ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сравнивая, дошкольника с подростком, можно сказать, что свойственное дошкольнику стремление быть как взрослый, как будто бы он взрослый, переходит у подростка в потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей.
Подростка уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах, сформированная на базе учебной деятельности, способность детей к обобщению определяет возможности подростка к построению обобщений уже в более сложной деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Пытаясь занять значимое место в обществе, утвердить свою новую социальную позицию он, стремится выйти за рамки ученических дел в какую – то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому подростки активизируют интимно – личностное и стихийно – групповое общение, как в школе, так и вне неё.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте является общение со сверстниками с целью самопознания: «именно благодаря деятельности общения и ориентация на себя при решении задач на взаимоотношения возникает не только новый уровень самосознания, но и углубляется его социальное содержание» Д. Б. Эльконин.
КРИЗИСЫПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
Анализируя кризис подросткового возраста, Л.И.Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой его фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня (способность к целеполаганию), а на второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем, т.е. рождением «жизненной перспективы»; в нее входит и представление о своем желаемом Я, и о том, что подросток хочет совершить в своей жизни.
|
Центральным моментом кризиса Л.И. Божович указывала развитие самосознания подростков. Развитие самосознания его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических (часто внутренних конфликтов) переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочее.
Еще очень не зрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.
Однако не все особенности кризиса переходного возраста связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастного кризиса.
Фактически подросток остается еще типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание его жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подростка меняется. Та позиция школьника, с которой ребенок вошел в школьную жизнь, и которая характеризовала не только его отношение к учению, но и всю систему его отношений к действительности, сначала расшатывается, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять его психическую жизнь и его поведение. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляются стремления занять более самостоятельную, более взрослую позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в обыденной, школьной жизни. Ни один подросток не согласится с тем, что систематическое соблюдение школьного режима характеризует и воспитывает волю, а открытое признание своих недостатков – это независимость и храбрость. Им кажется, что проявление и воспитание ценимых ими качеств личности требует каких-то особенных, экстремальных условий.
|
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ И НОВООБРАЗОВАНИЯ.
Главное новообразование подросткового возраста чувство взрослости. Одной из главных потребностей переходного возраста, становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, и так же от установленных ими правил и порядков.
В период подросткового возраста необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами подросткового возраста. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, то есть у сверстников. Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков подростка. Они перенимают у своих друзей виды поведения, ценимые обществом и наиболее подходящие им роли. «Социальная компетентность - основная составляющая способности подростка приобретать новых друзей и сохранять старых».
|
Социальное сравнение, процесс, которым мы все пользуемся, чтобы оценить свои способности, свойства личности, внешность, реакции и общее чувство Я при сопоставлении с другими, приобретает огромное значение в данный период, подростки сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах личности, которые делают их популярными. Подростки активно общаются со сверстниками, но им нужно время, чтобы разобраться в полученной информации, укрепить свою идентичность и развить уверенное чувство Я. Многим их отношениям недостает интимности. В юности процесс социального сравнения меняется. Теперь подростки ищут друзей по принципу подобия, замещая количество друзей качеством близкой дружбы с немногими разделяющими их взгляды и ценности сверстниками. На этом этапе задушевность и интимность становятся неотъемлемым признаком дружбы со сверстниками того же пола.
Преодоление границ: сверстники и родители. Фоном, на котором развертываются отношения подростков со сверстниками, являются их отношения в семье. Реакция подростков на сверстников определяется обычаями и традициями культуры, в которой они выросли. Эти обычаи и традиции связаны с социально-экономическим статусом, профессией их родителей и целым рядом других факторов.
Выводы:
- На судьбу подростка большое влияние оказывает состав семьи и характер взаимоотношений между ними;
- Из всех психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей, наиболее эффективным является - понимание; - Психологический барьер между родителями и детьми создает неумение понять и нежелание выслушать;
- В период отрочества и юности большое значение приобретает прием сопоставления себя с другими;
- Демократический стиль воспитания способствует воспитанию самостоятельности и активности.
Для воспитания самостоятельной и активной личности нужно:
1. Всегда объяснять мотивы своих требований;
2. Прислушиваться к мнению ребенка, но не исполнять все его желания;
3. Ценить в ребенке не только послушание, но и независимость;
4. Уметь признавать свои ошибки, не считать себя непогрешимым;
5. Власть и авторитет использовать только в меру необходимости.