Социология Герберта Спенсера





Основания социологии Спенсера:

1. Эволюционизм. В своем труде «Основания биологии» Спенсер развивает идеи дарвинизма в социологическом смысле. По его мнению, в обществе выживает сильнейший, существование соперничества и борьбы — естественно.

2. Организмическая теория. Общество подобно некоему биологическому организму в своем устройстве и функционировании.

Эволюция по Спенсеру — это сплошной рост науки от простой недифференцированной однородности до комплекса дифференцированной неоднородности.

Именно Спенсер ввел понятия дифференциации и интеграции.

Дифференциация — это появление из некой однородности разнообразия ; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий.

Интеграция — это возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополняемости и взаимозависимости отдельных элементов.

Спенсер считал очевидным сходность общества с биологическим организмом как строением, так и функционированием. Сходство заключалось в факторах:

1. Рост. И организм, и общество имеют тенденцию к росту и развитию.

2. Общество состоит из индивидов как организм — из клеток.

3. Усложнение. Общество имеет строение, аналогичное организму — от индивида (клетки) к институтам (органам внутренним) и всему обществу в целом (организм).

4. Дифференциация. Разделение индивидов на классы и группы, их стремление к объединению с себе подобными схоже с разделением клеток на различные ткани.

5. Взаимодействие. Индивиды взаимодействуют друг с другом как клетки, которые обмениваются различными химическими веществами.

Однако существуют и различия:

1. В отличие от биологического организма, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве, обладают значительной автономией (свободой передвижения как минимум, могут покинуть одно общество и включиться в другое).

2. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

3. .Важным отличием общества от организма является пространственная мобильность элементов структуры.

4. Организм состоит из частей и существует ради целого единства, а целое в обществе — ради частей.

2) Зоопсихология – наука о закономерностях развития психики животных и предпосылки возникновения ее у человека.

3) Дарвинизм – теория эволюции органического мира

 

 

3. Какие взгляды на феномен социальности существуют в научном мире? Каковы преимущества и недостатки жизни в группе?

Феномен социальности – предрасположенность и способность индивидов к совместному существованию. Социальность характеризует человека как часть социума, зависимую от него, подчиненную ему, детерминируемую внешними социальными механизмами, формирующуюся в результате воздействия внешней социальной среды. Обладание С. предполагает способность личности играть определенные общественные роли, искусно менять типовые социальные маски, подчиняться требованиям общественного мнения, нормам морали и принципам законности, разрешать возникающие противоречия в пользу индивида, а целого социума. Взгляд на человека как на гражданина, члена

коллектива, «производительную силу», участника производственных отношений, обладателя определенной профессии, должности, звания, титула означает, что во внимание берется прежде всего его социальность. Функционирование С. имеет не инстинктивный, а сознательный характер и предполагает у человека наличие способности мыслить, анализировать, оценивать, принимать решения, переводить при посредстве волевых усилий свои оценки и решения в действия и поступки. Из этого складывается социальная жизнь человека, представляющая собой цепь взаимосвязанных, внешне наблюдаемых поступков в общественной среде, сопровождающаяся соблюдением или нарушением социальных норм. Этот феномен характеризует человеческое общество и изменяется во времени.

Социальность, интересующая социологов сегодня, – это не просто то, что «держит» людей вместе, но и то, что отличает человека от животного. Предметом исследования современной социологии становится специфически человеческая социальность, отличная от «социальностей»

других живых существ, а также ее маркеры и индикаторы.

Речевое взаимодействие служило инструментом влияния на других, в то же время речевое влияние предполагает использование механизмов сознания. Феномен сознательного, вербального влияния в настоящее время описывается как суггестия.

Таким образом, существует интердикция (влияние жестом, позой, феромоном), присущая животным и являющаяся основой для социального взаимодействия животных, существует суггестия (словесное влияние) и существует контр-суггестия (сопротивление речевому влиянию

или критическое, рациональное мышление). Все эти феномены послужили наряду с имитацией основой для возникновения социальных связей нового, неживотного типа.

В группе проще переживать общие катаклизмы, проще добывать еду, больше шансов на выживание, чем по одиночке, у человека жизнь в группе очень важна как социальный фактор- общение с людьми, друзьями. Недостатки жизни в группе в том что, если ты что-то имеешь ты должен делиться со всеми, часто возникают конфликты, в некотором роде отсутствие личного пространства.

Человеческая социальность изменяется в своих проявлениях, а значит –

можно говорить и об изменении самого феномена.

Социальность, интересующая социологов сегодня, – это не просто то,

что «держит» людей вместе, но и то, что отличает человека от животного.

Предметом исследования современной социологии становится

специфически человеческая социальность, отличная от «социальностей»

других живых существ, а также ее маркеры и индикаторы.

Истоки человеческой социальности связаны с возникновением

сознания. Гипотеза о развитии палеантропа в ходе поисков

механизмов противодействия внешнему влиянию соплеменников и

животных была высказана в свое время Б. Поршневым , до сих пор не

оцененным по достоинству ни историками, ни социологами.

 

4.Как происходила эволюция социальности как общебиологического феномена с точки зрения социобиологического подхода? Модель «эгоистичного стада».

Первая гипотеза была предложена в 60-е годы и предполагает, что социальность у приматов формировалась под влиянием пресса хищников. В подавляющем большинстве, обезьяны - средние по размерам животные и уступают по силе хищникам. Питаются они преимущественно фруктами и листьями и их зубная система адаптирована к этому типу кормов. Поэтому клыки, хотя и развиты, не идут ни в какое сравнение с клыками хищников. Нет у обезьян также мощных когтей, рогов или копыт. Отчасти, безопасность обеспечивает древесный образ жизни. В условиях тропического леса обезьянам легко скрываться от опасности в густой листве. По мере увеличения общей доли времени, проводимого на земле, опасность погибнуть в зубах леопарда, льва или гиены многократно возрастала, ведь обезьяны не способны перемещаться с той же скоростью, что и их потенциальные враги. Наземные формы эволюционировали в сторону увеличения общих размеров тела (при прочих равных условиях в пределах одного рода наземные формы крупнее древесных). Выраженный половой диморфизм у наземных форм (самцы значительно крупнее самок) также, по всей видимости, связан с противодействием хищникам.

Вместе с тем, для обезьян именно социальность становится главной адаптацией в борьбе за выживание в гонке вооружений "хищник - жертва". На открытой местности, обезьяны формируют группы более компактные и многочисленные. Тенденция к увеличению размеров группы прослеживается даже в пределах одного вида, популяции которого населяют лесные и саванные экосистемы.

Вторая гипотеза делает упор на необходимость формирования прочных групп для успешной конкуренции за пищевые ресурсы с представителями своего вида. Группы одного вида конкурируют между собой за доступ к плодовым деревьям. Чем больше размеры группы, тем больше шансов завладеть привлекательной пищей.

Современная эволюционная теория предполагает, что каждая особь стремится максимизировать свою итоговую приспособленность, для чего выбирает жизненные стратегии, позволяющие ей оптимизировать свои возможности в конкретных условиях среды. Одним из факторов, ограничивающих возможности особи, является размер группы, в которой она обитает. В свою очередь, размеры группы определяются средой обитания. Три фактора среды выступают в этом случае как особенно значимые:

- наличие ресурсов и компактность их распределения в пространстве (эти факторы налагают ограничения на рост размеров группы);

- качество пищевых ресурсов и терморегуляция (оказывают влияние на бюджет времени), оба фактора напрямую зависят от климата, в котором обитает данный вид;

- опасность со стороны хищников и прямая конкуренция со стороны представителей своего собственного вида ставят нижние пределы для размеров группы, ниже которых животные уже не смогут выстоять против давления хищников и сородичей из соседних групп.

