность. Например, если в помещении максимальная влажность (парилка), то испарения с влажного термометра вообще не будет происходить и оба термометра будут показывать одинаковую температуру.

А)Психрометр Ассмана (асприрационный) – более точный, за счёт установленного сверху вентилятора и металлического каркаса, защищающего от лёгких изменений в окружающей среде (дверь открыли – ветерок подул), которые могут повлиять на показание прибора. Ассмана ->

На экзамене если скажут измерить влажность – берём Ассмана, капаем пипеткой на обёрнутый термометр, втыкаем в розетку. Далее пользуемся формулой (тут я не разобрался): A = f – 0,5(T - T1)*

A – Абсолютная влажность

f – количество водяных паров при показании температуры влажного термометра (табличный показатель)

T – температура на сухом термометре

Т1 - температура на влажном термометре

B – давление в момент измерения (равно единице)

Далее находим относитльную влажность по найденной абсолютной влажности. Для этого сперва по таблице найдём какова максимальная влажность при данной температуре (t смотрим на сухом термометре). Делим Абс. На Макс. и умножаем на 100%

 

Б)Психрометр Августа (станционный) – кроме двух термометров к нему прилагается табличка, с помощью которой исходя из разницы в показаниях термометров можно вывести относительную влажность воздуха в помещении. Августа ->

2)Гигрометр. Состоит из обезжиренного волоса (белого, женского, длиной 30-35 см), скреплённого со стрелкой, указывающей влажность. При низкой влажности волос укорачивается – стрелка отклоняется. Очень низкая точность Психрометр ->

 

 

3)Гигрограф. На вид как термограф, только вместо биметаллической пластины – пучок волос. Принцип действия как и у гигрометра

 

Оптимальная влажность = 30-60%

Сухой воздух = меньше 20%

Влажный = больше 70%

Лучше сухой воздух, чем влажный

 

 

Подвижность воздуха.

А)Оценка господствующего направления ветра на данной территории - Тут нам поможет роза ветров

Б)Оценка скорости движения воздуха. Измеряется анемометрами двух типов: - Крыльчатый – предназначен для измерения скорости воздуха в пределах 0,5-15 м/с. Используется для оценки эффективности вентиляционных устройств

- Чашечный – 1-50 м/с. Устанавливается стационарно в метеорологических будках.

 

Оптимальная скорость в помещении = 0,1-0,2 м/с

На улице = 2-4 м/с. Если выше, то температура может восприниматься на 7-8 градусов ниже, чем есть на самом деле.

 

4)Радиационная температура – измерение температуры в помещении с учётом инфракрасного излучения. Прибор – шаровой термометр (на экзамене его не будет) – состоит из термометра, помещённого в полый шар, покрытого слоем пористого пенополиуретана (он имеет схожее с кожей человека поглощение инфракрасного излучения)

 

Атмосферное давление не входит в микроклимат. Оно влияет на погоду. Непосредственное влияние на здоровье не изучено.

 

Методы комплексной оценки метеорологических факторов:

1)Кататермометрия – оценивает сразу 3 фактора: t, влажность, скорость возд. Метод основан на интенсивности охлаждения нагретого тела (охлаждение тем интенсивнее, чем в помещении выше влажность и скорость движения воздуха и ниже температура). Прибор представляет собой термометр с нанесённой шкалой только от 33 до 40 градусов. Берут прибор, опускают его в горячую воду, нагревают его там до температуры выше отметки в 40 градусов, вытирают, вешают в центр комнаты, ждут пока он остудится до 40 градусов и далее засекают время за которое температура спустится от 40 до 33 градусов (на выбор кроме промежутка 40-33 можно засечь время любого из других двух промежутков: 39-34 или 38-35). Далее пользуемся формулой:

H= (вряд ли эта формула будет спрашиваться на экзамене)

Н – охлаждающая способность прибора

Ф –?

Т – Т1 – выбранный интервал

t – время остывания

Потом что получилось подставляем сюда:

Скорость воздуха =

 

Q – разность между средней величиной прибора и температурой окружающей среды (=36.5)

 

2)Метод условно-эквивалентно-эффективных температур – позволяет оценить влияние на организм температуры, влажности и скорости движения воздуха. Определяется по номограмме:

 

3)Метод результирующих температур – что-то в роде того же, но учитывается ещё и радиационная температура. Там зона комфорта для лёгкой работы будет = 16-18 град.

 

Вывод: Комфортный микроклимат это такой, при котором физиологические механизмы терморегуляции не напряжены. Хорошее теплоощущение, оптимальное функциональное состояние ЦНС. Высокая физическая и умственная работоспособность. Организм человека устойчив к воздействию негативных факторов окружающей среды.

Дискомфортный климат – напряжение процессов терморегуляции, плохое теплоощущение, ухудшение условно-рефлекторной деятельности и функций анализаторов. Снижены работоспособность и качество труда. Понижена устойчивость организма к действию вредных факторов. Может быть причиной острых и хронических заболеваний.

 

4 группы мероприятий для улучшения микроклимата:

1)Научное обоснование гигиенических нормативов микроклимата для помещений различных назначений.

2)Воздействие на среду с целью доведения микроклимата до оптимальных гигиенических требований либо до показателей, не оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье и работоспособность.

3)Меры, направленные на человека: подбор одежды, закаливание, рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание и питьевой режим

4)Медико-профилактические мероприятия: Медицинский отбор при приёме на работу. Периодические медицинские осмотры. Санитарно-просветительские работы по профилактике перегревов или переохлаждений

 

Задачи.

1)Дайте гигиеническую оценку воздушной среды детской палаты, в которой:

- Средняя температура воздуха = (смотрим показание сухого термометра Ассмана)

- Относительная влажность воздуха = (находим сами)

- Скорость воздуху = 0,2 м/с

- Содержание СО2 = 0,3% (в норме = 0,1; в больницах = 0,07%)

Укажите необходимые мероприятия для создания благоприятных условий в палате – Проветрить

 

2)В палате больницы площадью 35 кв.м. и высотой 3,5 м находятся 6 больных. Оцените параметры микроклимата и химический состав воздуха в палате. Рассчитайте и оцените воздушный куб в палате. Дайте гигиеническую оценку и рекомендации по оптимизации, если: t˚= +24 град., отн. влажность = 65%, скорость воздуха = 0,1 м/с; содержание СО2 = 0,3%. Трёхкратный воздухообмен.

В норме должно быть 7 кв.м. на человека, а тут около 6 – не норма

t˚ выше нормы

Скорость воздуха в норме

СО2 много

Трёхкратного обмена мало

Рекомендация – перевести одного пациента в другую палату

 

 

Занятие 2. Радиационная безопасность

 

3 основных типа ИИ:

Альфа, Бета, Фотонное

3 их основные характеристики:

Проникающая способность, способность к ионизации (удельная ионизация), линейная передача энергии

 

Относительная биологическая эффективность – показывает во сколько раз данный тип ИИ опаснее эталонного (рентгеновского), т.е. у кого больше повреждающий эффект. У альфа = 20, у фотонов = 1.

 

Системные единицы измерения: Кулон/кг, грей, Зиверт

Внесистемные: Рентген, рад, бэр

Поглощенная доза обозначается буквой Д

Экспозиционная – X

Эквивалентная – Н Либо вместо этих трёх букв можно написать Д с

Эффективная – Е подписью что-за вид внизу (Д эксп.)

Порог, при котором начинают проявляться нестохастические эффекты = 0,5 Грей. При дозе меньше 0,5 гр - стохастические эффекты – могут проявиться, а могут и нет

 

Сейчас в мире распространена линейная беспороговая концепция, согласно которой не бывает безопасных доз. Просто чем выше доза – тем больше риск.

 

Цель гигиенического нормирования – недопущение проявления детерминированных эффектов и минимизация риска проявления стохастических.

Нормативы устанавливаются исходя из:

1)Условий облучения

- природное

- в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников

- при радиационных авариях (Определение РА – потеря контроля над источником ИИ, т.е. например упал кусочек урана на землю и его тут же подняли - авария)

- медицинское обучение

2)Пол

3)Возраст

4)И др.

 

 

К настоящему времени контрольные уровни отменены

Пример:

2 пациента получили дозу 5 Гр. У первого поражено всё тело гамма-излучением (фотонное). У второго поражена грудная глетка (лёгкие, пищевод, кожа) альфа-излучением. Кто пострадал сильнее?

При поражении всего тела взв. коэф. = 1

Лёгкие: взв. коэф. = 0,12 Пищевод =0,05 Кожа =0,01

Эквивалентная доза у первого = 5*1=5 Зиверт; Втрого = 5*20 = 100

Эффективная доза первого = 5*1=5 Зиверт;

Второго = 100*0,12 + 100*0,05 + 100*0,01 = 18

Второй сильнее пострадал, хоть у него и не всё тело было поражено

 

Нормируется эффективная доза, реже – эквивалентная

 

Если в вопросе по любой теме будет значиться гигиена труда, то перечисляем следующее:

1)Вредные и опасные производственные факторы

2)Профессиональные заболевания

3)Профилактические мероприятия, СИЗ

 

Задача.

В отделении гамма-терапии на первом этаже в отдельной процедурной имеется установка ГУТ-Со-400 (Со - кобальт). Активность кобальта = 250 Ku, его гамма-постоянная (табличное значение) = 13,2 . Вход в процедурную по принципу лабиринта (между входной дверью и источником ИИ расположена дополнительная стенка, дабы случайные прохожие не облучились, проходя мимо открытой двери). Общеобменная приточно-вытяжная вентиляция (это норм). Оператор находится на расстоянии в 6 м от источника, за метровой бетонной стеной (ослабляет в 2* ) и просвинцованным стеклом (это норм). Совмещенная ожидальня и пультовая (это плохо, ожидающие будут иметь дополнительное излучение, хоть и через стенку). Рассчитайте получаемую дозу оператора за неделю. Работает 5 дней в неделю, 6 ч в день.

 

Экспозиционная доза = = = 0,013 Р

Если есть экран, делим это дело на кратность его ослабления (20000)

A – активность (в милликюри мKu). Тут = 250000 (250*1000)

K – гамма-постоянная

t – время контакта с источником ИИ (В часах) Тут = 30 (всего ч в рабочей неделе)

l – Расстояние до ИИ, в сантиметрах. Тут = 600

 

Работник у нас - персонал, класса А, значит разрешённая доза у него 20мЗв в год. В неделю это будет 0,4мЗв

 

Переведём 0,013 Рентген в миллизиверты (нормирование по ним)

1)Поглощённая доза = 0,013 рад (0,013 Р * 1)(в одном рентгене приблизительно один рад. На самом деле 1 Р = 0,87 рад, но разрешают их уравнять для простоты)

2)Эквивалентая доза = 0,013 бэр (0,013 рад * 1) Коэф. опасности гамма-излучения (фотонное) равен 1

3)Эффективная доза = 0,013 бэр (0,013 бэр * 1) Так как поражено у него было всё тело, взв. коэф берём 1

4)0,013 бэр = 0,00013 Зв (1 бэр = 0,01 Зв)

0,00013 Зв = 0,13 мЗв

Дозу работник получает не превышающую норматив.

 

Все задачи будут аналогичные этой. Задач на расчёт толщины экрана и т.д. не будет

 

Занятие 3. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении.

Централизованное водоснабжение – вид водоснабжения населённых пунктов, при котором вода из водоисточника поступает на водопроводную станцию, где производится улучшение её качества и доставка потребителю посредством водопроводных труб.

Смысл централизованного водоснабжения – защита населения от эпидемий, т.к. производится обеззараживание воды.

Местное водоснабжение – непосредственное забирание воды из водоисточника потребителем.

 

Гигиенические требования к воде при централизованном водоснабжении.Регламентирование в СанПиН от 2002 г: «Вода питьевая. Требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении».

 

Благоприятные органолептические свойства.

Органолептические свойства – свойства, оцениваемые органами чувств: запах, при вкус, окраска, степень прозрачности (мутности).

Значение органолептических свойств:

1)Несоответствие органолептических свойств воды представлениям населения о доброкачественной воде заставляет отказаться от ёё потребления.

2)Плохие органолептические свойства воды косвенно свидетельствуют о её загрязнении, а значит ухудшении её качества – риск здоровью.

 

Методы оценки органолептических свойств воды:

С помощью органолептических показателей, которые делятся на 2 группы:

 

1)Физико-органолептические показатели – оцениваются по степени выраженности восприятия наших органов чувств.

Запах и привкус оцениваются по 5-бальной шкале:

0 баллов – нет (только дистиллированная или ледниковая вода)

1 – очень слабые (не ощущаются обычными людьми, определяются лабораторно)

2 – слабые (замечаются если обратить внимание)

3 – заметные

4 – отчётливые – заставляют воздержаться от питья

5 – очень сильные

0,1,2 баллы – по ГОСТу норм.

3 – допустимо в отдельных случаях

 

Окраска (цветность). Измеряется в градусах (сказали, неизвестно почему именно градусы). Оценивается колориметрически: на ФЭК или с использованием мерных цилиндров (сравниваем данную воду с эталонными образцами известной цветности). Норма цветности – не больше 20 градусов.

Мутность – характеризует количество взвешенных частиц. Измеряется мутномером. Норма – не больше 1.5 мг/л

 

2)Химико-органолептические показатели – оцениваются по концентрации химических веществ в воде, обладающих органолептическим действием.

 

Химические вещества воды подразделяются:

 

1 )Нормируемые по химико-органолептическому принципу вредности [относительно безопасные химические вещества, по большей части изменяющие только органолептические свойства воды]

А)Химические вещества, содержание которых в воде обусловлено природным происхождением (например железо)

Б)Химические вещества, попадающие в воду при её обработке на станциях (специально добавляемые).

- Обеззараживающие вещества – озон, хлор. Остаточный хлор – свидетельствует о надёжности обеззараживания, если он есть в воде – значит активный хлор убил все микроорганизмы и ещё его немого осталось. Если остаточного хлора нет – непорядок, нет гарантии необсеменённости воды. Норма содержания остаточного хлора = от 0.3 до 0,5 мг/л; если меньше 0,3 – не факт, что его хватит на микроорганизмы, которые могут попасть в воду в процессе транспортировки по трубам; если больше 0,5 – вредно для человека. [Метод определения остаточного хлора в воде - на самостоятельный разбор]

- Коагулянты

В)Химические вещества, попадающие в воду в результате промышленных загрязнений

 

2)Нормируемые по санитарно-токсикологическому принципу вредности [т.е. опасные]

Те же 3 группы, что и выше:

А)Химические вещества, содержание которых в воде обусловлено природным происхождением.

- Молибден - не больше 0,25 мг/л. Если больше – молибденовая подагра

- Нитраты - не больше 45 мг/л. Если больше – метгемоглобинемия, гипоксия

- Ртуть - не больше 0,0005 мг/л

- Стронций - не больше 7 мг/л

- Фтор – в 1 и 2 климатических районах (хз что это) – не больше 1,5 мг/л

- в 3 климатическом районе – не больше 1,2 мг/л

Б)Химические вещества, попадающие в воду при её обработке на станциях.

Коагулянт - Al2(SO4)3

В)Химические вещества, попадающие в воду в результате промышленных загрязнений.

Физико-органолептические показатели напрямую вытекают из химико-органолептических, т.е. по большей части от концентрации химических веществ первой группы: например, чем больше в воде железа – тем больше её цветность

 

2. Безвредность. Зависит от концентрации химических веществ второй группы. Не должны превышать ПДК.

 

3. Безопасность в эпидемическом отношении – отсутствие патогенных бактерий, вирусов, простейших и яиц гельминтов.

А)Прямые показатели – проверяем воду на наличие каждого конкретного возбудителя. Это долго и нужна стационарная лаборатория, поэтому вместо этого можно определять безопасность воды по косвенным показателям.

Б)Косвенные показатели (если эти показатели превышены, то скорее всего в воде будут присутствовать патогенные микроорганизмы и яйца):

- Термотолерантные колиморфные бакт. --- отсутствие в 100 мл пробы воды

- Общие колиморфные бактерии --- отсутствие в 100 мл

- Общее микробное число --- в 1 мл - не больше 50 бактерий, образующих колонии (то ли 50 видов, то ли 50 штук, хз)

- Колифаги --- отсутствие бляшкообразующих единиц в 100 мл

- Споры сульфитредуцирующих клостридий --- отсутствие в 20 мл

- Цисты лямблий --- отсутствие в 50 литрах

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: