Что нужно в отношении духовного отца
· Прежде всего усиленно молиться Богу о даровании духовного отца, с постом строгим.
· Иметь к духовному отцу полное доверие.
· Принести исповедь полную с шести лет.
· Просить установить правило: для молитвы церковной и домашней, для чтения духовного, для сна, для работы.
· Перед приходом к духовному отцу с каким-либо вопросом усердно помолиться о том, чтобы Господь открыл ему Свою волю.
· Идти к духовному отцу с полной верой, что Господь открыл ему Свою волю.
· Безусловно и точно исполнять все сказанное духовным отцом, иметь полное послушание ему.
· Не скрывать от духовного отца ничего, никакого смущения, греха и прочего.
· Если появилось в отношении духовного отца какое-либо смущение, недоверие, подозрение, - сразу же сказать об этом своему духовному отцу с полной откровенностью, иначе враг может вас погубить.
· Постоянно молиться за своего духовного отца и испрашивать всегда его благословения и молитв.
· В трудных обстоятельствах взывать ко Господу: Господи! Молитвами моего отца духовного (имя) спаси или помоги мне (в том-то).
· Если явится желание что-либо из данных духовным отцом правил изменить — или в отношении удлинения, или, наоборот, уменьшения молитв, поста и прочего, то это делать только с благословения духовного отца. Аминь.
Основой духовной жизни христианина является смирение. И поэтому, когда совершаешь всякий подвиг, творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая (Евангелие от Матфея 3: 6). Ибо «мнение» и похвала человеческая губит всякий труд - «открытое сокровище крадомо бывает».
Мера жизни, всякий духовный подвиг, насколько возможно, должны быть известны только духовному отцу. Подвиг выше силы надрывает силы, ввергает в гордость. Поэтому без благословения духовного отца не может быть ни одного духовного шага. Аминь.
|
Полезные мысли святых отцов (О духовном отце)
Чтобы иметь успех в борьбе со страстями, нужно позаботиться иметь опытного наставника, не ласкателя, а справедливого. И в земных науках требуются наставники и долгое обучение; так можно ли обойтись без них в самом трудном и великом — деле небесном?
Перед духовником благоговей, как перед слугой Божиим или Ангелом, но не привязывайся к нему по-человечески, руку целуй, как икону или как язвы Христовы, лишнего с ним не говори, тем более не шути, не старайся возбудить его расположение: ведь он не для дружбы, а для спасения души. Бойся же его развлекать или соблазнять. Плохо, если привяжешься к нему и он заслонит собой образ Христа в твоем сердце: для этого держи в памяти его наставления, но не черты лица, иначе получишь не врачевание, а вред.
Испытывающие какую-либо тревогу сердечную, или какое-либо недоумение, или раздвоение в совести своей должны обращаться к духовному своему отцу или к другому кому опытному в деле духовной жизни (если не имеют своего отца), сопровождая сие уповательною молитвою, да откроет Господь чрез них истину и подаст успокоительное разрешение недоумений и смущений, и затем совершенно успокаиваться на их слове.
«Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато здрав будешь». Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открывать, хотя это и больно, и стыдно, и позорно, и унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть, и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей, греховных привычек и страстей. Священник — врач духовный, покажи ему раны не стыдясь, искренно, с сыновней доверчивостью: ведь духовник — твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви — за тебя он должен дать ответ Богу.
|
Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? Оттого, что весьма многие скрывают свои душевные раны и язвы, от этого они болят и раздражаются и нельзя к ним приложить никакого врачевства.
Овца, выбравшаяся из ограды своего пастыря, бывает пищею зверя, и дитя, перелезшее через ограду Божественной покорности отцу своему и блуждающее в непроходимых дебрях самости, делается добычею диавола, древнего губителя душ наших.
Скажи же мне: почему, тогда как наставник твой подлежит такой опасной ответственности, ты не хочешь даже слушать его, и притом для твоей же пользы?
Будьте же всегда, чада мои, в ограде детской покорности к духовному отцу своему и пребывайте в ней, дондеже Господь потребует вас к Себе. Блаженны будете вы, если любовь ваша к путеводителю не остынет в вас до смерти. Аминь.
- Источник: Схиигумен Савва.В дополнение к общему молитвослову. - М.: Неугасимая лампада, 2013. - 224 с. С. 93-99.
*** *** ***
v Открывай болезни свои отцам твоим, чтобы испытать помощь от советов их. Преподобный Исаия
v Иоанн Крестьянкин: Думать за тебя во всем и вести тебя, как слепого за руку, не вижу смысла и пользы: станешь расслабленным.
|
v Никакие дела нельзя назвать добрыми, если они воплощаются через грехи: ложь, предательство, обман, лишение человека здоровья и т. д. И печально, когда на это идут люди, которые называют себя христианами. Будьте бдительны когда видите, что вас склоняют к нарушению даже обычной нравственности. (от составителя)
v Никакое послушание не должно быть направлено на причинение вреда ближнему! Не задумываясь о цели послушания и способах его исполнения, иногда, можно стать ''орудием пыток'' для ближнего. (от составителя)
v Иисус Христос: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. Евангелие от Марка [9: 42]
*** *** ***
Помочь другому — заслужить вечное воздаяние. Но Господь предупреждает, что заставить немощного брата споткнуться, удержать его от делания добра или подтолкнуть ко злу — заслужить вечные муки. Страшен грех, но научить другого греху — несравненно хуже. «Тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». Наказание его будет велико. Быть брошенным в море с жерновным камнем на шее — значит не иметь надежды на спасение. (Источник: https://pravoslavie.ru/3881.html)
*** *** ***
… Исповедоваться желательно у одного священника, это не значит, что нельзя у других. Есть три вещи, которые часто в жизни бывают и которые мы, не задумываясь над этим, смешиваем, ставим на одну ступень: «нельзя», «не положено» и «не принято». Нельзя – грешить. Не положено и не принято, например, матушке исповедоваться у своего батюшки. Но не «нельзя». Не принято и не положено исповедоваться у разных духовников, чтобы не было лукавства: одному сказал одно, другому другое. И опять же – то, о чем мы уже говорили: стеснение перед духовником заставляет задумываться.
Понятие «духовный отец» - это особая статья. Священник, которому по обстоятельствам исповедуешься, не обязательно твой духовный отец. Духовный отец – это особое духовное родство. Я думаю, что это больше, сильнее, чем духовник, проверяется временем и свыше указывается – Господь указывает. Об избрании духовного отца, опять же, надо молиться, чтобы Господь послал. Человеческий элемент при этом сохраняется, ведь даже у четырех евангелистов сохраняется личностный оттенок в их Евангелиях, хотя Евангелие от Духа Святаго, но личностный тон все равно присутствует. А тем более это относится к духовным отцам.
Есть сявщенники более аскетические, есть более интеллектуальные. Все себе ищут и находят духовных отцов ближе по своему устроению и «печать апостольства» проступает, как говорил апостол Павел (1 Кор. 9, 2). Кстати, я замечал, что на чадах одного духовного отца есть некая общая печать.
В древней Церкви и в современной греческой Церкви духовником имеет право быть только имеющий духовный опыт и благословение архиерея, а не кто попало. Хотя, по нужде, по необходимости, по каким-то особым Божьим промышлениям, может быть духовником любой священник, ведь любой священник имеет право разрешать грехи и может и посоветовать, и наставить даже. Но последнее не без исключений и требует осторожности.
- Источник: ''О самом важном''. Протоиерей Валериан Кречетов. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. Стр. 25-26.
*** *** ***