Простое категорическое суждение: структура и виды




Начнём с фрагмента из знаменитой книги учёных XVII века Антуана Арно и Пьера Николя «Логика или искусство мыслить», известной в истории как «Логика Пор-Рояля»:

 

Помысли вещи посредством идей, мы сопоставляем эти идеи; обнаруживая, что одни из них соответствуют друг другу, а другие – нет, мы связываем их либо разделяем. Это называется утверждать или отрицать, а в общем – выносить суждение.

Сужение называется также предложением, и нетрудно увидеть что в нём должно быть два термина: тот, относительно которого что-либо утвеждают или отрицают, – его называют субъектом, и тот, который утверждают или отрицают, – он называется атрибут или praedicatum[10].

Но мыслить эти два термина ещё недостаточно – надо, чтобы ум связывал их либо разделял. Такое действие нашего ума выражается в речи глаголом есть, или самим по себе – когда мы утверждаем, или с отрицательной частицей – когда мы отрицаем. Наприер, когда я говорю: Бог есть справедливый, слово Бог – субъект предложения, справедливый – атрибут, а слово есть выражает действие моего ума, который утверждает, т. е. связывает идеи Бога и справедливого, как соответствующие одна другой. Если же я говорю: Бог не есть несправедливый, то есть в соединении с частицей не обозначает действие, противоположное утверждение, а именно действие отрицания, ибо я рассматриваю эти идеи как несовместимые, поскольку в идее несправедливого содержится нечто противоположное тому, что заключено в идее Бога.

Из сказанного нами ясно, что всякое предложение является утвердительным либо отрицательным и что это выражено глаголом, который утверждается либо отрицается.

Межу предложениями существует и другое различие, обусловленное их субъектом: они бывают общими частными или единичными.

Ибо термины … бывают либо единичными, либо общими и всеобщими.

А общие термины могут быть взяты либо во всём своём объёме – когда их соединяют с общими знаками, выраженными или даже подразумеваемыми, такими, как omnis, всякий, для утвержения, nulus, никакой для отрицания: всякий человек, ни один человек;.. либо в неопределённой части своего объёма, а именно когда к ним присоединяют слово aliquis, некоторый, например: некоторый человек, некоторые люди, или же другие слова, в зависимости от того, что принято в данном языке.

Отсюда проистекает существенное различие между предложениями. Когда субъект предложения – общий термин, взятый во всём своём объёме, предложение называется общим независимо от того, является ли оно утвердительным, как, например, Всякий нечестивец безумен, или отрицательным, как, например, Ни один порочный человек не счастлив.

Когда общий термин берётся лишь в неопределённой части своего объёма, по той причине, что он ограничен словом некоторый, предложение называется частным независимо от того, содержит ли оно утверждение – например: Некоторый жестокий человек труслив, или же отрицание – например: Некоторый бедный не есть несчастный.

Если же субъект предложения является единичным, как, например, когда я говорю: Людовик XIII взял Ла-Рошель, оно называется единичным.[11]

 

 

Итак, структура простого категорического суждения, как она описана у А. Арно и П. Николя, такова:

               
       


............ S........... Р

кванторсубъектсвязкапредикат

 

S субъект, то, о чём делается утверждение или отрицание, иначе говоря, то, о чём

говорится.

Р предикат, то, что говорится – утверждается или отрицается – относительно субъекта.

Квантор бывает двух видов:

«Все» – квантор общности,

«Некоторые » – квантор существования.

Квантор отсутствует, если S – единичное понятие.

Связка также бывает двух видов:

«есть», «суть» – утвердительная;

«не есть», «не суть» – отрицательная.

Слово «суть» используется для множественного числа, это устаревшая форма.

Субъект и предикат суждения являются понятиями и называются также терминами суждения.

Комбинируя связки и кванторы, и отождествляя при этом единичные суждения с общими, можно получить следующую классификацию простых категорических суждений (вводим сразу и традиционные буквенные обозначения):

 

а. Все S суть Р – общеутвердительные

S есть Р (для единичного S)

Все лошади суть существа, имеющие хвост.

Росинант есть лошадь.

i. Некоторые S суть Р – частноутвердительные

Некоторые лошади суть существа, приученные ходить под седлом.

e. Все S не суть Р – общеотрицательные

( Ни одно S не суть Р)

S неесть Р (для единичного S)

Все лошади не суть умеющие летать. (Ни одна лошадь не суть умеющая летать.)

Росинант не есть существо, умеющее летать.

о. Некоторые S не суть Р – частноотрицательные

Некоторые лошади не суть существа, приученные ходить под седлом.

 

В естественном языке трудно найти суждение, которое имело бы такой вид. Стремление естественного языка компактности выражений приводит, например, к отказу от связок и кванторов, если это, конечно, не влияет на значение. Так, утвердительную связку и квантор общности теряют чаще всего, а от отрицательной связки остаётся обычно только отрицательная частица «не». Приведённые выше суждения более привычным и употребительным образом звучат так:

 

Лошади хвостаты.

Росинант – лошадь.

Некоторые лошади ходят под седлом.

Лошади не летают.

Росинант не летает.

Некоторые лошади не ходят под седлом.

 

То, в каком виде мы представили эти суждения, иллюстрируя структуру простых суждений, есть экспликация их логической формы. Не пользуясь обычно суждениями в таком виде непосредственно, мы знаем, что такая форма существует и даёт возможность судить о логических свойствах суждений. В тех же случаях, когда из одного или нескольких суждений необходимо сделать логический вывод – этим мы будем заниматься ниже в главе об умозаключениях, умение привести суждение к логической форме окажется полезным. Рассмотрим поэтому следующую процедуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: