Проблемы интеграции института медиации в правовую систему Российской Федерации




Ю.В. Коматовская (студент) 1

Научный руководитель: Т. В. Кивленок (к.ю.н., доцент) 2

 

1 Юридический институт, Кафедра гражданско-правовых дисциплин, группа ЮГ-108,

E-mail:blackfox1990@ya.ru

2 Юридический институт, Кафедра гражданско-правовых дисциплин, E-mail: tanja.kivlenok@rambler.ru


На сегодняшний день можно констатировать то, что судебная система Российской Федерации нагружена различными делами и спорами, что приводит к удлинению сроков и снижению качества их рассмотрения. Суды просто не справляются с многочисленным потоком поступающих дел. Так, например, нагрузка на судей в арбитражных судах в 2011 году в целом по системе составила 47 дел и заявлений на одного судью в месяц [1]. Производство длится долго, дело рассматривается в спешке, поскольку судья в районном суде проводит более десяти заседаний в день. Вследствие такой обстановки законодателем был разработан Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2011 г. Согласно ст. 2 Закона процедура медиации - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. В качестве беспристрастной третьей стороны в споре выступает медиатор (медиаторы), который(ые) представляет(ют) собой «независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора»[2].

Медиация применяется при урегулировании следующих споров, вытекающих:

-из гражданско-правовых отношений, в том числе отношений в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

-из семейных отношений;

-из трудовых отношений (за исключением коллективных трудовых отношений).

Следует отметить, что медиаторы имеют право рассматривать только частноправовые споры, в которых стороной не может выступать орган публичной власти и которые по общему правилу не относятся к сфере административных, налоговых и иных публичных правоотношений.

Принципы процедуры медиации:

1) добровольность;

2) конфиденциальность;

3) взаимоуважение;

4) равноправие сторон;

5) нейтральность и беспристрастность медиатора;

6) прозрачность процедуры.

Применение процедуры медиации возможно на любом этапе до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом на основании соглашения сторон о применении процедуры медиации или о проведении процедуры медиации.

Главной целью процедуры медиации является достижение компромисса между спорящими сторонами, принятие взаимовыгодного, взаимоприемлемого решения, которое закрепляется медиативным соглашением. Данное соглашение имеет силу гражданско-правовой сделки.

В настоящее время процедура медиации является наиболее перспективной и эффективной формой досудебного урегулирования споров. Так, например, в процессе медиации с помощью посредника-медиатора сторонам удается договориться в 85% случаев, а достигнутое соглашение добровольно выполняется сторонами в 91% случаев. Для сравнения можно привести такие данные: судебные решения выполняются в США в 35% случаев, в нашей стране примерно в 20% случаев.

Такое положение дел обусловливается следующими преимуществами процедуры медиации относительно судебного разбирательства:

1. индивидуальный подход к спору;

2. сохранение хороших отношений у сторон;

3. быстрота рассмотрения конфликта (предельная продолжительность процедуры медиации -180 дней);

4. обоюдно приемлемое решение, выработанное совместными усилиями сторон;

5. конфиденциальность медиации;

6. самостоятельный выбор медиатора.

Однако, несмотря на то, что процедура медиации была введена в России Федеральным Законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ, как такового механизма осуществления и реализации данной процедуры законодателем выработано не было. Отсюда возникает практическая неразвитость данного института гражданского общества и его неэффективное использование.

Причинами невостребованности процедуры медиации в России являются:

  • непрофессионализм и некомпетентность медиаторов;
  • отсутствие правового просвещения, информированности населения относительно процедуры медиации;
  • непроработанность Закона относительно механизма реализации процедуры медиации;
  • отсутствие механизма исполнения заключенного с помощью медиации соглашения;
  • дорогостоящее обучение по Программе подготовки медиаторов, утвержденной Приказом Минобрнауки N 187 14 февраля 2011 г.
  • отсутствие необходимых требований к организациям, оказывающим услуги по медиации.

Пути решения вышеуказанных проблем:

1) подготовка именно профессиональных медиаторов, достигших 25 лет, имеющих высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, а также прошедших курс обучения по специальной программе подготовки медиаторов;

2) популяризация процедуры медиации, информирование о сферах ее применения, преимуществах перед судебным разбирательством;

3) принятие дополнений и изменений в действующее законодательство, регламентирующих организацию и проведение медиативных процедур, правовой статус медиатора, объединений медиаторов, а также процедуру образовательного процесса;

4) повышение правовой культуры населения;

5) создание специализированных фирм, входящих в саморегулируемые организации медиаторов, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

6) создание специальных программ обучения медиаторов в университетах или специализированных центров медиации при вузах;

7) при поступлении дела в суд судьи должны содействовать рассмотрению дела в рамках примирительной процедуры (медиации), если характер спора это допускает.

Таким образом, внедряя процедуру медиации в правовую систему Российской Федерации, мы сможем не только снизить нагрузку судей, но и повысить оперативность и эффективность рассмотрения и разрешения дел, по которым сторонам не удается прийти к согласию.

 

Список использованных источников:

[1]https://www.arbitr.ru/_upimg/731F48357EA6A6C62CEC755A60A0D5E2_o_syd_nagryzke.pdf.

[2]Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, N 31, ст. 4162.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: