Психологическая готовность к школе




Готовность к школе – определенный уровень развития дошкольника, необходимый для успешной адаптации ребенка в условиях массовой школы. Этот уровень развития включает в себя:

· интеллектуальное развитие (кратковременная память, произвольное внимание, дифференцированное восприятие, умозаключения, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями, способность воспроизвести образец, наличие произвольной логической памяти, развитие тонких движений руки, способность к пониманию и применению символов, интерес к получению каких-то знаний.

· речевое развитие (фонематический слух, словарное развитие, дикция и др.);

· физическое развитие; физическая готовность к обучению характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. (Этим, как правило, занимаются врачи, но педагог-психолог также может выявить некоторую информацию о частоте заболеваний, о том, как ребенок переживает стрессы);

· саморегуляция; готовность к обучению складывается из определенного уровня развития произвольной регуляции поведения. Именно произвольная регуляция (способность владеть собой, делать что-то через «не хочу»), произвольное поведение младшего школьника является центральным моментом в определении его готовности к обучению в школе.

· сформированность мелкой моторики;

· общая эрудиция ребенка;

· осведомленность в области будущей учебной деятельности;

· специальная готовность; здесь понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении письма, чтения, счета (для некоторых программ требуется, чтобы ребенок к началу обучения в школе уже умел считать в пределах десяти, читать по слогам и писать отдельные буквы и слоги);

· мотивация к учебной деятельности;

· позитивное отношение к обучению в школе; эмоциональная сфера подразумевает диагностику эмоциональной напряженности (тревожности), которая является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей. Основная причина этой напряженности коренится в семье. По статистике, 48 % современных детей старшего дошкольного возраста испытывают напряженность во взаимоотношениях в семье. Именно с этим часто связано общее негативное отношение и к школе.

· личностное развитие (активное участие в ролевых играх, наличие обязанностей по дому).

Каждое направление оценки готовности к школе (из выше приведенных) оценивается специалистом. После чего – делается вывод о степени готовности ребенка к школе.

Психологи и учителя начальных классов, в большей степени, сосредоточены на оценке интеллектуальной и речевой стороны готовности к школе. Им важно знать, какие могут быть проблемы в процессе адаптации: с речью, с запоминанием, с овладением счетом или письмом, с обучением грамоте. Будет ли ребенок хорошо себя вести. Поэтому программы оценки психологической готовности к школе ориентированы большей частью на определение уровня интеллектуального и речевого развития.

Если ребенок показывает неплохие результаты по указанным параметрам, то на отставание в личностном или мотивационном развитии учителя склонны иногда «закрывать глаза»: «Главное – умненький, а то, что совсем не общается со сверстниками, – еще подрастет».

По сей день в психологии и в педагогике отсутствует единое понимание понятия «готовности к школе». В последние годы многие учебные заведения отказываются от услуг психологов в определении так называемой «психологической готовности к школе». Это связано с тем, что практический «выход» от этого мероприятия весьма невысок – очень мало что могут прибавить результаты психологических тестов к общему представлению о будущем первокласснике, которое сложилось на основании педагогической диагностики и собеседования. Тем не менее, школьная администрация и учителя заинтересованы в некоторых рекомендациях относительно стартового уровня развития некоторых психических функций будущих школьников.

 

Наиболее часто используют следующие методики:

· Корректурная проба. Детям предлагают бланк с набором различных значков, расположенных в несколько рядов. Им предлагается вычеркнуть определенный значок. Выполнять задание нужно как можно быстрее. Определяется уровень развития произвольного внимания.

· Рисунок человека. Ребенку предлагается нарисовать человека, мужчину. Определяется количество присутствующих деталей (лицо, рот, нос, уши, ноги, одежда и т.д.). Определяются уровни осведомленности и интеллектуального развития.

· Задание «Перерисуй значки». Детям предлагается набор каких-то значков или предложение типа «Он ел суп». Независимо от того, умеет ли ребенок писать и читать, ему необходимо как можно точнее скопировать предложенный рисунок. Определяется уровень развития тонкой моторики и произвольного внимания.

· «Цветик-семицветик». Детям напоминают сказку о цветике-семицветике, а затем просят их назвать, чтобы они хотели больше всего (семь желаний). По желаниям определяют уровень сформированности мотивационной сферы.

· Рисунок «Моя семья». Оценивается структура семейных отношений, самооценка, уровень активности ребенка во взаимодействии с членами семьи.

 

Главное, что необходимо отметить, это то, что сначала надо определить, зачем нужно определять психологическую готовность к школе, кому это нужно, а затем – подбирать методики (их – огромное количество). Делать это должен либо профессиональный психолог, либо педагог, прошедший специальную подготовку!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: