Обработка и анализ результатов.




Проведение эксперимента.

Цель: Исследование межличностных отношений между детьми с помощью метода проблемных ситуаций (Смирнова Е.О, с. 18-22).

Методические рекомендации. Для выполнения задания создаются проблемные ситуации («Строитель», «Одень куклу»), в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оце­нить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситу­ации не являются простыми формами совместной деятельно­сти, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.

Проблемная ситуация для детей 2 младшей группы: «Строитель»

В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом стро­ительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т.е. осуществлять актив­ные действия), а другой - контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самосто­ятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоя­тельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по соб­ственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощ­ряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хоро­шо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у те­бя странный дом получается, таких не бывает».

Проблемная ситуация для детей средней и старшей групп: «Одень куклу».

В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо на­рядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек — пла­тья, для мальчиков — костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и до­полняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из ку­кол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом - три ботинка, но ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает си­туация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети выну­ждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценива­ет (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

Обработка и анализ результатов.

Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно от­мечать следующие показатели поведения детей, которые оцени­ваются по соответствующим шкалам:

1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствитель­ность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутрен­ней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, от­деленным от него существом.

0 — полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором);

1 — беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;

2 — периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;

3 — пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.

2. Характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положи­тельная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).

0 — нет оценок;

1 — негативные оценки (ругает, насмехается);

2 — демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);

3 — позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказыва­ет, помогает).

3. Характер и степень выраженности сопереживания сверст­нику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ре­бенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрос­лым действий сверстника.

0 — индифферентная — заключается в безразличии как к поло­жительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отра­жает общую индифферентную позицию по отношению к парт­неру и его действиям;

1 — неадекватная реакция — безусловная поддержка порица­ния взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувст­вуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника пережи­вает как свое поражение;

2 — частично адекватная реакция — согласие как с поло­жительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отноше­ние ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объектив­ной оценки результата действий партнера;

3 — адекватная реакция — радостное принятие положитель­ной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребе­нок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и состраданию.

4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведе­ния в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совер­шает альтруистический поступок легко, естественно, без малей­ших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отра­жают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о мораль­ном самопринуждении и подчиненности альтруистических дей­ствий другим мотивам.

0 — отказ — ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимо­му, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концент­рация на себе и на успешном выполнении порученного задания;

1 — провокационная помощь — наблюдается в тех случаях, ко­гда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои де­тали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;

2 — прагматическая помощь — в этом случае дети не отказы­ваются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую, ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный, момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование ] и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику; |

3 — безусловная помощь — не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых — по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.

Далее заполняется таблица.

Таблица № 3 (к заданию № 5)

Показатели поведения детей Степень проявления показателя
       
1.Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника        
2.Характер участия в действиях сверстника        
3.Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику        
4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения        

 

Протокол № 1 (Метод проблемных ситуаций)

ФИ ребенка________________________________________

Дата рождения, возраст ребенка_______________________

Дата проведения____________________________________

 

Показатели поведения ребенка Степень проявления показателя
       
1.Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника        
2.Характер участия в действиях сверстника        
3.Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику        
4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения        

Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Протокол № 2 (Метод проблемных ситуаций)

ФИ ребенка________________________________________

Дата рождения, возраст ребенка_______________________

Дата проведения____________________________________

 

Показатели поведения ребенка Степень проявления показателя
       
1.Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника        
2.Характер участия в действиях сверстника        
3.Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику        
4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения        

Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: