УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
учебной практики
для учреждений, обеспечивающих получение
среднего специального образования
специальности профиля образования А «Педагогика»
Орша
Авторы: | Дернова Е.В., преподаватель Оршанского колледжа учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова» |
Рецензенты: | Жарковская Е.А., методист отдела образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома |
Программа составлена в соответствии с примерным тематическим планом, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 05.08.2013 г.№61 РБ ст №311 Д/тип.
Учебная программа рассмотрена на заседании совета колледжа 27.02. 2018 г., протокол № 7 и рекомендована к утверждению.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной практики «Психолого-педагогическая» разработана в соответствии с образовательными стандартами среднего специального образования по специальностям профиля А «Педагогика»: 2-01 02 01 «Начальное образование», 2-02 03 08 «Иностранный язык (английский)», 2-03 02 01 «Физическая культура».
Цель учебной практики состоит в выработке практических умений и навыков будущего специалиста в области воспитательной работы. Освоение содержания программы практики обеспечивает подготовку специалиста к проведению воспитательных мероприятий с учащимися учреждений общего среднего образования.
Задачи практики:
- изучить содержание и систему воспитательной работы классного руководителя;
- овладеть методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и классного коллектива;
- освоить основные формы воспитательной работы;
|
- закрепить умение планировать и проводить воспитательную работу с классом.
Учебная практика проводится на II курсе в объеме 72 часа.
Базами практики являются учреждения общего среднего образования города Орши и Оршанского района.
Программой учебной практики «Психолого-педагогическая» предусмотрено изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя, психолого-педагогическая диагностика в образовательном процессе, подготовка и проведение воспитательных мероприятий, оформление отчетной документации, подведение итогов практики.
Программой практики определены формируемые умения и навыки, виды выполняемых работ, обозначено рабочее место (оборудование).
В результате учебной практики учащийся должен
знать:
нормативные и организационные основы деятельности классного руководителя;
содержание и формы организации внеучебной воспитательной работы с учащимися;
уметь:
наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу (коллективную и индивидуальную) в классе;
определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
изучать личность воспитанника и коллектив учащихся класса;
организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач;
проводить воспитательные мероприятия;
применять методы изучения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
работать с методической литературой и другими источниками информации;
осуществлять сотрудничество с педагогическими работниками.
|
Формой отчетности для учащихся по итогам прохождения учебной практики«Психолого-педагогическая» является дневник практики, психолого-педагогическая характеристика учащегося, конспекты проведенных воспитательных мероприятий.
В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по практике.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II курс
Раздел, тема | Количество учебных часов |
1. Инструктаж по организации, проведению практики и охране труда. 2. Знакомство с базой практики. Изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя. 3. Учебно-методическая работа по подготовке и проведению воспитательных мероприятий. 4. Психолого-педагогическая диагностика в образовательном процессе. 5. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий. 6. Оформление отчетной документации 7. Подведение итогов практики. Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание темы | Формируемые умения и навыки | Виды выполняемых работ | Рабочее место (оборудования) | ||
Тема 1.1. Инструктаж по организации, проведению практики, охране труда | |||||
Программа практики, виды деятельности, методические рекомендации, образцы документации по учебной практике «Психолого-педагогическая». Оформление полученной информации в дневнике практики (цели, задачи, план практики, обязанности учащихся-практикантов, перечень профессиональных умений и навыков, формируемых в процессе практики). Правила охраны труда во время образовательного процесса. Меры по профилактике травматизма на занятиях. | Анализировать и документировать процесс организации и проведения практики. Использовать знания правил охраны труда во время образовательного процесса. | Изучение программы практики, видов деятельности, методических рекомендаций. Ознакомление с образцами документации по учебной практике «Психолого-педагогическая». Оформление полученной информации в дневнике практики (цели, задачи, план практики, обязанности учащихся-практикантов, перечень профессиональных умений и навыков, формируемых в процессе практики). Ознакомление с правилами охраны труда во время образовательного процесса. Изучение мер по профилактике травматизма. | Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова | ||
Тема 1.2. Знакомство с базой практики. Изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя | |||||
Ознакомление с базой практики. Представление администрации учреждения образования, руководителя практики. Собеседование с работниками школы (директором или его заместителями, классными руководителями) с целью ознакомления с особенностями педагогического и ученического коллективов, учебно-воспитательными задачами на период практики, системой воспитательной работы с учащимися, правилами внутреннего распорядка, материально-технической базы учреждения образования. Изучение нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность классного руководителя. Положение о классном руководителе. Должностная инструкция учителя. Ознакомление с документацией классного руководителя (план воспитательной работы, журнал и др.). Инструктаж по охране труда на рабочем месте. | Анализировать организацию и содержание деятельности учреждения образования, систему воспитательной работы с учащимися. Анализировать нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность классного руководителя. Соблюдать правила охраны труда. | Ознакомление с базой практики. Собеседование с работниками школы (директором или его заместителями, классными руководителями) с целью ознакомления с особенностями педагогического и ученического коллективов, учебно-воспитательными задачами на период практики, системой воспитательной работы с учащимися, правилами внутреннего распорядка, материально-технической базы учреждения образования. Изучение нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность классного руководителя. Ознакомление с документацией классного руководителя (план воспитательной работы, журнал и др.). Изучение инструктажа по охране труда на рабочем месте. | Средняя школа г. Орши. Школьный класс. | ||
Тема 1.3. Учебно-методическая работа по подготовке и проведению воспитательных мероприятий | |||||
Беседа с классным руководителем об особенностях класса, отдельных учащихся, плане воспитательной работы. Знакомство с классом. Игры-знакомства. Наблюдение и анализ показательных воспитательных мероприятий. Примерная схема анализа воспитательного мероприятия. Содержание учебно-методической работы по подготовке и проведению воспитательных мероприятий. Выбор темы. Изучение методической литературы. | Обучить приемам педагогического общения. Научить анализировать воспитательные мероприятия. Сформировать умение осуществлять подготовку к проведению воспитательного мероприятия. | Изучение приемов педагогического общения. Анализ воспитательных мероприятий. Подготовка к проведению воспитательного мероприятия:выбор темы, изучение методической литературы. | Школьный класс. | ||
Тема 1.4. Психолого-педагогическая диагностика в образовательном процессе | |||||
Методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тест, опрос и др. Программа психолого-педагогического наблюдения классного коллектива: общие сведения; структура, состав, актив класса; участие в общественно-полезной работе; успеваемость и дисциплина; общественно-значимые цели, сплоченность, общественное мнение; межличностные отношения в коллективе (симпатии и антипатии, дружба, коллективизм); возрастные психологические особенности; уровень воспитанности и организованности класса, творческая активность учащихся в классе; влияние социального окружения; система традиций детского коллектива. Составление психолого-педагогической характеристики учащегося. | Научить анализировать методы психолого-педагогической диагностики. Научить проводить психолого-педагогическое наблюдение и составлять психолого-педагогическую характеристику классного коллектива. Научить проводить психолого-педагогическое наблюдение и составлять психолого-педагогическую характеристику учащегося | Анализирует методы психолого-педагогической диагностики. Проводит психолого-педагогическое наблюдение и составляет психолого-педагогическую характеристику классного коллектива. Проводит психолого-педагогическое наблюдение и составляет психолого-педагогическую характеристику учащегося. | Школьный класс. | ||
Тема 1.5. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий | |||||
Подготовка к мероприятиям (собеседование с руководителем, работа с литературными источниками, методическими материалами). Составление и утверждение планов проведения воспитательных мероприятий. Подготовка дидактического, наглядного материала, технических средств. Выбор оптимальных форм, методов и приемов организации педагогического взаимодействия (с родителями, педагогическими работниками, органами ученического самоуправления, детскими и юношескими объединениями). Составление и утверждение конспекта воспитательного мероприятия. Проведение и анализ воспитательных мероприятий. | Сформировать умение осуществлять подготовку конкретного воспитательного мероприятия с учетом особенностей классного коллектива. Научить проводить и анализировать воспитательные мероприятия. | Готовит конкретное воспитательное мероприятие с учетом особенностей классного коллектива. Проводит и анализирует воспитательные мероприятия. | Школьный класс. | ||
Тема 1.6. Оформление отчетной документации | |||||
Оформление отчетной документации: дневник практики, психолого-педагогическая характеристика учащегося, классного коллектива, разработки проведенных воспитательных мероприятий. Сдача отчетной документации. | Научить оформлять отчетную документацию. | Оформляет отчетную документацию. | Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова | ||
Тема 1.7. Подведение итогов практики | |||||
Самоанализ приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков на учебной практике. Собеседование с руководителем практики. Участие в итоговой конференции | Научить оценивать приобретенные профессиональные умения и навыки. Научить обобщать и представлять личные достижения в профессиональной деятельности. | Оценивает приобретенные профессиональные умения и навыки. Демонстрирует умение обобщать и представлять личные достижения в профессиональной деятельности. | Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова | ||
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
|