После подбора необходимых методик мы провели исследование. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Диагностика проводилась в первой половине дня с каждым ребенком индивидуально. Результаты детей по каждой методике заносились в бланки регистрации (Приложение 5), количественно обрабатывались. Общие уровни развития познавательных процессов по всем методикам обозначены в протоколе диагностики познавательной готовности к школе. (Приложение 6).
Анализ результатов по методике «Заучивание десяти слов» (рис.2) показал, что трое детей из пяти (60%) имеют достаточно высокий уровень развития памяти, т.е. дети не испытывали особых трудностей в воспроизведении материала. Стоит отметить, что у двух детей имеющих высокий уровень развития памяти график запоминания растущий,что подтверждает хорошее состояние их памяти. У одного ребенка наблюдается график, имеющий плато, что является показателем отсутствия заинтересованности, сниженного внимания.
У 20% детей (1 ребенка), было зарегистрировано немного меньшее количество воспроизведенных слов (при первом воспроизведении — 4 слова, при пятом— 7 слов), уровень развития памяти соответствует среднему значению. Однако график запоминания у данного ребенка имеет растущий вид, что говорит о благоприятной динамике заучивания.
Существуют трудности в запоминании материала при единичном его воспроизведении у 1 человека (20%). Ребенок вспомнил при первом воспроизведении — 1 слово, при пятом — 4 слова. Желания выполнять задание у ребенка не было, отмечалась некоторая медлительность, вялость. Присутствовали лишние слова при воспроизведении. Характер кривой зигзагообразный, что свидетельствует о неустойчивости внимания.
|
Рисунок 2. Результаты по методике «Заучивание десяти слов»
Свойства внимания диагностировались с помощью методики «Кодирование» (рис.3). По результатам видно, что детей с серьезными трудностями в организованности внимания нет, большинство детей имеют высокий уровень развития внимания (60%) - они быстро поняли инструкцию, приступили к работе, если и были ошибки то незначительные. У 2 детей (40%) внимание характеризуется средним уровнем развития, при выполнения задания у них были незначительные ошибки, однако отмечался медленный темп выполнения задания, что и повлияло на результат.
Рисунок 3. Результаты по методике «Кодирование»
С целью изучения мышления использовалась методика «Четвертый лишний» (рис.4). По результатам видно, что детей, у которых присутствуют проблемы с обобщением, дифференцированием понятий – нет, большинство детей имеют высокий уровень развития логического мышления (80%), они с легкостью находили лишние предметы, обобщали по одному признаку, дифференцировали по группам. Совсем небольшое количество детей (20%) характеризуются средним уровнем развития мыслительных операций, т.е. один ребенок допустил несколько ошибок в поиске лишнего предмета, не всегда мог обосновать свой выбор.
Рисунок 4. Результаты по методике «Четвертый лишний»
Методика «Что спрятано» помогает выявить возможности зрительного восприятия. Статистически получилась такая картина (рис.5): 60% детей, т.е. трое из пяти имеют скоростные возможности зрительного восприятия соответствующие среднему уровню развития, меньшее количество детей (2 человека, т.е. 40% испытуемых) справилось с тестом достаточно легко и быстро, их способности относятся к высокому уровню развития восприятия. Детей с проявлениями сильной утомляемости и сильно сниженными способностями восприятия не выявлено. Сложно сказать, почему у большинства детей наблюдалось некоторое снижение скорости восприятия и дифференциации объектов. Возможно такой результат получился из-за того что методика была последней, дети испытывали некоторую усталость после прохождения предыдущих заданий.
|
Рисунок 5. Результаты по методике «Что спрятано»
На основе проанализированных данных нами было принято решение вывести общий уровень познавательной готовности к школе (рис.6). У 40% детей отмечался высокий уровень познавательной готовности к школе и еще у 40% детей отмечался уровень выше среднего. Такие высокие результаты говорят о том, что дети в интеллектуальном плане подготовлены к школе, они обладают развитыми познавательными способностями. Один ребенок имеет средний уровень познавательной готовности к школе, что говорит о том, что есть моменты, над которыми следует поработать. Детей с низким уровнем развития познавательных процессов не было выявлено.
Рисунок 6.Общий уровень познавательной готовности к школе.
Глядя на вышеизложенный материал, хочется отметить, что не стоит забывать об индивидуальном подходе, т.к. общий уровень несколько усредняет способности или трудности детей. Т.к. например ребенок с общим средним уровнем познавательной готовности имеет трудности в сфере запоминания, этот момент нужно не просто учесть, нужно с этим работать.
|
К тому же следует помнить, что познавательная готовность к школе это лишь одна из составляющих психологической готовности к обучению, не стоит забывать и пренебрегать подготовкой ребенка в мотивационном плане, личностном, социальном. Стоит помнить о физическом состоянии и развитии ребенка, его способностях в плане специальной подготовки (умения, знания, навыки необходимые для обучения в школе).
Заключение
Целью нашей работы являлось исследование познавательной готовности к школьному обучению. Объект исследования: познавательная готовность к школьному обучению. Предмет исследования: уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Согласно поставленным задачам мы детально изучили литературу по теме готовности к школе, и проанализировали основные понятия по заданной теме. Готовность к обучению в школе понятие многокомпонентное понятие, включающее в себя физиологическую готовность, специальную готовность и психологическую готовность (личностная, познавательная, социально-психологическая готовность). Познавательная готовность к школе, является одним из немаловажных компонентов психологической готовности к школе.
Познавательная готовность к школе в первую очередь включает в себя развитие познавательных процессов ребенка, для изучения которых мы подобрали адекватные психологические методики. На этапе поиска и изучения различных методик был сделан выбор в пользу 4-х методик: 1. методика «Заучивание десяти слов» (А. Р. Лурия), 2. «Что спрятано» (Р. С. Немов), 3. «Кодирование» (Д. Векслер), 4. «Четвертый лишний» (Т. Д. Марцинковская).
После подбора необходимых методик мы провели исследование. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Измерив, уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен количественный и качественный анализ диагностического исследования. На основе проанализированных данных нами было принято решение вывести общий уровень познавательной готовности к школе. Были получены высокие результаты, дети в интеллектуальном плане подготовлены к школе, они обладают развитыми познавательными способностями. Один ребенок имеет средний уровень познавательной готовности к школе, что говорит о том, что есть моменты, над которыми следует поработать. Детей с низким уровнем развития познавательных процессов не было выявлено.
Исследование познавательной готовности к школьному обучению является важным элементом в диагностике психологической готовности к школе, без которой не обходиться ни одно учреждение дошкольного образования. Однако следует помнить, что познавательная готовность к школе это лишь одна из составляющих психологической готовности к обучению, не стоит пренебрегать подготовкой ребенка в мотивационном плане, личностном, социальном. Стоит помнить о физическом состоянии и развитии ребенка, его способностях в плане специальной подготовки. Готовность к школе выступает как результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психологической зрелости, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.