ФИО студента: Морозова Анастасия Андреевна
Предмет: ВВР Класс: 4
Тема урока: Школа юных космонавтов
Оборудование: Презентация, колонки, компьютер, интерактивная доска, плакат «Космос», звезды.
Цель: Расширить знания и представления детей об истории освоения космоса.
Задачи:
1. Формирование представления об освоении космического пространства человеком.
2. Развитие внимания, фантазии на основе реальности, наблюдательности и зрительной памяти.
3. Воспитание уважения к людям, которые осваивают космические просторы.
Планируемые результаты:
1. Уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство.
2. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и нужно усвоить.
3. Согласованность усилий по достижению общей цели, согласованность действий.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Организационный этап (5 мин) | Мотивация к действиям на уроке. | Инструктаж. | Фронтальная. | - Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно раскрыть конверты и собрать пазл. 2-9 слайд. - Давайте проверим, какие картинки у вас получились и назовем все предметы. - Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? - Правильно, но если быть точными, то мы поговорим о предстоящем празднике. Кто-нибудь знает, о каком? Слайд 10. Всемирный день авиации и космонавтики 12 апреля | Гигантский Магелланов телескоп для исследования космоса с земли, начнет работу только через 5 лет. День космонавтики | Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Личностные: 1. Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свое обучение |
Основной этап (30 мин) | Теоретический материал об истории освоения космоса. | Теоретические вопросы и практические задания. | Фронтальная, групповая. | - Для чего люди осваивают космос? - Оказывается, многое из того, что уже сегодня является неотъемлемой частью жизни – стало возможным именно благодаря космическим исследованиям. Элементарный прогноз погоды, связь по телефону, спутниковое телевидение, навигаторы в автомобилях и многое другое. - Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. С лайд 11. К. Э. Циолковский - В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал Константин Эдуардович Циолковский. Он всю жизнь работал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним. Его не остановили ни бедность, ни глухота. И ученый-самоучка стал основоположником современной космонавтики. Слайд 12. С. П. Королев - Эстафету у Циолковского принял Сергей Павлович Королев. Под его руководством в нашей стране было построено множество искусственных спутников Земли и космических кораблей. - В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий. Слайд 13. Первые космонавты - Сейчас мы попробуем себя в роли космонавтов, для этого нам потребуется встать. - Кто стал первыми космонавтами-разведчиками? Слайд 14. Мышь - Собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. - Потом наступила очередь собак. Слайд 15. Критерии для собаки. - Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру. Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны. На их место взяли спокойных и выносливых дворняжек. Слайд 16. Подготовка к полету - Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод и еще многому. Слайд 17. Тренировка Слайд 18. Лайка - Как звали первую собаку, побывавшую в космосе? - Ее звали Лайка. На нее надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Слайд 19. Лайка - Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю. - Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. Слайд 20. Планеты - Сейчас мне понадобится 10 отважных и смелых помощников. Выйдите к доске. Каждый космонавт знает расположение планет Солнечной системы. Проверим, насколько хорошо вы знаете это. Сейчас каждый возьмет планету, ваша задача встать по порядку от Солнца. Слайд 21. Проверка системы - Проверяем. - Закрепите планеты по порядку на доске магнитами. Спасибо, присаживайтесь. Слайд22. Космонавты - Ребята, а какими должны быть космонавты? - Давайте больше узнаем о космонавтах. - Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос? Слайд 23. Ю. А. Гагарин - 12 апреля 1961 года 27-летний летчик, старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. Слайд 24. Восток-1 - На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Слайд 25. Байконур - Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги в Терновском районе Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина. Слайд 26. Гагаринская улыбка - Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. Слайд 27. Слова Гагарина - И он сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» Да, она прекрасна. И нашу маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь! Слайд 28. Г. С. Титов - Первый суточный полет человека вокруг Земли совершил – Герман Степанович Титов. - Полет продолжался 1 сутки 1 час 18 минут, после чего спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку. - Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А кто первая женщина-космонавт? Слайд 29. В. В. Терешкова - Валентина Владимировна Терешкова. Свой космический полёт совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Слайд 30. А. А. Леонов - Алексей Архипович Леонов первым побывал в открытом космосе. На 12 минут 9 секунд удалялся от корабля на расстояние до 5 м. Слайд 31. Эмоциональный стресс - Давайте узнаем, что он чувствовал в этот момент. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое, увеличилась частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно. Слайд 32. Нил Армстронг - Через 6 лет после первым высадился на Луну – Нил Армстронг. Все вы слышали его фразу Слайд 33. «Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества». - И прямо сейчас каждый из вас совершит свой маленький шаг на пути к своему будущему. На ваших столах лежат звезды. На цветной стороне напишите свое имя, а на обратной можете написать любые пожелания себе, своим друзьям или просто свою заветную мечту. - После по парам выходите и приклеиваете свою звезду на «космос». Мы соединим их линиями, и получится созвездие. - У каждого созвездия есть название. Придумайте имя вашему созвездию. | Собаки - Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. - Умными, смелыми, сильными, дружными, внимательными. - Юрий Алексеевич Гагарин | Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Познавательные: 1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя. |
Итоговый этап (5 мин) | Оценка собственных действий на уроке. | Самооценка. | Индивидуальная. | - Сейчас проверим, кто из вас лучше всех запомнил рассказ про космонавтов: Кто первыми летали в космос? Как звали первую собаку, которая полетела в космос? Вернулась ли она не землю? Как называется станция с которой стартовал Гагарин? Как называется спутник Земли? - Если вам понравился урок выберете золотую звезду. Если нет – синюю. Кто выбрал золотую? - Я очень рада, что вам понравился урок, мне тоже понравилось, что вы были внимательными. Сейчас предлагаю к просмотру мультфильм «Зачем Белка и Стрелка в космос летали». | Дают оценку деятельности. | Регулятивные: 1. Оценка деятельности. Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |