- знать источники аммиака и реакции его обезвреживания в организме; реакции процесса биосинтеза мочевины (орнитиновый цикл); причины и последствия нарушения синтеза и выведения мочевины; образования и пути использования безазотистых остатков аминокислот (глюконеогенез, кетогенез).
- уметь объяснять причины токсичности аммиака и механизмы его обезвреживания; использовать эти знания для понимания и объяснения причин развития гипераммогиемии и ее последствий; интерпретировать результаты определения концентрации мочевины в крови/моче для диагностики заболеваний; объяснять значение аминокислот в процессе глюконеогенеза в условиях голодания.
- владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): азотемия, азотурия, аргининсукцинатурия, гипераммониемия, цитрулинурия, уремия.
Контрольные вопросы:
1. Обезвреживание аммиака: восстановительное аминирование альфа-оксоглутарата
и синтез глутамина. Глутаминаза почек, компенсация ацидоза.
2. Орнитиновый цикл синтеза мочевины. Гипераммонемии.
3. Транспорт аммиака. Глюкозо-аланиновый цикл и транспорт глутамина.
4. Введение аминокислот в общий путь катаболизма и глюконеогенез.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Обезвреживание аммиака: восстановительное аминирование альфа-оксоглутарата и синтез глутамина. Глутаминаза почек, компенсация ацидоза. | – для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме |
Орнитиновый цикл синтеза мочевины. Гипераммонемии. Транспорт аммиака. Глюкозо-аланиновый цикл и транспорт глутамина. Введение аминокислот в общий путь катаболизма и глюконеогенез. | – для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. заполнить таблицу «Характер изменения концентрации мочевины в крови/моче при развитии патологических состояний» 3. Работа с тестами для самопроверки. 4. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 5. написание докладов, рефератов (эссе). |
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию:
|
1. Уремия сопровождается
а) увеличением концентрации мочевины в моче
б) уменьшением концентрации мочевины в моче
в) уровень мочевины в моче не изменяется
2. Аммиак в организме образуется из всех субстратов, кроме
а) триацилглицеринов б) аминокислот
в) биогенных аминов г) пуриновых азотистых оснований
3. Содержание мочевины в сыворотке крови человека составляет
а) 2,5 – 8,0 моль/л б) 3,3 – 5,5 ммоль/л
в) 12 – 25 ммоль/л г) 0,1 – 0,68 ммоль/л
4. Донором атома азота при биосинтезе мочевины является
а) аспарагиновая кислота б) глутаминовая кислота
в) тирозин г) аргинин
5. Назовите аминокислоту, включающуюся в процесс глюконеогенеза
а) лизин б) метионин
в) изолейцин г) аланин
6. При азотемии в крови повышается концентрация
а) всех компонентов остаточного азота
б) аминокислот
в) мочевой кислоты
г) аммонийных солей
7. Укажите фермент, не участвующий в биосинтезе мочевины
|
а) карбамоилфосфатсинтетаза
б) аргиназа
в) аргининосукцинатсинтетаза
г) сукцинатдегидрогеназа
8. Гипераммониемия может развиваться во всех случаях, кроме
а) ферментопатии орнитинового цикла
б) ферментопатии обмена ароматических аминокислот
в) ОРВИ у детей
г) цирроз печени
9. Экскреция мочевины с мочой (в сутки) составляет в среднем
а) 3 – 4,5 г б) 5 - 10 г в) 100 г г) 25 - 30 г
10. Кетогенной аминокислотой является
а) аспарагиновая кислота б) пролин в) лейцин г) лизин
Заполнить таблицу: «Характер изменения концентрации мочевины в крови/моче при развитии патологических состояний»
№ | Патологические состояния | Направленность изменения содержания мочевины в крови | Направленность изменения содержания мочевины в моче |
Гипераммониемия | |||
Уремия | |||
Азотемия(азотурия) |
Записать схему синтеза мочевины:
Литература:
а) обязательная
1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО
«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.
2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005. – 441 с.
3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008. –384 с.
4. Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина - 5-е изд., - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 768 с.
5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011. – 624 с.
6. Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. - М.: «ГЭОТАР», 2012. - 768 с.
7. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / Под ред. С.Е. Северина. 2-е изд., испр.
|
доп. М.: «ГЭОТАР», 2013. - 624 с.
8. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С.Е. Северина. - 2-е изд., испр.
и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.
9. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с
10. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004.-566 с.
11. Щербак И.Г. Биологическая химия: Учебник. – СПб.: «Издательство СПбГМУ», 2005.–480 с.
б) дополнительная
1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.
2. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 1. Основы биохимии строения и катализ. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.- 696 с.
3. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: В 3 томах. Том 2: Биоэнергетика и метаболизм. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.- 640 с.
4. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 3: Пути передачи информации. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.- 448 с.
5. Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.).
Практическое занятие № 30
Тема: « Обмен отдельных аминокислот »
Мотивация: полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности, в том числе, для изучения гепатологии (активность трансаминаз для диагностики заболеваний печени), нервных болезней (роль NH3 в регуляции процессов возбуждения и торможения в клетках ЦНС, роль и значение биогенных аминов как медиаторов ЦНС), фармакологии (использование витамина В6, фолиевой кислоты, биогенных аминов, гормонов в качестве лекарственных препаратов), патофизиологии (роль биогенных аминов в развитии воспалительной и аллергической реакций), педиатрии (наследственные нарушения обмена аминокислот).
Общая цель: научиться применять знания о процессах поступления, синтеза и катаболизма аминокислот (АК) для анализа патологических состояний, связанных с нарушением белкового питания или обмена АК в организме; закрепитьпредставления о путях обмена аминокислот. Полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции (ПК- 3, ПК-15), необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности.