Проведение и результаты исследования




После подбора необходимых методик мы провели исследование. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Диагностика проводилась в первой половине дня с каждым ребенком индивидуально. Результаты детей по каждой методике заносились в бланки регистрации (Приложение 5), количественно обрабатывались. Общие уровни развития познавательных процессов по всем методикам обозначены в протоколе диагностики познавательной готовности к школе. (Приложение 6).

Анализ результатов по методике «Заучивание десяти слов» (рис.2) показал, что трое детей из пяти (60%) имеют достаточно высокий уровень развития памяти, т.е. дети не испытывали особых трудностей в воспроизведении материала. Стоит отметить, что у двух детей имеющих высокий уровень развития памяти график запоминания растущий,что подтверждает хорошее состояние их памяти. У одного ребенка наблюдается график, имеющий плато, что является показателем отсутствия заинтересованности, сниженного внимания.

У 20% детей (1 ребенка), было зарегистрировано немного меньшее количество воспроизведенных слов (при первом воспроизведении — 4 слова, при пятом— 7 слов), уровень развития памяти соответствует среднему значению. Однако график запоминания у данного ребенка имеет растущий вид, что говорит о благоприятной динамике заучивания.

Существуют трудности в запоминании материала при единичном его воспроизведении у 1 человека (20%). Ребенок вспомнил при первом воспроизведении — 1 слово, при пятом — 4 слова. Желания выполнять задание у ребенка не было, отмечалась некоторая медлительность, вялость. Присутствовали лишние слова при воспроизведении. Характер кривой зигзагообразный, что свидетельствует о неустойчивости внимания.

 

Рисунок 2. Результаты по методике «Заучивание десяти слов»

 

Свойства внимания диагностировались с помощью методики «Кодирование» (рис.3). По результатам видно, что детей с серьезными трудностями в организованности внимания нет, большинство детей имеют высокий уровень развития внимания (60%) - они быстро поняли инструкцию, приступили к работе, если и были ошибки то незначительные. У 2 детей (40%) внимание характеризуется средним уровнем развития, при выполнения задания у них были незначительные ошибки, однако отмечался медленный темп выполнения задания, что и повлияло на результат.

Рисунок 3. Результаты по методике «Кодирование»

С целью изучения мышления использовалась методика «Четвертый лишний» (рис.4). По результатам видно, что детей, у которых присутствуют проблемы с обобщением, дифференцированием понятий – нет, большинство детей имеют высокий уровень развития логического мышления (80%), они с легкостью находили лишние предметы, обобщали по одному признаку, дифференцировали по группам. Совсем небольшое количество детей (20%) характеризуются средним уровнем развития мыслительных операций, т.е. один ребенок допустил несколько ошибок в поиске лишнего предмета, не всегда мог обосновать свой выбор.

Рисунок 4. Результаты по методике «Четвертый лишний»

 

Методика «Что спрятано» помогает выявить возможности зрительного восприятия. Статистически получилась такая картина (рис.5): 60% детей, т.е. трое из пяти имеют скоростные возможности зрительного восприятия соответствующие среднему уровню развития, меньшее количество детей (2 человека, т.е. 40% испытуемых) справилось с тестом достаточно легко и быстро, их способности относятся к высокому уровню развития восприятия. Детей с проявлениями сильной утомляемости и сильно сниженными способностями восприятия не выявлено. Сложно сказать, почему у большинства детей наблюдалось некоторое снижение скорости восприятия и дифференциации объектов. Возможно такой результат получился из-за того что методика была последней, дети испытывали некоторую усталость после прохождения предыдущих заданий.

Рисунок 5. Результаты по методике «Что спрятано»

На основе проанализированных данных нами было принято решение вывести общий уровень познавательной готовности к школе (рис.6). У 40% детей отмечался высокий уровень познавательной готовности к школе и еще у 40% детей отмечался уровень выше среднего. Такие высокие результаты говорят о том, что дети в интеллектуальном плане подготовлены к школе, они обладают развитыми познавательными способностями. Один ребенок имеет средний уровень познавательной готовности к школе, что говорит о том, что есть моменты, над которыми следует поработать. Детей с низким уровнем развития познавательных процессов не было выявлено.

 

Рисунок 6.Общий уровень познавательной готовности к школе.

 

Глядя на вышеизложенный материал, хочется отметить, что не стоит забывать об индивидуальном подходе, т.к. общий уровень несколько усредняет способности или трудности детей. Т.к. например ребенок с общим средним уровнем познавательной готовности имеет трудности в сфере запоминания, этот момент нужно не просто учесть, нужно с этим работать.

К тому же следует помнить, что познавательная готовность к школе это лишь одна из составляющих психологической готовности к обучению, не стоит забывать и пренебрегать подготовкой ребенка в мотивационном плане, личностном, социальном. Стоит помнить о физическом состоянии и развитии ребенка, его способностях в плане специальной подготовки (умения, знания, навыки необходимые для обучения в школе).

 

 

Заключение

Целью нашей работы являлось исследование познавательной готовности к школьному обучению. Объект исследования: познавательная готовность к школьному обучению. Предмет исследования: уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Согласно поставленным задачам мы детально изучили литературу по теме готовности к школе, и проанализировали основные понятия по заданной теме. Готовность к обучению в школе понятие многокомпонентное понятие, включающее в себя физиологическую готовность, специальную готовность и психологическую готовность (личностная, познавательная, социально-психологическая готовность). Познавательная готовность к школе, является одним из немаловажных компонентов психологической готовности к школе.

Познавательная готовность к школе в первую очередь включает в себя развитие познавательных процессов ребенка, для изучения которых мы подобрали адекватные психологические методики. На этапе поиска и изучения различных методик был сделан выбор в пользу 4-х методик: 1. методика «Заучивание десяти слов» (А. Р. Лурия), 2. «Что спрятано» (Р. С. Немов), 3. «Кодирование» (Д. Векслер), 4. «Четвертый лишний» (Т. Д. Марцинковская).

После подбора необходимых методик мы провели исследование. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Измерив, уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен количественный и качественный анализ диагностического исследования. На основе проанализированных данных нами было принято решение вывести общий уровень познавательной готовности к школе. Были получены высокие результаты, дети в интеллектуальном плане подготовлены к школе, они обладают развитыми познавательными способностями. Один ребенок имеет средний уровень познавательной готовности к школе, что говорит о том, что есть моменты, над которыми следует поработать. Детей с низким уровнем развития познавательных процессов не было выявлено.

Исследование познавательной готовности к школьному обучению является важным элементом в диагностике психологической готовности к школе, без которой не обходиться ни одно учреждение дошкольного образования. Однако следует помнить, что познавательная готовность к школе это лишь одна из составляющих психологической готовности к обучению, не стоит пренебрегать подготовкой ребенка в мотивационном плане, личностном, социальном. Стоит помнить о физическом состоянии и развитии ребенка, его способностях в плане специальной подготовки. Готовность к школе выступает как результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психологической зрелости, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: