Наталья Ермолаева: «Я люблю свою героиню».




РАБОТЫНА ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «РАМПА»

 

Комедия дель арте жива!

 

Театр – явление многоликое. Школ, эстетических направлений и систем игры тут огромное количество. Школа психологического и реалистического театра соседствует с модернистскими поисками, лирические интонации музыкального театра сталкиваются с экспериментами абсурдистов, а кукольный театр так не похож театром теней. Комедия дель арте – одна из таких театральных систем, для нашего зрителя несколько экзотичная. Восходит она к народному итальянскому театру и зародилась ещё в шестнадцатом веке. Комедия дель арте – это обязательно импровизация, это задорный, а иногда и солёный народный юмор, это маски, это скрупулёзно отработанная пластика и мимика, это шаржированные, но очаровательные герои.

Несмотря на то, что на дворе век не шестнадцатый, а двадцать первый, традиции комедия дель арте живы до сих пор. То, что это театральное направление вызывает зрительский интерес и сегодня, доказывает деятельность израильского театра-ансамбля «Скапино». Творческий коллектив театра приехал в Кишинёв из Тель-Авива, чтобы принять участие в Пятом Международном фестивале камерных театров и спектаклей малых форм «Молдфест.Рампа.Ру».

Театр «Скапино» специализируется на стилистике комедии дель арте, развивает ее традиции и доказывает, что сегодня это отнюдь не устаревший жанр, а оригинальная и органичная система игры. Творческая группа «Скапино» даёт спектакли, проводит уроки и мастер-классы в различных городах Израиля, а этой осенью актёры доехали и до Молдовы.

В воскресенье, 24 ноября, они провели мастер-класс для коллектива Республиканского молодёжного драматического театра «С улицы Роз». В начале мероприятия израильские гости рассказали о себе, своей деятельности, а затем показали несколько сценок-заготовок в стилистике комедия дель арте. Каждая из них связана с определённым героем. Вот витающие в облаках, немного гротескные, но милые Влюблённые. Следом своей очереди ждёт прожорливый Арлекин. Втайне от всех считает накопленные деньги старик Панталоне. Боятся даже собственной тени испанский Капитан и его «брат-близнец» Скарамучча.

Комедия дель арте – это театр масок. Цель актёра – оживить маску, вдохнуть в неё характер, раскрыть её языком жестов и мимики. Игра здесь сводится к чистой импровизации. Актёрам известны лишь характеры масок, а также истории, в которые обычно попадает тот или иной персонаж. Всё остальное – рождается здесь и сейчас, на глазах зрителя. Это делает комедию дель арте искусством уникальным, требующим продолжительной работы и полной самоотдачи.

Вторая часть мастер-класса представляла собой урок. Израильские актёры раскрыли некоторые секреты своего мастерства, а также дали советы молдавским коллегам. Например, актёр, играющий в комедии дель арте, всегда должен помнить о том, что он вооружен сразу тремя «масками»: первая – на лице, вторая – это его тело, а третья – голос. У каждого персонажа народного итальянского театра свой язык тела и свои голосовые особенности. Например, положение ног Влюблённых всегда ассиметрично, что создает эффект их оторванности от реальной жизни. Правила работы во время игры тоже установлены довольно жесткими. Например, актёр не имеет права дотрагиваться до маски, ни при каких обстоятельствах он не должен смотреть вниз. Таких правил существует огромное количество.

Каждый из присутствующих на мастер-классе мог попробовать собственные силы в нелегком искусстве комедия дель арте. В конце концов, посетившие его разыграли под руководством коллег из Израиля несколько сценок.

Елена Головина, артистка театра «С улицы Роз», рассказала о прошедшем вечере следующее: «Комедия дель арте – близкая мне тема. Мой дипломный спектакль был выполнен именно в этом жанре. Благодаря сегодняшнему мастер-классу я не только окунулась в одну из своих любимых тем, но и обогатилась бесценным опытом. Приятно, что эти ребята несут сегодняшнему зрителю традиции комедии дель арте, пытаются искать современные подходы к жанру».

Благодаря мастерству гостей из Тель-Авива каждый из пришедших на мастер-класс смог прочувствовать атмосферу итальянского народного театра, которому уже более четырёхсот лет который остаётся живым, интересным и сегодня, в эпоху экспериментов и поисков новых средств выражений.

И.Корнилов, 24 ноября 2013

 

Наталья Ермолаева: «Я люблю свою героиню».

 

Женские роли в театре, как правило, и сложнее, и противоречивее мужских. Ведь если женщины любят, то испепеляют себя. Если ненавидят, - испепеляют других. А есть и такие роли, браться за которые отважится не каждая актриса. Одна из таких, пожалуй, и роль Ирины в спектакле по пьесе Николая Коляды «Америка России подарила пароход», поставленном Ю.Хармелиным на сцене театра «С улицы роз». И дело не в какой-либо скандальности, нет, скорее в ответственности перед персонажем, перед его болью его тоской. Наталья Ермолаева, сыгравшая главную женскую роль в спектакле, знает и об этой ответственности и, может быть, поэтому её игра заставляет дрогнуть даже самые окаменевшие сердца. В ее исполнении – исповедь одинокой женщины, потерявшей последнюю надежду на возможность быть счастливой, заблудившейся в своих эскапических фантазиях.

Название пьесы Н. Коляды о «подарке» Америки России неслучайно, ведь Ирина, прежде всего, заставляет вспомнить о героинях Т.Уильямса, особенно о Бланш Дюбуа. Иногда она действительно кажется американкой Бланш, брошенной в газовую камеру российской провинции.

О работе над ролью, о восприятии своей героини Наталья Ермолаева рассказала газете «Вестник Фестиваля»:

 

«На вопрос, как создавалась моя героиня, ответить непросто. Каждая роль для меня особенная, к каждой я подхожу, как будто она уникальна. Трудностей при создании этого образа у меня не возникло. Во-первых, героиня близка мне по возрасту, во-вторых, действие происходит почти в наше время, и поэтому не нужно вживаться в эпоху, представлять образ мыслей тех людей. Создавая образ на сцене, иногда смотришь в себя, копаешься внутри. Если не находишь нужных черт, осматриваешься вокруг. Актер – это наблюдатель. Он собирает в копилку разные судьбы, разные характеры. Иначе говоря, жизнь. Всё это потом помогает работать над ролью.

Работать в спектакле «Америка России…» было интересно. Впрочем, когда я прочитала пьесу впервые, вообще не могла представить, как она может выглядеть на сцене. Я вообще не представляла, как ее можно поставить. Что вызвало небольшую заминку при работе над ролью, - нецензурная лексика в репликах Ирины. С этим поначалу было нелегко, так как в жизни я не приемлю брань. Сначала я хотела исключить ругань из текста, однако Юрий Аркадьевич настоял, что это сильная характеристика главной героини. У нее такой характер, израненный жизнью. Ирина замечает красоту паучка, который спускается по паутинке вниз, а через минуту может цинично выругаться. К тому же Коляда в своих пьесах обнажает жизнь и показывает ее неприкрытой.

Если говорить о моем отношении к моей же героине, я люблю ее. Мне жаль ее. По отношению к Ирине испытываешь желание окружить ее заботой, почти, как ребенка. Я сочувствую ей по-женски. Участь героини этого спектакля, к сожалению, становится сегодня судьбой многих женщин. Не оказывается поддержки, близкие люди предают, а в итоге одиночество и разбитая жизнь.

Есть ли у моей героини надежда? Не знаю. Этот вопрос и в пьесе остаётся открытым. Каждый раз, когда я играю спектакль, до последнего не знаю, чем он закончится, каков будет жизненный итог Ирины. Да, ее жизнь разрушена, но в финале эта женщина сумела сохранить любовь к предавшему ее человеку. И хотя Ирина мучительно произнесет, что любви нет, она продолжает хранить ее в глубине сердца. Да, она не нашла ответной любви, но свет в душе сохранила. В этом плане я не вижу свою героиню проигравшей.

Моя шестнадцатилетняя дочь, которая посмотрела спектакль, спросила, почему Ирина не остаётся с Ромой? ведь они могли бы стать спасением друг для друга. Честно говоря, они разные люди. И героиня понимает, что будущего у них нет, что рано или поздно Рома уйдет, как и другие, покинувшие ее, а она сама еще одной потери не вынесет. Поэтому-то она и находит единственный выход – прекратить ещё не начавшиеся отношения.

Существенных трудностей при работе над спектаклем не возникло. Мне нравится работать в театре «С улицы Роз», нравится команда, которая напоминает большую дружную семью. Юрий Аркадьевич дает актёрам максимальную свободу в понимании роли.

Относительно планов на будущее, трудно сказать. Я предпочитаю быть подобной ребёнку, который ожидает подарок на Новый год. В предвкушении есть особый вид радости. Роли мечты, наверно, нет. Конечно, лет в двадцать я мечтала сыграть Джульетту, но сейчас понимаю, что даже из маленькой, эпизодической роли можно сделать фейерверк. Каждая роль, которую предлагают, по-своему интересна. Мне нравится пробовать роли совершенно разных планов, играть в различных жанрах – от драмы до комедии».

 

Остаётся добавить, что дарование Натальи Ермолаевой позволило ей создать на сцене театра «С улицы Роз» один из самых проникновенных женских образов и противоречии, наполнить различными оттенками интонаций и настроений. И, думаю, её Ирина может быть полноправно названа Джульеттой русской провинции, которая так и не встретила своего Ромео.

И.Корнилов, 24 ноября 2013

 

Блиц-опрос с Анатолием Крымом

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: