Конкретные цели и задачи.




- знать источники аммиака и реакции его обезвреживания в организме; реакции процесса биосинтеза мочевины (орнитиновый цикл); причины и последствия нарушения синтеза и выведения мочевины; образования и пути использования безазотистых остатков аминокислот (глюконеогенез, кетогенез).

- уметь объяснять причины токсичности аммиака и механизмы его обезвреживания; использовать эти знания для понимания и объяснения причин развития гипераммогиемии и ее последствий; интерпретировать результаты определения концентрации мочевины в крови/моче для диагностики заболеваний; объяснять значение аминокислот в процессе глюконеогенеза в условиях голодания.

- владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): азотемия, азотурия, аргининсукцинатурия, гипераммониемия, цитрулинурия, уремия.

Контрольные вопросы:

1. Обезвреживание аммиака: восстановительное аминирование альфа-оксоглутарата

и синтез глутамина. Глутаминаза почек, компенсация ацидоза.

2. Орнитиновый цикл синтеза мочевины. Гипераммонемии.

3. Транспорт аммиака. Глюкозо-аланиновый цикл и транспорт глутамина.

4. Введение аминокислот в общий путь катаболизма и глюконеогенез.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Обезвреживание аммиака: восстановительное аминирование альфа-оксоглутарата и синтез глутамина. Глутаминаза почек, компенсация ацидоза.   для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме  
Орнитиновый цикл синтеза мочевины. Гипераммонемии. Транспорт аммиака. Глюкозо-аланиновый цикл и транспорт глутамина. Введение аминокислот в общий путь катаболизма и глюконеогенез.   для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. заполнить таблицу «Характер изменения концентрации мочевины в крови/моче при развитии патологических состояний» 3. Работа с тестами для самопроверки. 4. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 5. написание докладов, рефератов (эссе).

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию:

 

1. Уремия сопровождается

а) увеличением концентрации мочевины в моче

б) уменьшением концентрации мочевины в моче

в) уровень мочевины в моче не изменяется

2. Аммиак в организме образуется из всех субстратов, кроме

а) триацилглицеринов б) аминокислот

в) биогенных аминов г) пуриновых азотистых оснований

3. Содержание мочевины в сыворотке крови человека составляет

а) 2,5 – 8,0 моль/л б) 3,3 – 5,5 ммоль/л

в) 12 – 25 ммоль/л г) 0,1 – 0,68 ммоль/л

4. Донором атома азота при биосинтезе мочевины является

а) аспарагиновая кислота б) глутаминовая кислота

в) тирозин г) аргинин

5. Назовите аминокислоту, включающуюся в процесс глюконеогенеза

а) лизин б) метионин

в) изолейцин г) аланин

6. При азотемии в крови повышается концентрация

а) всех компонентов остаточного азота

б) аминокислот

в) мочевой кислоты

г) аммонийных солей

7. Укажите фермент, не участвующий в биосинтезе мочевины

а) карбамоилфосфатсинтетаза

б) аргиназа

в) аргининосукцинатсинтетаза

г) сукцинатдегидрогеназа

8. Гипераммониемия может развиваться во всех случаях, кроме

а) ферментопатии орнитинового цикла

б) ферментопатии обмена ароматических аминокислот

в) ОРВИ у детей

г) цирроз печени

9. Экскреция мочевины с мочой (в сутки) составляет в среднем

а) 3 – 4,5 г б) 5 - 10 г в) 100 г г) 25 - 30 г

10. Кетогенной аминокислотой является

а) аспарагиновая кислота б) пролин в) лейцин г) лизин

 

 

Заполнить таблицу: «Характер изменения концентрации мочевины в крови/моче при развитии патологических состояний»

 

Патологические состояния Направленность изменения содержания мочевины в крови Направленность изменения содержания мочевины в моче
  Гипераммониемия    
  Уремия    
  Азотемия(азотурия)    

 

Записать схему синтеза мочевины:

 

 

Литература:

а) обязательная

1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО

«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.

2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005. – 441 с.

3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008. –384 с.

4. Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина - 5-е изд., - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 768 с.

5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011. – 624 с.

6. Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. - М.: «ГЭОТАР», 2012. - 768 с.

7. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / Под ред. С.Е. Северина. 2-е изд., испр.

доп. М.: «ГЭОТАР», 2013. - 624 с.

8. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С.Е. Северина. - 2-е изд., испр.

и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.

9. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с

10. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004.-566 с.

11. Щербак И.Г. Биологическая химия: Учебник. – СПб.: «Издательство СПбГМУ», 2005.–480 с.

б) дополнительная

1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.

2. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 1. Основы биохимии строения и катализ. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.- 696 с.

3. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: В 3 томах. Том 2: Биоэнергетика и метаболизм. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.- 640 с.

4. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 3: Пути передачи информации. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.- 448 с.

5. Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.).

 

 

Практическое занятие № 30

Тема: « Обмен отдельных аминокислот »

Мотивация: полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности, в том числе, для изучения гепатологии (активность трансаминаз для диагностики заболеваний печени), нервных болезней (роль NH3 в регуляции процессов возбуждения и торможения в клетках ЦНС, роль и значение биогенных аминов как медиаторов ЦНС), фармакологии (использование витамина В6, фолиевой кислоты, биогенных аминов, гормонов в качестве лекарственных препаратов), патофизиологии (роль биогенных аминов в развитии воспалительной и аллергической реакций), педиатрии (наследственные нарушения обмена аминокислот).

Общая цель: научиться применять знания о процессах поступления, синтеза и катаболизма аминокислот (АК) для анализа патологических состояний, связанных с нарушением белкового питания или обмена АК в организме; закрепитьпредставления о путях обмена аминокислот. Полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции (ПК- 3, ПК-15), необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: