ЗАНЯТИЕ №7. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ




Цель — определение уровня притязаний и направленности личности.

Навыки и умения: изучение психологических компонентов личности, умение их отслеживать и оценивать их влияние на поведение, деятельность, поступки, отношение к самому себе, другим людям, поставленным задачам и целям.

Задание №12. Определение направленности личности

Методика выполнения.

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опублико­ванная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из ко­торых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует ре­альности. С помощью методики выявляются следующие направленно­сти:

1. Направленность на себя (Я) –ориентация на прямое воз­награждение и удовлетворение безотносительно работы и сотруд­ников, агрессивность в достижении статуса, властность, склон­ность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) – стремление при лю­бых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению кон­кретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ори­ентация на социальное одобрение, зависимость от группы, по­требность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) –заинтересованность в ре­шении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для дос­тижения общей цели.

Инструкция: "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам рав­ноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Ва­шему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

2. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности от­дельно.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариан­тов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы за­писываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно".

Список вопросов теста:

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хо­тел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет инди­видуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удо­вольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой ник­то не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого пред­ставляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

8. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатич­ны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

8. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать слюдьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда;

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хоте­лось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участво­вать.

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я рабо­таю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным;

Б. Авторитетным;

В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие от­ношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов теста:

Таблица 9

"Ключ"

№   Направленность на себя Направленность на общение Направленность на дело №   Направленность на себя   Направленность на общение   Направленность на дело  
  А   В   Б     Б   В   А  
  Б   В   А     А   В   Б  
  А   В   Б     А   В   Б  
  В   Б   А     А   Б   В  
  Б   А   В     А   Б   В  
  В   А   Б     В   Б   А  
  В   Б   А     Б   А   В  
  А   Б   В     Б   А   В  
  В   А   Б     В   А   Б  
  А   В   Б     Б   В   А  
  Б   А   В     А   В   Б  
  Б   А   В     В   А   Б  
  В   А   Б     Б   А   В  
  А Б   В                  

 

Задание №13. Тест "Несуществующее животное"

Методика выполнения

Метод исследования построен на теории психомоторной свя­зи. Для регистрации состояния психики используется исследова­ние моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движе­ния, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возника­ющее в психике, любая тенденция, связанная с этим представле­нием, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль за­канчивается движением").

Если реальное движение по какой-то причине не осуществ­ляется, то в соответствующих группах мышц суммируется опре­деленное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление – мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулиру­ют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: уда­ление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) пред­ставляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенден­цию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной ок­раской переживания и временным периодом: настоящим, про­шлым, будущим. Связано оно также с действенностью или иде­ально-мыслительным планом работы психики. Пространство, рас­положенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым пери­одом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Пра­вая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) ле­вая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и деп­рессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Пра­вая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и от­ношения к пространству при толковании материала теста исполь­зуются теоретические нормы оперирования с символами и сим­волическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест "Несуществующее животное" от­носится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в опи­сательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарей­ного инструмента исследования.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

Обработка результатов теста:

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянце­вый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фло­мастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем бли­же, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвиже­ние и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция-неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нере­шительность, незаинтересованность в своем положении в социу­ме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заме­щающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тен­денция к деятельности, действенности: почти все, что обдумыва­ется, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начи­нает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испы­туемый активно переходит к реализации своих планов, наклон­ностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размыш­лениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть за­мыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Неред­ко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активно­сти – следует решить дополнительно).

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены дета­ли, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали "уши" – прямое: заинтересованность в информации, зна­чимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию оп­ределяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завое­вания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. При­открытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, осо­бенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен ри­сунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревож­ность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего че­ловеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц, ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одевать­ся, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер голо­вы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные де­тали: рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с дру­гими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Гри­ва, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по от­ношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность приня­тия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и нео­сновательность суждений, иногда импульсивность принятия ре­шения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соеди­нены вовсе – это характер контроля за рассуждениями, вывода­ми, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иног­да даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части,поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, допол­нительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любозна­тельность, желание соучаствовать как можно в большем чис­ле дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, ув­леченность своей деятельностью, смелость предприятий (со­ответственно значению Детали-символа – крылья или щу­пальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манер­ность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хво­сты повернуты вправо – отношение к своим действиям и пове­дению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упу­щенным возможностям, к собственной нерешительности. Поло­жительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раская­ние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из несколь­ких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвос­ты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсут­ствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и за­темнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессив­ная – если она выполнена в острых углах; со страхом и трево­гой – если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью – если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защи­ты – соответственно пространственному расположению: верх­ний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имею­щих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учите­лей, начальников, руководителей; нижний контур – защита про­тив насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоя­щих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые конту­ры – недифференцированная опасливость и готовность к само­защите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в про­цессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать пред­ставление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполнен­ным контуром, без штриховки и дополнительных линий и час­тей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструк­цию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше со­ставных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии – слабая паутинооб­разная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не являет­ся полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обрат­ной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, не­аккуратность соединений, "островки" из находящих друг на дру­га линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклоне­ние от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улит­ки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к соб­ственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рису­емое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с по­становки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом угнетении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) симво­лизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, зак­рытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестирова­нию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существую­щего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к кото­рому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, что­бы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смыс­ловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Дру­гой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда ла­тинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Пер­вое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная глав­ным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всяко­го осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знамену­ющие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учи­тывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в ос­нове мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) – при соответственно ироничес­ки-снисходительном отношении к окружающим. Инфантиль­ные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными на­званиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: