Тема: Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства




Реферат

Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, на защиту такой среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Это право распространяется и на безопасность зданий, строений, сооружений, которые используются гражданами в качестве постоянного места жительства.

Право на комфортное проживание нашло свое отражение в нормах Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с этим, право гражданина на жилье является основой, из которой вытекают другие права. Например, право на предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг и право на справедливую цену за такие услуги (стоимость услуг). Все права гражданина, связанные с жилищем, предоставлением жилищно-коммунальных услуг, отражены в нормах действующего законодательства Российской Федерации. Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право на реализацию своих гражданских прав, их охрану и защиту государством.

Для российских людей вопросы жилищно-коммунального хозяйства имеют первостепенно значение. Ежедневно граждане (потребители) пользуются предоставленными исполнителями жилищно-коммунальными услугами, и, следовательно, количество таких услуг приобретает особую важность для них.

Наряду с пищей, водой, одеждой, общением – жилище является одной из важнейших потребностей человека. Конституционное право на жилище означает возможность быть обеспеченным жильем для постоянного проживания. Данное право предоставляется как гражданам России, так и иностранным гражданам, лицам без гражданства. Данные категории могут иметь жилье в России, хотя порядок предоставления жилья неодинаков.

Жилищно-коммунальное хозяйство является крупным сектором в российской экономике. Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспеченности городов и населенных пунктов.

Услуги жилищно-коммунального хозяйства является важным фактором развития материального производства и воспроизводства рабочей силы.

Для жилищно-коммунального хозяйства характерны:

- принадлежность к группе жизнеобеспечнности;

- социальная значимость;

- низкая заменяемость другими услугами.

Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется
бытовое обслуживание

 

жилищное хозяйство

 

ресурсоснабжение (тепло-, электро-, водоснабжение, воотведени)  

 

благоустройство населенных пунков (озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов, дорожно-мостовое хозяйство)

 

В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования систем жизнеобеспечения территорий, большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой территории. При этом географические границы товарных рынков определяются административными границами городов и районов.

Особенностью отрасли является появление негативных последствий монопольного положения предприятий, поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в обоснованном повышении цен тарифов, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности услуг. За последние годы значительно изменилась ситуация с собственностью на объекты жилищного и коммунального хозяйства. Она характеризуется тремя главными тенденциями:

- массовой приватизацией жилищно-коммунального хозяйства;

- передачей объектов жилищно-коммунального хозяйства из государственной собственности в муниципальную;

- акционированием части объектов жилищно-коммунального хозяйства, в основном объектов электро-снабжения, входящих в единую систему энергообеспеченности страны.

В последние десятилетия в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением в России, который можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период, потребитель нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

Государство гарантирует каждому гражданину право на жилище и на благоприятную окружающую среду – ст. 40, ст. 42 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ).

Одной из главных задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Выполнение этой задачи позволит обеспечить с одной стороны, благосостояние потребителей, а с другой стороны эффективную экономику в целом.

Потребителем услуг в сфере жилищного законодательства является собственник жилья. Кроме того, по нормам гражданского права потребителем может являться лицо, которое арендует жилую площадь согласно официальному договору аренды. Это означает, что как собственник, так и официальный арендатор квартиры имеют право на получение информации о деятельности УК, планах работ, а также на подачу жалоб в надзорные инстанции, если со стороны компании присутствуют нарушения по предоставлению услуг или обеспечению необходимыми ресурсами жилого объекта.

В настоящее время все граждане, проживающие как в приватизированных квартирах, так и неприватизированных квартирах в многоквартирных жилах домах, являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. И их права могут быть нарушенными. В какой-то мере виноватым в этом можно считать самого жителя: большинство собственников и нанимателей жилых помещений не стремятся активно участвовать в «судьбе» своего дома, а это провоцирует недобросовестных предпринимателей на то, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу.

Еще одна причина: слишком мало людей разбирается в тонкостях жилищно-коммунальной сферы. Они порой даже не подозревают о своих правах и понятия не имеют, куда жаловаться в случае их нарушения.

До недавнего времени потребители в нашей стране были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» у людей появилась возможность реализовать свои права.

Кроме этого, защита прав регламентирована следующими правовыми нормативами:

– Гражданский кодекс РФ;

– Жилищный кодекс РФ;

– постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

– постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»;

– постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;

– постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших проблем.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» содержат положение о том, что исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (качественная вода, своевременный вывоз мусора и т. д.).

Статья 20 Жилищного кодекса РФ закрепляет, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Основная часть контрольно-надзорных полномочий за сферой ЖКХ передана Государственной жилищной инспекции.

