Учебно-методическое пособие
Для слушателей курсов гражданской обороны города Серпухова
Тема №10
Прогнозирование и оценка обстановки по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Вопрос
Цели, задачи, объекты и этапы
Прогнозирования и оценки обстановки в ЧС, организация разведки
Введение
Основным показателем подготовленности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС, является время, в течение которого руководитель ликвидации ЧС сможет организовать работы по спасению и эвакуации населения из зон ЧС, оказанию пострадавшим медицинской помощи и первоочередного обеспечения пострадавшего и эвакуированного населения.
Планирование этих действий органов управления ГОЧС, сил и средств по предупреждению и ликвидации последствий ЧС осуществляется на основании прогнозирования обстановки в районах возможных ЧС.
Принятие решения руководителем ликвидации ЧС на ведение АСДНР в очагах поражения осуществляется только на основании выявления и оценки обстановки по данным разведки.
Таким образом, выявление и оценка обстановки является одной из важнейших задач органов управления ГОЧС, комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) в интересах защиты населения и территорий в ЧС.
Первый учебный вопрос
Цели, задачи, объекты и этапы
прогнозирования и оценки обстановки в ЧС
Выявление и оценка обстановки, складывающейся при ЧС, осуществляется с целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и принятия мер защиты.
Выявление и оценку обстановки по прогнозу называют прогнозированиемобстановки в ЧС.
Выявление обстановки включает:
- сбор исходных данных о ЧС
- обработку исходных данных о ЧС
- определение размеров зон ЧС
- несение информации и обстановки на карту
Оценка обстановки включает:
- решение основных задач по выбору оптимальных действий сил ликвидации ЧС
- работы объектов экономики и жизнедеятельности населения
- анализ полученных результатов
- выбор наиболее целесообразных вариантов действий.
Выявление и оценка обстановки осуществляется в три этапа:
I этап – прогнозирование обстановки. Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий по защите населения и территорий в ЧС.
II этап – прогнозирование обстановки после возникновения ЧС. Полученные результаты необходимы для принятия решений по защите населения и территорий, а также для уточнения задач формированиям разведки (учреждениям СНЛК) и проведения неотложных мероприятий по защите.
III этап – выявление и оценка обстановки по данным разведки. