Оценивание чтения
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
• навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
• умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:
• понимание учащимся прочитанного текста;
• способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;
• владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Следует особо подчеркнуть, что «чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам»*.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения.
__________________
* Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. — М.: Дрофа, 1999.
Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.
|
Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)
Оценка | Учебные четверти | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Первый класс | ||||
«5» | больше 20 слов | больше 35 слов | больше 40 слов | |
«4» | 16–20 слов | 26–35 слов | 31–40 слов | |
«3» | 10–15 слов | 20–25 слов | 25–30 слов | |
«2» | меньше 10 слов | меньше 20 слов | меньше 25 слов | |
Второй класс | ||||
«5» | больше 45 слов | больше 55 слов | больше 65 слов | больше 70 слов |
«4» | 35–45 слов | 40–55 слов | 50–65 слов | 55–70 слов |
«3» | 25–34 слова | 25–39 слов | 35–49 слов | 40–54 слова |
«2» | меньше 25 слов | меньше 25 слов | меньше 35 слов | меньше 40 слов |
Третий класс | ||||
«5» | больше 70 слов | больше 75 слов | больше 85 слов | больше 90 слов |
«4» | 55–70 слов | 60–75 слов | 70–85 слов | 75–90 слов |
«3» | 40–54 слова | 45–59 слов | 55–69 слов | 60–74 слова |
«2» | меньше 40 слов | меньше 45 слов | меньше 55 слов | меньше 60 слов |
Четвертый класс | ||||
«5» | больше 90 слов | больше 100 слов | больше 110 слов | больше 120 слов |
«4» | 75–90 слов | 85–100 слов | 95–110 слов | 105–120 слов |
«3» | 65–74 слова | 70–84 слова | 80–94 слова | 90–104 слова |
«2» | меньше 65 слов | меньше 70 слов | меньше 80 слов | меньше 90 слов |
|
Нормы по технике чтения в начальной школе
класс | 1 полугодие | 2 полугодие |
Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 11-15 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 25- 30 слов в минуту. | |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 31-35слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 45-50слов в минуту. | |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 55-60слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. | |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 90-95 слов в минуту. |
|
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |
I четверть | 5-10 сл/м | 25-30 сл/м | 50-54 сл/м | 70-75 сл/м |
II четверть | 11-15сл/м | 31 -35 сл/м | 55-60 сл/м | 75-80 сл/м |
III четверть | 16-24 сл/м | 36-44 сл/м | 6 1-69 сл/м | 81-89сл/м |
IV четверть | 25-30 сл/м | 45-50 сл/м | 70-75 сл/м | 90-95 сл/м |
Оценка понимания прочитанного:
высокий уровень - самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста,
средний уровень - выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных,
низкий уровень - правильно отвечает на вопросы,
0 уровень – прочитанное не понимает или улавливает отдельные детали.
Таблица показателей уровня чтения учащихся _______ класса
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Учитель:
Ассистент:
Дата:
№ | Фамилия ученика | способ чтения | кол-во ошибок | темп чтения | уровень поним. прочит. (выс.,сред.,низ.) | отметка |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. |
Техника чтения:
Количество уч-ся в классе | % | |
Количество проверенных учащихся | ||
Читают в пределах нормы | ||
Читают выше нормы | ||
Читают ниже нормы- |
Уровень понимания прочитанного:
Количество уч-ся в классе | % | |
Количество проверенных учащихся | ||
Высокий уровень понимания прочитанного | ||
Средний уровень понимания прочитанного | ||
Низкий уровень понимания прочитанного |