Музейно-педагогическое геоэкологическое образование в школе: от концепции к практике (школьный клуб МАОУ СОШ №35 г.Томска «Хранители природы- Хранители Земли»)




хранение есть свойство не только органической, но и неорганической природы, а в особенности – природы человеческой…Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь…

Н.Ф.Фёдоров. Из философского наследия (Музей и культура)

…Вполне возможно, что не вслишком отдаленном будущем ценность дикой природы превысит все другие ценности и Россия, сохранившая её на своей территории, станет богаче других стран мира…

С.М. Говорушко, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН

Сегодня возрастает роль исторической памяти как одной из жизненных сил человека и общества в целом. Она культуроцентрична. При этом мы можем полноценно заявить о сформированности тех или иных традиционных ценностей, сформировавшихся в школе №35 г.Томска, которой более 50 лет. Речь идет о предметных традициях, которые являются «разновидностью ценностей, в которых отобран, передан непосредственным и опосредованным путями и воспринято»[1] от поколения учащихся к поколению учащихся исторический образовательный опыт, аккумулирующийся в виде образцов, норм, принципов представления о достойном, лучшем в школьной культуре. Место, где находится школа – Степановка, является одним из малоизученных музееведами и географами.[2] Часть жемчужины ООПТ Томской области – старейшего в Сибири Сибирского ботанического сада (СБС) – Экосистемная дендрологическая территория находится в окрестностях школы[3]. Учитывая эти факты и многолетний опыт интеграции преподавания географии и музееведения[4], автор предлагает концептуальную модель музейного школьного комплекса «Хранители природы - Хранители Земли». Разработка замысла музейно-педагогического геоэкологического образования – сложный процесс[5]. Автор в течение нескольких лет искала ту универсальную идею, которая бы объединила в себе любовь к науке, природе, музейной-педагогике и географии. Поиск увенчался успехом. Педагогическая современная позиция автора описывается следующими положениями:

1. Основной результат образования – приобщение учащихся к науке и производству, полноценной самостоятельной творческой жизни. Образование как обретение совокупности ЗУНов в соответствии с лучшими мировыми и отечественными мировоззренческими и нравственно-этическими идеями. Идея гуманизма – ведущая в этом процессе.Истинное назначение образования состоит в организации доступа к миру культуры, в частности – экологической и географической. При этом учитель – жизненный партнер учащихся, так как школьная жизнь – «Со-бытие учителя и ученика»[6]. Урок географии - живой творческий процесс взаимодействия и взаимообщения трёх субъектов: автора темы урока, исполнителя-учителя и воспринимающего субъекта – ученика.

2. Успех школьной реформы на всех уровнях её реализации зависит от личной ответственности учителя и его отношения к ним. Освоение интеграционных процессов учителем географии является фактором развития профессионального мастерства[7], которое направлено на решение главной педагогической задачи – воспитание человека с нравственно-устойчивой позицией по отношению к себе, природе и обществу. Музейная педагогика открывает для учителя географии[8] инновационный ресурс средств формирования географической культуры[9].

Для того чтобы осуществить замысел, необходимо осмыслить конкретные условия реализации: особенности содержания школьного геоэкологического образования в контексте перемен, связанных с введением ФГОС; региональные и локальные аспекты его развития. В Томской области реализуются многочисленные эколого-географические образовательные программы (автор включилась в ЦГП «Экополюс»). В МАОУ СОШ активно развивается инновационная деятельность в сфере внеурочной деятельности учащихся. Поэтому представленная в статье концептуальная модель по созданию музейно-выставочного комплекса в рекреации кабинетов ЕНД и музея-кабинета географии имеет все шансы на успех. Данный комплекс по типологии в музееведении будет отнесен к категории детских музеев – «институту, предназначенному для служения потребностям и интересам детей посредством проведения выставок и программ, которые стимулируют любознательность и интерес, и побуждают к обучению».[10] Коллекция будет естественноисторического преимущественно содержания. В рамках курсов внеурочной деятельности «Хранители Сибири», «Занимательная экология» и формирования НОУ «Хранители Земли» будет сформирован музейный актив – Клуб «Хранители природы - Хранители Земли». Соответственно поисковая научно-фондовая деятельность (мини-экспедиции по Степановке, поисково-реферативная деятельность, анкетирование, архивный поиск и др.) начнется в следующих содержательных направлениях, отражающих в себе идеи мирового и отечественного опыта охраны природы, организации ООПТ:

1. Знания о Земле и малой Родине как неотъемлемая часть твоей культуры

2. Заповедное наследие (аспекты организации ООПТ) Сибири и Томской области

3. Неисчерпаемые возможности естественных наук

4. Научное наследие – имена наших земляков-естествоиспытателей и географов

5. Географические и экологические традиции нашей школы.

Следующим этапом по канонам музейной деятельности будет разработка тематико-экспозиционного плана, что станет предметом исследования последующих публикаций автора. Считаем, что представленная модель музейно-педагогического геоэкологического образования в МАОУ СОШ №35 г.Томска соответствует определенному Законом РФ «Об образовании» содержанию «образованного человека», в том числе «…владеющего общими идеями, принципами, методами подходов к рассмотрению многообразия фактов и явлений,… имеющего благородное и возвышенное направление появления чувств и отношений»[11]. Проект будет реализовываться в контексте культурологического подхода как конкретной научной методологии познания и преобразования педагогической реальности и предполагает такую организацию педагогического процесса, когда будет обеспечено изучение и формирование ценностных ориентаций личности учащегося. Клуб «Хранителей природы- Хранителей Земли» станет субъектом, формирующим эколого-социальных интересов населения г.Томска и микрорайона Степановки[12]. Это будет опыт создания инновационного музейно-педагогического пространства в деле сохранения природного и культурного наследия. Юные исследователи смогут выявить суть социально-значимых экологических проблем и отразить их содержание в экспозиционной деятельности. Это возможность формирования действенно активного знания, выражающегося в готовности принять на себя намерение принять участие в решении экологических проблем микрорайона и города, области и Сибири, планеты в целом. Данное социокультурное проектирование по модернизации геоэкологического образования в школе не возможно без привлечения специалистов кафедр культурологии, географии и краеведения ТГУ и музейного профессионального сообщества, естественно на уровне межведомственного согласования.


[1] Кулиш, В.В. К вопросу обо аксиологических основаниях исторической памяти молодого поколения/ В.В. Кулиш // Аксиологические основания русской культуры: традиции и современность. Труды Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Выпуск ХIII.- Барнаул: Алтайский дом печати, 2007.- С.99

[2] Земля Томская (краеведческий портал) [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://kraeved.lib.tomsk.ru/page/885/?nom=797&pn=2

[3] Семенова, Н.М. Основные тенденции развития сети ООПТ регионального значения в Томской области/ Н.М. Семенова// Горные экосистемы Южной Сибири: изучение, охрана и рациональное природопользование. Труды Тигирекского заповедника. Вып.7. Барнаул, 2015- С.126

 

[4] Иванова, Т.Н. Освоение интеграционных процессов учителем географии как фактор развития профессионального мастерства/ Т.Н. Иванова// Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Тенденции развития психологии, педагогики и образования».- Казань,2014.- С.48

[5] Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования.-Спб.: Питер, 2004.-с.167-168

[6] Видгоф, В.М. Школа как «Со-бытие»: философско-культурологическая концепция развития.- Томск,1994.-с.18-22.,27-34

[7] Иванова, Т.Н. Освоение интеграционных процессов учителем географии как фактор развития профессионального мастерства/ Т.Н. Иванова// Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Тенденции развития психологии, педагогики и образования».- Казань,2014.- С.48

[8] Иванова, Т.Н. Музейное пространство как поле деятельности для современного учителя географии / Т.Н. Иванова, О.Н. Горбатова// Вестник АлтГПА: психолого-педагогические науки, №22, 2015.- С.96-100

[9] Максаковский, В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.- 1998.-с.9

[10] Юн Шун Сюзи Чунг Детский музей: теория и практика/ Музеология: стимул к международному сотрудничеству: монография, Барнаул: АлтГПА, 2010.- С.105-112

[11] Белухин, Д.А. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.-С.304.

[12] Анудариева Д.Ц. Экологическое образование и просвещение населения как основа формирования экологических интересов / Д.Ц. Анудариева//Современные проблемы географии, экологии и природопользования. Материалы международной НПК, г.Волгоград, 25-26 апреля 2012г.-с.712



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: