Трудовое обучение
Пояснительная записка
Составлена на основе Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой М. «Просвещение» 2008г.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования, разработанная исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемая в специальных «коррекционных» классах VIII вида.
Цели изучения предмета (извлечение из стандарта):
- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
-освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности
Основными задачами трудового обучения являются: воспитание основных качеств ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- самостоятельно ориентироваться в задании;
- самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий;
-самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы;
-самостоятельное изготовление изделий, отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и не сложных изделий;
-употребление в речи технических терминов;
Примечание.
- слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, не сложные изделия – самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Количество часов по программе 34
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
1. Работа с пластилином
2. Работа с бумагой и картоном
3. Работа с природным материалом
4. Работа с тканью
5. Работа с металлом и древесиной
- Работа с древесиной (дополнительный материал – бумага)
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Содержание урока | Материалы и инструменты | Наглядность и литература | |
Технические сведения | Приёмы работы | ||||||
1. | Работа с пластилином Геометрические тела (куб, шар, цилиндр, конус, параллелепипед) Игрушки из пластилина. Дымковская игрушка (лошадка) | Свойства и цвета пластилина, правила подготовки рабочего места и материала. | Анализ геометрических тел, подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей геометрических тел. Анализ дымковской игрушки (лошадки, птички), подготовка пластилина к работе. Лепка игрушек. | Пластилин | Геометрические тела (шар, куб, конус, цилиндр, параллелепипед) Альбом «Дымковская игрушка» | ||
2. | Работа с бумагой и картоном Аппликация «Декоративный поднос» (разметка деталей по шаблону) Предметная аппликация «Веселый поезд» (разметка деталей по шаблону и по заданным размерам) | Свойства клея, правила нанесения клея, правила безопасности работы с ножницами. | Разметка деталей по шаблону, вырезание и предварительное раскладывание деталей на основание. Наклеивание деталей. | Шаблоны, клей, кисточка, цветная бумага, картон, ножницы. | А.Н. Малышева Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» | ||
3. | Мозаика из бумаги (самостоятельное составление эскиза, выбор цвета) Пакеты и конверты. Изготовление пакетов для семян из готовых разверток. | Правила выполнения аппликации способом обрывания Назначение пакетов «Виды свойства бумаги», применяемой для пакетов и конвертов | Самостоятельное составление эскиза и выбор цвета Изготовление пакетов из готовых разверток. | Цветная бумага, клей, кисти для клея Готовые развертки пакетов; клей, кисти для клея | Пакет и конверт | ||
4. | Работа с природным материалом Панно из листьев Сувениры из природного материала (жираф) | Свойства засушенных листьев, цветов, трав Свойства материалов, используемых в работе: цвет, форма, величина. Виды соединений, инструменты, применяемые при работе. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы | Изготовление подложки Составление панно из сухих листьев Соединение деталей с помощью палочек, проволоки и пластилина | Картон, цветная бумага, клей, кисти для клея Морковь, куски проволоки, палочки, шило, материалоотходы (бумага, обрезки кожи). | Рисунок жирафа, образец | ||
5. | Работа с тканью Аппликация из ткани (раскрой подготовленной ткани по шаблонам) | Правила безопасности работы с ножницами, правила нанесения клея. | Разметка деталей аппликации по шаблонам, вырезание деталей, предварительное раскладывание деталей на основание. Наклеивание деталей. | Накрахмаленная ткань, ножницы, клей ПВА | |||
6. | Изготовление стилизованных фигурок (мальчика) из связанных пучков ниток (шпагата, тесьмы) | Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой верёвки. Свойства ниток. Инструменты. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы | Намотка ниток на картон, перевязывание, разрезание, витьё шнура, скручивание. | Нитки, ножницы, картон для наматывания ниток | Образец | ||
7. | Работа с природным материалом Аппликации из соломы. | Свойства соломы. Правила безопасности работы с режущими инструментами. | Разрезание соломины вдоль ствола, проглаживание кольцами ножниц. Выбор сюжета, составление эскиза, наклеивание соломенных лент. | Ленты соломы, наклеенные на тонкую бумагу. Нож, ножницы, клей | В.И. Романина «Дидактический материал по трудовому обучению» 3 класс. | ||
8. | Работа с тканью Ручные стежки «через край», петельный. Упражнение на ткани. | Организация рабочего места. Назначение и устройство швейной иглы. Правила безопасной работы при ручном шитье. | Правильное пользование иглой. Вдевание нитки в иглу, завязывание узелка. Правила выполнения стежков «через край», петельный. | Ткань, иглы, ножницы, нитки, наперстки. | Г.Б. Картушина Г.Г. Мозговая «Швейное дело» 4класс. | ||
9. | Салфетка-прихватка для переноса горячей посуды из двух слоев ткани с обработкой срезов украшающим стежком «через край» (выполнение готового кроя). | Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Цвета тканей и ниток. | Правильное пользование иглой. Вдевание нитки в иглу, завязывание узелка. Обработка срезов. | Готовый крой, нитки, игла, ножницы, наперстки. | Г.Б. Картушина Г.Г. Мозговая «Швейное дело» 4класс. | ||
10. | Ручные стежки и строчки. Тамбурный и крестообразный стежки. Упражнения на ткани. | Понятия о стежках и строчках. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков) | Дать понятия о стежках и строчках. Выполнение тамбурного и крестообразного стежков. | Увеличенные макеты стежков; ткань, иглы, нитки, наперстки. | |||
11. | Изготовление футляра для ручек и карандашей (выполняется из готового кроя). | Назначение изделия. Правила безопасной работы при ручном шитье. | Обработка срезов изученными стежками. | Готовый крой, нитки, игла, ножницы, наперстки. | Г.Б. Картушина Г.Г. Мозговая «Швейное дело» 4класс | ||
12. | Стачной шов. Упражнение на ткани. Изготовление подушечки для игл 10×10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков | Правила безопасной работы при ручном шитье. Частота стежков в ручном станочном шве. Назначение изделия. Лицевая и изнаночная детали подушечки. | Выполнение стачного шва на ткани. Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов. Вывертывание и набивка ватой. Обработка края косыми стежками. | Нитки, игла, ножницы, образец. ткань, вата, наперстки. | |||
13. | Работа с бумагой и картоном Бусы из бумаги. Ёлочные украшения. Поделка на основе фонарика (яблоко) | Назначение изделия. Правила безопасности работы с ножницами Виды бумаги для изготовления елочных игрушек. Эстетические требования к елочным украшениям. | Разметка заготовок по заданным размерам. Сборка и склеивание изделия. | Ножницы, карандаши, клей, кисти для клея, цветная бумага, линейки. | Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» | ||
14. | Изготовление карнавальных полумасок. Отделка изделий аппликацией. | Виды бумаги для изготовления карнавальных полумасок. Эстетические требования к изделию. | Разметка заготовок по шаблонам, вырезание, отделка карнавальных полумасок аппликацией. | Шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея. | Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» | ||
15. | Изготовление снежинок. | Виды бумаги для изготовления снежинок. Правила безопасности работы с ножницами. | Разметка заготовок по шаблонам, вырезание. | Шаблоны, бумага, ножницы. | |||
16. | Изготовление из тонкого картона карнавального головного убора. Отделка его аппликацией | Правила безопасности работы с ножницами. Эстетические требования к готовому изделию. | Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Сборка и склеивание изделия. Отделка аппликацией. | Листы ватмана, цветная бумага, тесьма, фольга, ножницы, клей |
Ресурсное обеспечение.
1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) Пособие для учителя. Под редакцией доктора психологических наук В.Г. Перовой М., «Просвещение» 1983г.
2. Г.Б. Картушина Г.Г. Мозговая «Швейное дело». Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида. Изд., М.