В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02ю2013 года № 493 Госжилинспекция (территориальный отдел) надзирает за соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:

· жилым помещениям, их использованию и содержанию;

· содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

· порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийными подлежит сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением;

· выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

· установлению размера платы за содержание и ремонт помещения;

· предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

· определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

· обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

· деятельности специализированных некоммерческих организаций по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

· порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договора, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

· формированию фондов капитального ремонта и других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Обеспечивая качество предоставляемых потребителю услуг, исполнитель обязан обеспечить и их безопасность (статья 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее пользования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными (своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода, выполнение ремонта с использованием качественных и безопасных строительных материалов и т. д.).

Кроме этого, одной из основных обязанностей исполнителя является обязанность по предоставлению полной и достоверной информации о себе и о предоставляемых услугах. Объем и перечень информации для потребителя определен статьями 8, 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» первое, что должно быть доведено до сведения потребителей - это фирменное наименование организации (наименование), место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске. Согласно п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам помимо информации, указанной на вывеске исполнитель в обязательном порядке должен предоставить потребителю следующие сведения:

· информацию о государственной регистрации, фамилию, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа;

· размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются;

· порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);

· адреса и номера телефонов диспетчерской службы;

· параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);

· сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);
наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных подразделений), органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Современная практика работы в сфере защиты прав потребителей и деятельности управляющих компаний выделяет несколько наиболее актуальных нарушений со стороны обслуживающих фирм:

· отсутствие в общем доступе жильцов информации о деятельности компании, ее финансовых отчетностей и игнорирование письменных запросов жильцов;

· задержка предоставления необходимых ресурсов: свет, газ, вода, налаживание водоотведения;

· отсутствие проведения работ по плановому ремонту — здесь затрагивается вопрос как текущих косметических, так и капитальных ремонтов;

· необоснованные растраты финансовых средств компании, сформированных из платежей жильцов;

· установление необоснованно завышенных тарифов на предоставляемые услуги и поставляемые ресурсы;

· отключение должников от ресурсов жилого дома: свет, газ или вода;

· несоблюдение температурного режима горячей воды и отопления;

· нарушение правил и норм содержания придомовой территории: непроведение антигололёдных мероприятий, отсутствие или задержка в стрижке газона, уборки территории от бытового мусора, неустранение поломок малых архитектурных форм и т.д.;

· несвоевременный вывоз ТКО с контейнерной площадки; невыполнение перерасчёта начислений за ЖКУ;

· игнорирование обращений жильцов.

Все перечисленные нарушения могут повлечь за собой серьёзные последствия, вплоть до нанесения вреда здоровью и жизни жильцов.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (акт проверки качества жилищно-коммунальных услуг) является основанием для перерасчета платы, а время, указанное в нем – для расчета размера снижения платежей.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» для защиты своих прав и взыскания с исполнителя понесенных расходов и убытков потребители вправе обратиться в суд по своему выбору по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора.

Защита прав потребителей может производиться в досудебном и судебном порядке. Досудебное урегулирование спорных моментов представляет собой обращение в различные инстанции, способные повлиять на решение проблемы в пользу гражданина. Органами, которые могут встать на сторону потребителя и помочь в решении спора, являются: государственная жилищная инспекция, прокуратура и общество защиты прав потребителей. Реже могут помочь решить проблему местные органы самоуправления, департаменты и министерства ЖКХ, федеральные органы власти.

Как показывает практика в сфере защиты прав потребителей остается немалое количество нерешенных вопросов правового, социального, экономического и организационного характера.

На положение потребителей негативно сказывается:

· множество монопольных рынков;

· ценовая спекуляция;

· наводнение потребительского рынка некачественными фальсифицированными предлагаемыми работами (услугами);

· низкий уровень информирования потребителя в связи с отсутствием или низким уровнем информационных систем, которые доступны для потребителей на фоне широкой наступательной рекламы, недостаточный авторитет общественных объединений по защите прав потребителей и т.д.

В связи с этим в потребительском законодательстве требуется:
- расширение и развитие системы;

- программных мер в сфере защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг;

- создание необходимых условий для развития и укрепления системы государственной и судебной защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг;

- проведение мониторинга в сфере жилищно-коммунальных услуг в виде крупных комплексных обследований по вопросам соблюдения законных прав потребителей.

Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия хорошей законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений.

На сегодняшний день федеральный закон «О защите прав потребителей» остается наиболее нарушаемым из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне неэффективна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: