Специальные методы психологической помощи семье: виды и характеристика.




Арт-терапия - метод психотерапии, base на решении психол. проблем личности путем вовлечения человека в творчество. В арт-терапии широко используются музыка, рисование, лепка, кино, фотография, литературное творчество, занятия актерским мастерством С помощью методов арт-терапии успешно разрешаются внутрилич. и межличн. конфликты, кризисные состояния, проводится работа с травмами, тревогами, а также развивается креативность и повышается целостность личности. Среди видов арт-терапии можно назвать песочную терапию, игротерапию, цветотерапию, библиотерапию, сказкотерапию, драматерапию, и многое другое.

Музыкотерапия — контролируемое использование музыки в коррекции и стабилизации психического и физического здоровья детей и взрослых. Это активная музыкальная деят-ть, связанная с моторно-двигательными реакциями чел-а на музыку.

Музыковокалотерапия — метод, повышения резервных возможностей человека и коррекции нарушенных функций, в основе которого лежит использование особой системы активного вокального тренинга в сочетании с музыкой (С. В. Шушарджан). Пассивная (или рецептивная) музыкотерапия — психоэмоциональная коррекция и стабилизация психических состояний человека в процессе восприятия музыки. Музыкальный массаж — метод тренировки подвижности нервных процессов, основанный на последовательном восприятии контрастных музыкальных произведений

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.

Мифодрама - метод психотерапии, терапевтический эффект которого достигается путем драматической постановки мифологических сюжетов. Данное направление возникло на стыке двух методов: психодрамы Якоба Морено и аналитической психологии К.Г. Юнга. Эффективность мифодрамы зависит от точности выбора мифологического сюжета и от правильной организации мифодраматического действия. За счет разнообразия мифологических сюжетов вероятность для участника найти созвучный ему мотив многократно увеличивается. Как и в любом действии, основанном на принципах психодрамы, в мифодраме работают такие техники как обмен ролями, дублирование, зеркало, реплики в сторону.

Психодрама (от греч. psyche – душа + drama – действие) — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено в начале 1920–х гг. Психодрама основана на катарсисе, который достигается при помощи драматической импровизации, ориентированной на изучение внутреннего мира человека, лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний пациента. Человек проигрывает на сцене жизненные ситуации, связанные с конкретными людьми. Ролевая игра позволяет прочувствовать эмоции, противостоять глубинным конфликтам, совершить действия, которые невозможны в реальной жизни.

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) – метод основан на применении особых физических упражнений в сочетании с психологическим анализом телесных ощущений и эмоциональных реакций человека. В его основе положение В. Райха о том, что все травмирующие переживания прошлого запечатлеваются в нашем теле в виде «мышечных зажимов» («мышечной брони»). Райх создал техники уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц, когда с помощью физических воздействий высвобождаются завуалированные эмоции и чувства.

Дистанционные технологии помощи семье: виды и характеристика.

1. Интернет

– виртуальные конференции по заданным темам с предварительной подготовкой

– веб-сайты заданной тематики

– форумы и чаты

– специальная рассылка

– он-лайн консультирование

– проектная работа

2. Телефон

– телефонное консультирование

– телефонная конференц-связь

Достоинства:

1. Экономия времени и места – нет необходимости приезжать куда-то.

2. Сетевое взаимодействие открывает широкий доступ к сотрудничеству с людьми из разных городов и стран, что, несомненно, расширяет как профессиональные, так и дружеские связи.

3. Создание искусственной образовательной среды, способствующей обретению человеком, в облегченных, игровых условиях, определенного психологического опыта, позволяющего ему адаптироваться к изменениям в обществе, культуре

Практическая работа с родителями в рамках детского консультирования.

Психотерапевтическая работа с ребенком начинается со встреч с родителями, с которыми мы остаемся в контакте на протяжении всей работы.

По мнению многих аналитиков дети не осознают потребность в психотерапевтическом вмешательстве, (хотя нередко признают желание избавиться от того, что их беспокоит). В любом случае запрос о помощи исходит от родителей, которые обеспокоены нарушением поведения ребенка, его неадекватными реакциями, невозможностью с ним справиться. В этой связи первая встреча проходит наедине с родителями, где они могут свободно изложить то, что их тревожит и с чем связана необходимость обратиться за профессиональной помощью. Некоторые аналитики с самого начала проводят встречи совместно с детьми.

На первой встрече родителям предоставляется возможность в свободной форме рассказывать о том, что их беспокоит, что их побудило обратиться за психологической помощью, что они думают и чувствуют в связи с нарушениями поведения их ребенка и т.п. На второй встрече диалог между специалистом и родителями носит более структурированный характер. Психотерапевт задает вопросы об истории ребенка, его развитии, о том, как он проходил различные этапы своего роста, как это воспринималось родителями. Третья встреча с родителями отводится для их рассказа о собственном детстве, об их взаимоотношениях с их мамами, папами, сиблингами, об их переживаниях, сходных или противоположных тем, которые переживает их ребенок в момент обращения.

Далее М. Бадони предлагает отдельную встречу с ребенком. После нее специалист вновь встречается с родителями, чтобы обсудить с ними дальнейший тип работы с ребенком, будет ли это анализ, терапия или расширенные совместные встречи с родителями и ребенком.

Фрик рассматривает предпосылки детской и родительской терапии, делая акцент на проблеме мотивации родителей относительно их участия в терапии ребенка, включающего и их собственную терапию. Терапевт, работающий с родителями, помогает им понять свои осознанные и неосознанные мотивы, а также неосознаваемые препятствия для проведения терапии. Энгельс Фрик подчеркивает, что родителям необходимо помочь создать среду, способствующую развитию ребенка. Очень важно, чтобы терапевт осуществлял постоянный контроль за внешним окружением ребенка.

Не менее важно, чтобы терапевт параллельно помогал родителям прорабатывать их собственные неосознанные конфликты и проблемы, предотвращая тем самым вмешательство родителей в процесс терапии ребенка до тех пор, пока это необходимо. Интересно, что Энгельс Фрик описывает практическую работу в шведском общественном секторе как психотерапию, проводимую один или два раза в неделю, как это имеет место и в других европейских странах, хотя надо отметить, что между этими двумя интервалами терапевтических встреч имеются существенные различия. В связи с этим возникает вопрос, влияет ли частота сеансов на обучение психоаналитических психотерапевтов терапевтической работе с детьми и подростками? Понятно, что менее интенсивное обучение психоаналитических психотерапевтов негативно повлияет на их способность проводить более углубленную работу с детьми, подростками и их родителями. Возможно, именно поэтому автор делает основной акцент на наблюдении за внешней средой, в противоположность английской и другим традициям, согласно которым равное внимание уделяется наблюдению и за внешней, и за внутренней средой.

Автор анализирует некоторые теории родительской терапии, обращая особое внимание на теорию Бенедек, которая рассматривает родительство как отдельную стадию индивидуального жизненного цикла. Энгельс Фрик указывает на важность таких чувств, как стыд и вина, переживаемых родителями в процессе терапии, объясняет, чем они различаются, и подчеркивает необходимость их тщательного анализа. В соответствии с известными психоаналитическими теориями, в частности, с теорией Винникота, чувство вины связано с мобилизацией компенсаторных механизмов индивида, что облегчает создание терапевтического альянса между родителями и терапевтом. Однако когда появляется чувство стыда, родители ощущают себя загнанными в ловушку и начинают сопротивляться, и это затрудняет установление с ними терапевтического альянса. Один из первых вопросов, который должен решить для себя терапевт,— что чувствуют родители, когда осознают необходимость проведения терапевтической работы с их ребенком.

Психотерапия отношений родителя и ребенка.

Терапевт выполняет функцию переводчика, ибо помогает членам семьи научиться говорить на языке, понятном каждому из участников. Семейная терапия может протекать как в групповой форме, так и в форме индивидуальных консультаций каждого из членов семьи. При индивидуальных консультациях, сколь бы индивидуальны они ни были, всегда учитывается общее семейный контекст и цель позитивного влияния на семью в целом.

Идеальные отношения родитель-ребенок: Родитель видит в ребенке самоценное существо с уникальным набором особенностей и талантов, которые он помогает развивать. И даже в маленьком ребенке видит личность, а не собственность или объект исполнения своих нереализованных амбиций. Ребенок, в свою очередь, чувствует, что он принят, любим, ему понятны эмоциональные реакции родителей, он чувствует безопасность в том отношении, что ни при каких обстоятельствах не будет ими оставлен. В своих воспитательных тенденциях родители не противоречат друг другу, на примере их конструктивных отношений ребенок формирует и моделирует собственное отношение к людям, к себе и к миру в целом. В отношениях родитель ребенок нет места эксплуатации, отыгрыванию своих невротических конфликтов, неразрешимых запутывающих протииворечий. Отношения носят ясный и эмпатический характер. За каждым событием и поступком легко прочитывается эмоциональный и когнитивный смысл. Родители удерживают баланс безусловной и условной любви. Для создания здоровых отношений и для усиления эмоциональных связей в паре родитель ребенок психотерапевтами практикуются методы сенсорной стимуляции двигательного и когнитивного развития, а также использование невербальных действий.

4 основных типа отношения в их ранней привязанности: автономный, уклоняющийся, озабоченный и неразрешимый. 1. При автономном типе фигуры привязанности в раннем детстве рассматриваются как имеющее и позитивные и негативные характеристики, при этом само качество привязанности оценивается в сдержанной, сбалансированной форме. 2. Уклоняющийся тип стратегии характеризуется стремлением к избеганию обсуждения опыта ранней привязанности. 3. Озабоченный тип характеризуется склонностью к фиксации на переживаниях раннего опыта, в частности, преувеличенным стремлением расположить к себе значимого взрослого. 4. И, наконец, неразрешимый тип стратегий отражает неуверенность и отсутствие устоявшегося мнения о значимых событиях, потерях и травмах. Детская и родительская психотерапия проводятся преимущественно в форме параллельных занятий с ребенком и родителем. В терапии заняты два психотерапевта – один работает с родителем и один – с ребенком. Родителям предоставляется возможность наблюдать игровое взаимодействие психотерапевта с ребенком, что позволяет ему увидеть ребенка с другой стороны, лучше понять его мысли, чувства и реакции на различные ситуации. Полный курс психотерапии занимает от трех до шести месяцев, каждая сессия проводится еженедельно и длится от 60 до 90 минут. Однако при выборе продолжительности занятий учитывается возраст ребенка, особенности отношений привязанности и характер имеющейся психотравмы. Процесс психотерапии включает четыре стадии: 1) параллельная беседа с ребенком и родителем; 2) подготовка к встрече родителя и ребенка, как если бы это было в первый раз; 3) наблюдение перед действием; 4) завершающее наблюдение.

Групповые формы работы с родителями в рамках консультирования: психодинамический подход.

1. Психодинамический (глубинная психология). Основана на классическом фрейдизме. Транзактный анализ Берна, гештальттерапия Перлза.

К психодинамическому подходу относят, прежде всего, транзакционный анализ и психодраму, а также телесно-ориентированную психотерапию.

Суть консультирования – психолог стремится к тому, чтобы клиент осознал свои процессы и научился воздействовать на них.

Одной из наиболее популярных и упрощенных модификаций психодрамы является ролевой тренинг (Арнольд, 1989). Участники разыгрывают не законченные сценарии, а небольшие эпизоды, пробуя себя в разных психологических ролях. Этот метод рассчитан на углубление и совершенствование социализации, коррекции ценностных и нравственно-этических установок участников и связанного с ними внутреннего психологического самочувствия. Проработка ролей, установок, переживаний, наблюдение как за собственным самочувствием, так и за состоянием других членов группы позволяют достичь достаточной эмоциональной глубины, подготовить изменение оценок, ориентиров и позиций.

Существенно расширяет возможности метода то, что он применим в случае намеренного или неосознаваемого сопротивления изменениям, когда коррекция своего поведения на уровне сознания затруднена.

Основной задачей ролевого тренинга считается развитие коммуникативных функций и коррекция навыков общения, снятие "зажимов" и "комплексов" (Там же). Эту общую задачу можно разделить на ряд более частных:

ü активизация невербальных языков общения;

ü развитие эмпатического потенциала, умения концентрироваться на партнере по общению;

ü отработка спонтанного поведения;

ü легкость действий в присутствии других людей;

ü умение легко и гибко ориентироваться в типичных ситуациях житейского и бытового плана, простейших конфликтах производственного и личного характера;

ü умение правильно вести себя в ситуации конфликта вплоть до самых сложных и лично значимых ситуаций (Арнольд, 1989).

Один из ведущих идеологов телесно-ориентированной терапии В. Райх определяет суть роста клиентов под воздействием тренинга как "...процесс рассасывания психологического и физического панциря, постепенное становление более свободным и открытым человеческим существом" (Райх, 1993, с. 10). Работа со своим телом, прикосновения других членов группы, постоянный анализ своих внутренних ощущений позволяют участникам придти к более полному осознанию себя, своей сути.

При этом развитие участников, по мнению еще одного представителя телесно-ориентированной терапии, М. Фельденкрайза, проходит через следующие стадии:

«Естественный способ»

Некоторые действия человек делает так же, как и животные: дерется, бегает, отдыхает. Все естественные деятельности функционируют одинаково в каждом человеке, так же, как они одинаковы у всех голубей или у всех пчел.

«Индивидуальная стадия»

Отдельные люди находят свой собственный, индивидуальный способ выполнения действий. Если этот способ дает какие-то преимущества, он перенимается другими.

«Метод или профессионализация»

На третьей стадии появляется нечто общее в том, как разные люди выполняют один и тот же процесс. Далее процесс выполняется уже в соответствии со специфическим методом, основанным на знании, а не естественно.

«Заученный метод вытесняет естественный»

Мы можем наблюдать, как естественная практика постепенно уступает место приобретаемым методам, "профессионализму" (см.: Фельденкрайз, 1993, с.62-73).

Таким образом, в рамках психодинамического подхода основной детерминантой личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы. Психологическое вмешательство направляется на достижение осознания конфликта между сознательным и бессознательным и собственного бессознательного, "рассасывание панциря", выстроенного сознанием. Этой задаче подчинен и метод: достижение осознания достигается за счет "вытаскивания бессознательного наружу" через анализ символов, сопротивления и переноса, внимание к своим внутренним ощущениям и реакциям тела. Сама процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного во внешнем плане.Приемы:

1) Анализ символов повседневности.

2) Фрейдовская ошибка

3) Анализ сновидений

4) Анализ сопротивления

5) Анализ содержания переноса клиента

Групповые формы работы с родителями в рамках консультирования: гуманистический подход.

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

К.Роджерс, активно развивая свое направление, сформулировал необходимые и достаточные условия конструктивных изменений участников тренинга. Им были названы три установки личности консультанта: конгруэнтность, эмпатия и безусловное положительное принятие (уважение). Проходящие тренинг участники побуждаются к фиксации, оценке и интерпретации действий и поведения партнеров и самих себя. В группе поощряется спонтанность проявления чувств, открытое обращение внимания на интерпретации враждебности, неуверенности в себе, проявления психологической защиты.

Сама процедура групповых занятий характеризуется максимально свободным стилем управления. Ведущий отказывается направлять и организовывать деятельность участников, создавая ситуацию фрустрации. Участники вынуждены проявлять активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит во время занятий. Группы встреч ориентированы на формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. Главный акцент при этом ставится не столько на групповом процессе или процессе развития навыков межличностного взаимодействия, сколько на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими.

Содержание взаимодействий служит средством для понимания процесса взаимодействия. Изучение групповых процессов и групповой динамики дает информацию о межличностных отношениях и поведении членов группы в реальной жизни. Развитие межличностных умений и социально-психологической компетентности предполагает понимание групповых процессов, поощряющих самовосприятие.

Большинство эффективных изменений происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.