В процессе эволюции указанные ограничения способствуют формированию когнитивных механизмов, направленных на стимулирование групповой интеграции в соответствии с оптимальными размерами группы, типичными для данного вида. Такие когнитивные механизмы накладывают ограничения на верхние пределы размеров группы, типичные для конкретного вида.

 

Модель «эгоистичного стада»:

Эта модель была предложена Гамильтоном и заключается в следующем:

Допустим, что за животными определенного вида охотится некий хищник, который всегда стремится напасть на ближайшего к нему представителя вида-жертвы. С точки зрения хищника такая стратегия разумна, поскольку она позволяет понизить затраты энергии. С точки зрения жертвы из этой стратегии вытекает интересное следствие: каждая особь-жертва будет постоянно стараться вести себя так, чтобы не оказаться ближе всех к хищнику. Если жертве удается обнаружить хищника заранее, она просто убегает. Но если хищник появляется неожиданно, например из высокой травы, где он затаился, то каждая жертва может все же уменьшить свои шансы оказаться ближе всех к хищнику. Можно представить, что каждая жертва как бы окружена «зоной опасности». Эта зона определяется как такой участок, каждая точка которого ближе к данному индивидууму, чем к любому другому. Например, если индивидуумы-жертвы перемещаются на некотором расстоянии друг от друга, образуя правильную геометрическую фигуру, то зона опасности вокруг каждой из них (если только она не находится с краю) может иметь примерно шестиугольную форму. Если хищник затаился в шестиугольной зоне опасности, окружающей индивидуума А, то последний, по всей видимости, будет съеден. Особенно уязвимы индивидуумы, находящиеся по краям стада, так как их зона опасности не ограничивается относительно небольшим шестиугольником, а включает в себя обширную область, примыкающую к его открытой стороне.

Ясно, что разумный индивидуум будет стараться, чтобы его зона опасности была как можно меньше. Прежде всего он будет избегать находиться на краю стада. Оказавшись с краю, он немедленно начнет пытаться переместиться к центру. К сожалению, кто-нибудь всегда должен находиться с краю, но каждый индивидуум старается, чтобы этим «крайним» оказался не он! Происходит непрерывная миграция индивидуумов от периферии к центру. Если стадо вначале было рыхлым и разбросанным, то вскоре оно сбивается в плотную массу в результате внутренней миграции. Даже если изначально в рамках нашей модели не отмечалось никакой тенденции к агрегации и животные-жертвы были поначалу рассеяны беспорядочно, каждый индивидуум будет охвачен эгоистичным стремлением сократить свою зону опасности, пытаясь занять место в промежутке между другими индивидуумами. Это быстро приведет к образованию агрегаций, которые будут становиться все более плотным.

 

5. Социобиологический подход Д.Морриса, Р. Докинза, К. Лоренца.

Социобиологи доказывают, что индивидуумы в процессе эволюции будут способствовать выживанию тех особей, с кем у них схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, с кем они не состоят в родстве, и кто отличается по генотипу от них. Они будут пользоваться любой возможностью навредить им.

Согласно этому подходу агрессия связана с повышением успешности репродуктивности для выживания в процессе эволюции. Социобиологи утверждают, что агрессивность – это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущество на генетическом уровне) в естественном отборе.

Согласно этим теориям удовлетворение ни одного из благ не может устранить агрессивные проявления. Самое большое, что можно сделать – это временно предотвратить, сдержать проявление агрессии или ослабить ее интенсивность.

Дезмонд Моррис.

Д. Моррис известен своей книгой " Голая обезьяна" в которой рассматривает современного человека с точки зрения биологии в процессе эволюции. Сравнивает приматов и современного человека. По его мнению человек отличается от обезьяны своим поведением и частичным отказом от генетического наследия эволюции, не подчинение гену.

Р. Докинз.

английский этолог, эволюционист, популяризатор науки. Он известен своей книгой "Эгоистичный ген" в которой продвигал идею, что ген является ключевой единицей естественного отбора в эволюции, его роль. И главной чертой гена является эгоизм, который характерен и для современного человека. Репликация этих генов дает индивида, как эгоистичного человека. Так же Докинз рассматривает альтруизм с позиции эгоистического гена, пусть кто-то другой пожертвует ради меня своей жизнью, а я буду сидеть в сторонке . Пример: в сообществе пингвинов, принято одного пингвина толкать в воду, чтобы он жертвуя собой проверил безопасность купания, это конечно повышает сохранность генов во всей популяции, но является эгоизмом по отношению к сородичу.

К. Лоренц.

австрийский ученый, один из основоположников этологии- науки о животных.

В основном писал работы на тему "агрессии", и исследовал поведение животных.

Посвятив много лет изучению поведения серых гусей, Лоренц открыл у них явление импринтинга. На примере этого и других видов Лоренц изучил также многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека. Рассматривал поведения человека с точки зрения его агрессивности в разных ситуациях. Написал книгу "Агрессия. Так называемое зло".

 

 

6. Сформулируйте основные теоретические положения социобиологии.

Основные принципы:

1. Историзма

2. Самоорганизации – любая живая система обладает гомеостазом.

3. Имергентности – свойства целого не сводимы к сумме свойств элементов этой системы.

4. Аксиологичности( аксиология – наука о ценностях) – любая живая система всегда делает какой то выбор. У любого живого существа есть своя система ценностей, которая обуславливает выбор поведения в конкретный момент.

Основные категории социобиологии:

- Ген – самая важная единица;

- Приспособленность – оценивается по вкладу данного генотипа в общий генофонд (т.е. приспособленность не к окр.среде а с генетической точки зрения!)

- Естественный отбор

- Эволюционно стабильная стратегия – стратегия, которая присуща данной популяции и не может быть сменена другой стратегией;

- Альтруизм – увеличение приспособленности одной особи за счет уменьшения приспособленности другой (пчела защищает улей от врага, ужалив его; птицы чистят перья друг другу и т.п.)

* Биосоциальность – 1) иммонентное свойство организмов, заключающееся в способности устанавливать и поддерживать взаимодействие с себе подобными на разных уровнях интеграции; 2) способность молекул нуклеотидов образовывать структурные организации возрастающей сложности.

*Социальное поведение – такой тип взаимодействия, который направлен на развитие и воспроизводство отношений с определенным кругом сородичей.

*Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия (только если есть обратная связь взаимодействие является коммуникацией)

 

 

7. Основные методологические проблемы социобиологии.

1. Атомарных и реляционных признаков – признаков, которые не зависят от другого индивида и характеризуют конкретную особь; признаков, которые зависят от других индивидов. Корреляцию между этими признаками искать некорректно.

Атомарные признаки: цвет глаз, волос и т.п.

Реляционные признаки: зарплата – характеризует ту группу к которой индивид находится.

2. Причин и следствий поведения

3. Проблема редукционизма (методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым, например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

4. Проблема нерефлексивности – когда не в состоянии дать ответы на поставленные вопросы.

5. Неопределенности предмета

6. Неодарвинизм (современный дарвинизм, представляющий собой синтез популяционной генетики и классического дарвинизма, что неудачно и неправильно с исторической точки зрения). Проблема в том что все закономерности теории Дарвина переносятся на человека.

7. Метод аналогий

8. Альтруизма

 

8. Проиллюстрируйте социобиологический подход при анализе социально биологических феноменов.

Социобиологи доказывают, что индивидуумы в процессе эволюции будут способствовать выживанию тех особей, с кем у них схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, с кем они не состоят в родстве, и кто отличается по генотипу тот них. Они будут пользоваться любой возможностью навредить им и ограничить появление потомства от них.
Согласно этому подходу агрессия связана с повышением успешности репродуктивности для выживания в процессе эволюции. Социобиологи утверждают, что агрессивность – это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущество на генетическом уровне) в естественном отборе.

 

9. Сравните методы исследования социального поведения животного и человека.

Социальное поведение - поведение индивида в обществе себе подобных. Социальное поведение является предметом такой научной дисциплины как социальная психология, которая использует свои методы исследования:

Методы соц. психологии основанные на исследовании поведения человека.

В основном применяется метод наблюдения.

Наблюдение- метод изучения особенностей индивида, на основе фиксации проявления его повеления.

Наблюдатель может наблюдать речевую деятельность: 1) ее содержание, ее последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность., выражение лица, движения тела, положение в пространстве (перемещение, скорость, направление) 2) Физические контакты (касание, удары, толчки). Научное наблюдение отличается от житейского: -Целенаправленностью,

систематичностью; - планомерностью; - аналитичностью; регистрацией.

Типы наблюдения: включенное (участвовать в деятельности), не включенное (не участвовать в деятельности).

Включенное- человек контактирует с испытуемым. В зависимости от объекта наблюдения выделяют внешнее или внутреннее. Относительно времени исследования наблюдения могут быть единичное, переодическое, логнетюдное. По характеру восприятия наблюдение может быть сплоченным или выборочным. Может быть обыденное просто сидишь и наблюдаешь и научное наблюдение(по каким-то шкалам).

Полевое, лабораторное (создание ситуации и наблюдать как ведут себя) .

Опрос – метод исследования сутью которого яв. получение вербальной инфо (словесной)(устной или письменной инфо) путем общения заочного или очного

исследования с опрашиваемым. Письменный – заочный, Очный- устный. Устный

вопрос назыв. интервью.

Анкетирование или тест- письменный опрос.

Эксперимент- это метод сутью, которого яв. создание экспериментатором

контролируемой ситуации, в которой на изучаемый объект осущ. воздействие. Виды

эксперимента: Лабораторный – искусственные факторы.

Не лабораторный –-- полевой (мы условия не меняем, но вводим какой-то фактор : включаем свет.)---натурный (естественный, ничего не вводим, реальные факторы).

В исследовании поведения животных применяют в основном метод наблюдения и эксперимента. Исключаются такие методы как анкетирование и опрос, методы исследования поведения человека в разных ситуациях наиболее разнообразны, чем у животных, это связано с речевым и письменным аспектом в социальном поведении человека.

 

10. Альтруизм как социобиологическая категория.

Сам термин «альтруизм» был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798–1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Контовский принцип альтруизма гласил: «Живи для других». Ограничение своей свободы в пользу другого.

Альтруизм- увеличение приспособленности одной особи за счет уменьшения приспособленности другой особи. Пример: птица-мама прикидывается больной, чтобы отвести от гнезда хищника, жертвует собой; птица кричит, тем самым информируя других об опасности, жертвует собой привлекая хищника.

Различают 2 вида альтруизма: крепкосердцевинный и мягкосердцевинный.

Крепкосердцевинный- альтруизм основанный на помощи своим генам (мать и потомство).

Мягкосердцевинный- альтруизм основанный на взаимопомощи( птичка выклевывает насекомых с тела бегемота, и кормится сама).

В ходе эволюции у более высокоразвитых животных преобладает мягкосердечный альтруизм, а доля крепкосердечного альтруизма меньше.

Первое продвижение в понимании альтруизма произошло в начале 60-х, когда английский биолог В. Д. Гамильтон развил концепцию родового отбора или внутренней согласованности. Его теория с математической точностью показывает, что особи внутри вида будут иметь наибольший успех в воспроизводстве, если будут помогать сородичам так, что выгода получающего помощь будет значительно превышать ущерб для донора.

Уилсон в своей книге "Социобиология. Новый синтез" изучал термин альтруизм - это поведение развившееся в процессе эволюции путем естественного отбора.

Дарвин пытался осмыслить термин альтруизма в контексте естественного отбора, как действует он не понимал, но говорил о том что гена альтруизма должно оставаться меньше в ходе эволюции так как он не передается в генофонд следующего поколения.

Во второй половине 20 в. альтруизм как особое явление сознания и поведения человека стал предметом специальных социологических и социально-психологических исследований «помогающего поведения». В них альтруизм анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности, взаимопомощи и т.д. Альтруизм также переосмысливается в контексте этики заботы. Альтруизм выступает как способ приспособленности, не отдельного индивида, а целого сообщества.

В книге Докинза «некое существо называют альтруистичным, если оно своим поведением повышает благополучие другого такого же существа в ущерб собственному благополучию. Эгоистичное поведение приводит к противоположному результату…действие, по-видимому, являющееся альтруистичным, это такое действие, которое на первый взгляд как будто повышает вероятность смерти альтруиста и вероятность выживания того, на кого направлено действие».

 

11. Раскройте концепцию «парадокса заключенных».

 

В психологии есть такая игра — «Парадокс заключенных». Если спроецировать ее на обычную, реальную жизнь, то можно увидеть, что используется этот парадокс повсеместно и людьми и животными.
Итак, представьте себе, что двоих грабителей ловит полиция, и разделяет их по разным камерам таким образом, что взаимное общение исключено. Собственно так оно и происходит, ибо правоохранительные органы прекрасно знакомы с этим парадоксом. Но вот беда — улик для того, чтобы упрятать их за решетку недостаточно. Тогда в работу включаются «дознаватели». Они заходят к одному из заключенных, и предлагают им сделку — если ты все расскажешь, то тебя мы отпустим за содействие следствию, а твой подельник получит по полной программе.
В голове у заключенного тут же проносится мысль: «если я промолчу, а мой напарник все про меня выложит, то в таком случае я получу по полной… Не больно приятная перспектива». И, рассказывает все, что было, может даже приукрашивает, так, чтобы себя всячески выгородить.
Соответственно дознаватели идут ко второму заключенному, и предлагают аналогичную сделку. И, получают тоже откровенный рассказ уже про первого грабителя.
В результате этого оба заключенных получают свои сроки. Однако если бы они оба молчали, то их бы все равно выпустили за недоказанностью.
Был также проведен эксперимент, когда обоим давали возможность встретиться и переговорить план действий. Однако когда разводят, и предлагают сделку — все равно этот парадокс срабатывает, и оба отправляются на нары. Уж слишком велик соблазн вылезти самому, и слишком мало уверенности в другом человеке.
Такой парадокс можно встретить и в обычной, гражданской жизни. Как, например, мы очень часто просим о помощи других, но, гораздо чаще приходится им отказывать в ответной помощи без видимых на то причин. Хотя, если б все шли на помощь друг к другу, то всем было бы намного легче. Однако когда нас просят помочь, то сразу включается микрокомпьютер в голове, который прикидывает, сколько ресурсов я на это потрачу (времени, денег, сил…), а получить-то обратно отдачу возможно и не смогу. Тут же выдается ответ «Я занят», а сам сижу дома, смотрю телевизор за чашкой горячего кофе. А эксплуатация ведет к вымиранию.

12. В чем различия теорий «альтруизма» и «эгоизма» гена?

Теория альтруизма состоит в уменьшении приспособленности одной особи ради увеличения способности другой особи или целого сообщества. Пожертвование собой ради другого или целой популяции, в итоге увеличение ее приспособленности. Принцип: " живи ради других".

Эгоизм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. В некотором роде является противоположностью альтруизму. Эгоизм гена определяется в работе Докинза" Эгоистичный ген". Где эволюция генов стоит выше, чем эволюция популяции, и главной чертой гена является эгоизм, который выплескивается в течение всей жизни человека, мы сначала будем думать о себе, о своей выгоде.

По книге Докинза: «Некое существо называют альтруистичным, если оно своим поведением повышает благополучие другого такого же существа в ущерб собственному благополучию. Эгоистичное поведение приводит к противоположному результату…действие, по-видимому, являющееся альтруистичным, это такое действие, которое на первый взгляд как будто повышает вероятность смерти альтруиста и вероятность выживания того, на кого направлено действие».

Примеры эгоистичного поведения: чайка, дожидаясь ухода соседки с гнезда может проглотить ее птенца, тем самым она получает хорошую питательную еду, не утруждая себя добычей пищи и не оставляя свое собственное гнездо; при спаривании богомолов, самка откусывает ему голову, в результате чего получает прекрасную пищу и повышает его половую активность (т.к. в голове находится много тормозных механизмов) и т.д.

 

13. Произведите критический анализ теории социобиологии

Социобиологическая теория человека основывается на теории генно-культурной эволюции, то есть на тезисах о том, что развитие человечества опирается на контур обратной связи. Одни сообщества выживают, другие погибают, и происходит естественный отбор на 3-х уровнях : индивидуальный, половой, групповой.Социобиологи считают, что человеческое поведение также как и поведение животных может быть в какой-то части объяснено как результат естественного отбора. Применение категорий эволюционной теории и в частности понятия естественного отбора, подвергается критике, поскольку преобладающей силой поведения человека считается культура. В современной социобиологии существуют направления (теория двойной наследственности или теория генно-культурной коэволюции), стремящиеся рассматривать культуру в понятиях теории эволюции. Кавалли-Сфорца и Бойд-Ричардсон применили модель эволюционной биологии к наследованию особенностей и характеристик культуры. Эти исследования стали основой теории культурального наследования. Социобиологи стремятся найти рациональное объяснение поведения как результата давления естественного отбора в истории формирования и развития вида. Однако индивидуальные наследственные преимущества в качестве цели естественного отбора не всегда могут объяснить возникновение моделей социального поведения. Эволюция осуществляется также посредством группового отбора. Объяснение механизмов ответственных за групповой отбор осуществляется на основе методологии теории игр. Групповой отбор может объяснить возникновение в результате естественного отбора альтруистических моделей поведения. В социобиологии социальное поведение первоначально принимается как социобиологическая гипотеза на основе поиска определенной эволюционно стабильной стратегии соответствующей наблюдаемому поведению.

 

14. Какова сущность механизмов дифференцировки и интеграции?

 

Эволюция социальных структур идет по двум пути: дифференцировка и интеграция.

Дифференцировка - возникновение различий в социальных структурах.

- Одиночная стадия.

-Субсоциальная стадия( длительность ухода, по времени, родителей за потомством).

Промежуточная субсоциальная стадия( родственные особи по меньшей мере 2 х поколений участвуют в общей деятельности).

-Эусоциальная стадия. (высший уровень социальной организации животных). Связана с альтруизмом. Включает в себя высший уровень заботы о потомстве, такое явление есть у пчел, муравьев.

-Репродуктивная дифференциация. Разделение репродуктивных обязанностей. Матка пчел занимается их воспроизведением, трутни, рабочие пчелы.

-Кооперация - особи не менее 2х поколений, живут вместе на тех стадиях жизненного цикла, когда они выполняют функцию рабочих.

Интеграция - сплочение социальных структур.

- Одиночная стадия

- Коммунальная. На этой стадии особи образуют скопления( образовываются благодаря физическим свойствам среды).

- Квазисоциальная стадия - развитие активной кооперации.

- Семисоциальная стадия. Развивающаяся кооперация и продуктивная дифференциация( размножение, разведение).

- Эусоциальная стадия(??)

 

15. Классификация сообществ. Анонимные сообщества.

 

1.Анонимные (члены которых не знают друг друга " в лицо") делятся на открытые и закрытые сообщества.

Открытые - не проявляют агрессию к чужакам. К ним относятся, например, многие копытные, кенгуру, жирафы, которых привлекает вид сородичей, но они с равной легкостью присоединяются к данной группе, а затем покидают ее. Виды, образующие сообщества открытого типа, как правило, имеют сильно выраженный стадный инстинкт. Большое значение для его развития имеет запечатление особей своего вида. Внешний облик одного или группы животных своего вида запоминается как положительный фактор среды. Он становится возбудителем стадного инстинкта у молодого животного. Стадный рефлекс образуется и существует на основе врожденного оборонительного рефлекса. Именно ощущение большей безопасности среди подобных себе подкрепляет до этого безразличный раздражитель - стадо, превращая его в условно-рефлекторный. Стадный рефлекс вырабатывается у всех животных данного вида и закрепляется на всю жизнь.

Закрытые - проявляют агрессию к чужакам. Характерным фактором узнавания своих сородичей является групповой запах. Сообщества крыс, запах своей колонии. Если поместить крысу из другой колонии в новую, то она будет убита.

Агрегации, или скопления. Это такие объединения животных, которые формируются под действием какого-то физического фактора среды (пищи, температуры и т.п.). Примером агрегации могут служить стайки головастиков в прогретых солнцем местах водоема. Скопления характерны для многих видов беспозвоночных. Из скопления животных часто возникает стадо, поведение членов которого обычно взаимосвязано. Причиной скопления, как правило, бывает сходство их потребностей. Кабаны, лоси собираются в местах, где много пищи, около водоемов собираются птицы если там много рыбы.

2. Персонифицированные сообщества - члены которых узнают друг друга в лицо. Стабильные замкнутые группировки обитающие на одном месте или совершающие периодические кочевки как правило представляют собой сообщества с упорядоченной структурой взаимоотношений между особями. Такие сообщества называются "индивидуализированными" или "персонифицированными", поскольку каждый член сообщества знает всех остальных "персонально". Структура взаимоотношений животных в индивидуализированных сообществах основана на системе иерархии и ритуализации агрессии.
Сообщества подобного типа, с большей или меньшей сложностью взаимоотношений в них, характерны для множества видов. Сложные индивидуализированные сообщества имеют многие виды хищных млекопитающих, добывающие пищу коллективной охотой. Это, например, гиены, львы, волки, гиеновые собаки и др. Основой таких группировок, как правило, служат семейные группы, к которым могут примыкать и неродственные животные. Ядром стаи обычно бывает группа достаточно опытных, немолодых животных, которые давно знают друг друга и находятся в "дружеских" отношениях. В подобных группах наблюдаются сложные иерархические отношения, но высшую ступень иерархии занимает вожак. Типичным для индивидуализированных сообществ является участие многих его членов в воспитании подрастающего молодняка, а также забота старших особей о целостности сообщества и безопасности его членов. Характерно для них и распределение ролей животных в группе. У таких высших позвоночных, как человекообразные обезьяны и дельфины, практически отсутствует агрессия по отношению к чужакам, и их сообщества приобретают некоторые черты, характерные для открытых групп.

 

16. Назовите и дайте краткую характеристику свойств индивидуализированных сообществ.

Персонифицированные сообщества - члены которых узнают друг друга в лицо. Стабильные замкнутые группировки обитающие на одном месте или совершающие периодические кочевки как правило представляют собой сообщества с упорядоченной структурой взаимоотношений между особями. Такие сообщества называются "индивидуализированными" или "персонифицированными", поскольку каждый член сообщества знает всех остальных "персонально". Структура взаимоотношений животных в индивидуализированных сообществах основана на системе иерархии , подчинении и ритуализации агрессии. Иерархия доминирования, порядок клевания- самый простой вид иерархии, обычная линейная. Во главе альфа- самец, нижняя ступень- подонки.
Сообщества подобного типа, с большей или меньшей сложностью взаимоотношений в них, характерны для множества видов. Сложные индивидуализированные сообщества имеют многие виды хищных млекопитающих, добывающие пищу коллективной охотой. Это, например, гиены





Читайте также:
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.054 с.