К.Рудестам называет следующие цели и задачи групп встреч:

· обучение участников межличностному поведению;

· подтверждение на практике теории групповой динамики;

· проработка проблем, с которыми участники сталкивались в реальной жизни;

· помощь участникам в развитии умения руководить;

· применение полученных знаний вне группы;

· развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранение неискренности на личном уровне – понимание целей, затрудняющих или облегчающих развитие группы – постижение межличностных отношений в группе;

· овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем (Рудестам, 1993).

Группа стремится определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами. Подчеркивается значение аутентичности в межличностных взаимоотношениях. Неопределенность целей и процесса порождает разнообразие чувств, которые необходимо понять, научиться разделять их и быть восприимчивым к ответной искренней раскрывающей коммуникации. Участники группы могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими. Они развивают в группе коммуникативные умения, включающие описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь, конфронтацию.

Группы сензитивного тренинга акцентированы на общем развитии индивида. В рамках этой ориентации первичным является выявление жизненных ценностей индивида, усиление чувства самоидентичности. Тренинг направлен на развитие сензитивной способности, без актуализации которой затруднено правильное понимание личностных качеств и состояний партнеров, отношений, складывающихся между ними.

Цели и задачи сензитивного тренинга:

· развитие компетентности в общении;

· развитие активной социально-психологической позиции участников;

· повышение психологической культуры;

· развитие социально-перцептивной компетентности;

· приобретение участниками группы обобщенных диагностических знаний и умений;

· развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личном уровне (Петровская, 1982).

Ведущим методическим средством сензитивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, которые дают разнообразный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, позволяющую каждому участнику развивать свои перцептивные способности.Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Групповые формы работы с родителями в рамках консультирования: бихевиоральный подход.

В основе когнитивно-бихевиоральной терапии лежит теория бихевиоризма, а именно три теоретических источника: учение И. П. Павлова об условных рефлексах, теория оперантного обусловливания и формирования реакций путём последовательных приближений Б. Ф. Скиннера, теория социального научения А. Бандуры. Идеи бихевиоральной психотерапии получили своё развитие в когнитивном подходе А. Бэк и А. Эллиса. Общие принципы этого подхода:

1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании.

2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой.

3. Нарушения поведения являются квазиудовлетворением базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.

4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс.

5. Поведение пациента, с одной стороны, и его мысли, чувства и их следствия – с другой, оказывают друг на друга взаимное влияние.

6. Прогноз и результативность определяется в параметрах наблюдаемого улучшения поведения.

Единицей анализа в когнитивно-поведенческой терапии являются стереотипы взаимодействия в семье и общие для членов семьи системы убеждений. Психотерапевтическая работа строится по принципу научения клиента позитивному поведению. Когнитивно-поведенческий подход в работе с детско-родительскими отношениями предполагает обучение родителей конструктивным способам взаимодействия с детьми. Целями такого тренинга являются:

ü обучение приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями, развитие поведения, рассматриваемого как желательное либо членами группы, либо обществом в целом;

ü обсуждение проблем, с которыми участники столкнулись в реальных условиях, помощь участникам в развитии умения руководить, применение полученных знаний вне группы;

ü совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия с другими в конкретных ситуациях (осуществление продаж, ведение переговоров);

ü овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем: разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности (Большаков, 1996).

Программа тренинга составляется исходя из профессиональной принадлежности и заранее сформулированного запроса клиента. Можно выделить пять блоков проблем, которые являются основой для импровизации ведущего. Это – составление делового письма, техника общения, техника перехвата и удержания управления, организация производства, коммерческая деятельность. В зависимости от запросов участников акцент делается на тот или иной блок. Получивший заказ ведущий составляет предварительный план работы, отбирает необходимые видеозаписи и наглядные пособия для групповых занятий. Предварительное знакомство с самими участниками и с результатами их тестирования позволяет разработать стратегию и тактику ведения тренинга, выработать индивидуальный подход к каждому с учетом его сильных и слабых сторон.

Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми: модель психотерапевтической работы с родителями М. Растин.

В первую категорию входят случаи, где основная задача терапевта состоит в том, чтобы заручиться поддержкой родителей для обеспечения эффективной терапии ребенка. Ко второй категории относятся случаи, когда родителям необходима помощь в выполнении их родительских функций. Отдельным направлением в рамках этой категории является работа с родителями младенцев и маленьких детей (Daws, 1989; Miller, 1992). К данной категории относятся родители, которые чувствуют, что не могут понять причины поведения и поступков своих детей, а также те родители, которые столкнулись со сложными жизненными ситуациями - болезнь кого-либо из членов семьи, экономические проблемы, временная недееспособность, тяжелая утрата и т. д. Эти родители либо настроены на установление партнерских отношений с психотерапевтом, либо сами нуждаются в помощи, которая была бы сфокусирована только на выполнении ими родительских функций. К третьей категории относятся случаи, когда непосредственной целью работы является изменение взаимоотношений в семье. Эта работа проводится с согласия родителей и является одной из составляющих лечения ребенка; она может проходить в разных формах, включая супружескую терапию, индивидуальную терапию с акцентом на внутрисемейные отношения, семейную терапию как таковую. К последней категории относятся случаи, где требуется индивидуальная психотерапевтическая работа с одним или с каждым из родителей. Родители становятся пациентами по собственному желанию, даже если изначально они обратились к психотерапевту в связи с проблемами ребенка. И психоаналитическая психотерапия, и терапия, направленная на внутрисемейные изменения, могут применяться как параллельно с лечением ребенка, так и независимо от него.

Растин выделяет четыре основных вида работы с родителями детей, проходящих кратковременную или долговременную терапию:

1. Поддерживающая работа с родителями, основной целью которой является поддержка терапии детей.

2. Работа с родителями, направленная на оказание поддержки в выполнении родительских функций,— другими словами, работа с родителями, которым необходимо помочь понять поведение ребенка и их отношение к нему, и работа с родителями, которые в силу различных обстоятельств не справляются со стрессом.

3. Работа, направленная на изменение функционирования семьи; этот вид работы может включать в себя супружескую терапию, индивидуальную терапию, ориентированную на проблемы во внутрисемейных отношениях, а также семейную терапию.

4. Индивидуальная психотерапия с одним или с каждым из родителей, даже если первоначальное обращение касалось проблем ребенка.

 

Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми: модель психотерапевтической работы с родителями Э. Хорн.

 

Семья с неродными родителями имеет еще с фазами, кот. определенным образом и в определенной последовательности являются типичными лишь для нее, и преодоление которых имеет решающее влияние на то, как семья с неродными родителями станет единым новым целым. Фазы развития семьи с неродными родителями:

1. Фаза расставания. Важная проблема – печаль, т.к. необходимо расстаться друг с другом, а также расстаться с желанием жить в нормальной семье. Позиции и функции родителей должны определяться по-новому (родительские права, право на свидание, содержание). Родители остаются родителями, даже если они и не живут вместе: развод разрывает только пару. Один из родителей должен отказаться от определенной меры влияния и контроля, а также от власти относительно воспитания своего ребенка;

2. Фаза жизни как частичная семья. Признание неполноценности семейного союза. Тот, кто воспитывает самостоятельно ребенка, должен взять на себя функцию отца и матери, иногда направляя ее к родным и старшим детям. Важность объектов для идентификации, гибкие границы с внешним миром, > самостоятельность.

3. Фаза учреждения новой семьи. Семьи с неродными родителями должны быть другой семьей. Каждый должен найти свою новую позицию и новую сферу задач.

4. Члены семей с неродными родителями должны признать, что близость и дистанция между членами семьи могут быть разными. Близость родного к своим детям должна быть большей, чем у неродного. Отношения в паре нужно строить и беречь > сознательнее. Терпимость друг к другу. Проблемные сферы: 1. Нечеткость семейных границ 2. Мощная коалиция 3. Проблемы во взаимоотношениях с родным род-лем, кот. оставил семью. 4. Проблемы с ролью и идентификацией у 1 из неродных родителей.

Распад первичной, центровой семьи, может запомниться каждому члену семьи по-разному, возникают фантазии, причин развода, кот могут привести к идеализации ребенком отсутствующего, путанице в чувствах отн-но оставшегося, чувства вины в разводе. Чувства печали, агрессии и вины препятствуют открытым отношениям родных родителей со своими детьми. Решение – открытое обсуждение.

Семейная терапия работает с семейной системой + инд-ная тер-я + тер-я с семейной подгр. Присутствие всех членов семьи облегчает прямую коммуникацию, препятствует косвенной. Совм. встреча гарантирует создание безопасного места для обучения, попыток, экспериментов, введение новых идей и способа поведения с помощью тер-та.

Основная цель работы с родителями в том, чтобы помочь им учитывать интересы ребенка. Подход Хорн отличается многогранностью и гибкостью, анализируются те трудности родителей, кот связаны с их прошлыми или настоящими проблемами, с проблемами их ребенка, внешними обстоятельствами и с кругом людей, включ. в заботу о ребенке. Хорн изучает влияние этих факторов на тер-кую работу детского пс-тер-вта с ребенком и родителями. Подходы:

1. психотерапевт-психоаналитик встречается с родителями для проведения подготовительной работы по вовлечению ребенка в процесс психотерапии.

2. работа с родителями проводится в соответствии с моделью, предложенной Дороти Пайнс, в рамках которой родителям помогают сохранить образ ребенка и отделить собственные детские переживания от потребностей и поведения ребенка. Это необходимая работа, которую нужно проводить заблаговременно, так как в противном случае родители могут отказаться от участия ребенка в психотерапии или прервать психотерапию на раннем этапе.

3. психотерапевт ведет работу с родителями параллельно с терапией ребенка.

 

Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми: модель психотерапевтической работы с родителями В. Грин.

Согласно ее концепции, основная цель работы с родителями (не считая вынужденного сотрудничества с родителями при возникновении тех или иных затруднений в терапии ребенка) — помочь им внести свой вклад в развитие терапевтического процесса и таким образом лучше понять ребенка и его специфические потребности. Однако, как замечает Грин, это подразумевает признание того, что «родительство» является отдельной стадией развития,— в том смысле, что терапевту необходимо оценить, насколько родители способны прогрессировать в своем развитии в процессе взросления ребенка.

Основная цель работы с родителями заключается в том, чтобы помочь им понять, с какими трудностями им придется столкнуться по мере развития ребенка и какими способностями они должны обладать, чтобы удовлетворять потребности ребенка на той или иной стадии его развития. В число таких способностей входит и эмоциональная готовность признать, что ребенок является не только зависимым от них существом, но и отдельным, развивающимся индивидом. Грин предлагает собственную теорию работы с родителями, на клинических примерах доказывая, что терапевту необходимо понять, как родители видят своего ребенка и о каких его чертах они не имеют представления. Это позволяет оценить, обладают ли они способностями, характерными для стадии «родительства», на которой взрослые постоянно и непрерывно думают о своем ребенке, поскольку в некоторых случаях защитные механизмы или внешние обстоятельства приводят к нарушению этих способностей. Цель терапевта, работающего с родителями — воссоздать образ ребенка посредством моделирования терапевтического пространства. Когда это возможно, терапевт должен создавать собственный образ ребенка и родителей, который должен учитывать приоритет родительско-детских отношений во всей их сложности. Вопросы, относящиеся к терапевтическому пониманию феноменов переноса и контрпереноса, в свою очередь связаны с вопросами о применяемой технике, о квалификации и личностных особенностях работающего с родителями терапевта. Очевидно, что в некоторых случаях для формирования позиции терапевта и выбора метода терапевтической работы достаточно понять природу этих феноменов, без необходимости интерпретационной проработки переноса и контрпереноса. Интересно, что хотя Грин в своей главе излагает подход, отличный от того, что был предложен в работе Растин, она затрагивает сходные вопросы, демонстрируя сложность работы с родителями и сензитивность, необходимую специалисту, работающему с родителями. Помимо всего прочего, в некоторых случаях необходимо фокусироваться на актуальных проблемах родителей, связанных с терапией ребенка, в то время как в других случаях требуется подробное изучение прошлого, как это делается во взрослой психотерапии. Грин рассматривает также вопросы развития переноса для случаев, когда терапевт параллельно работает и с ребенком, и с родителями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: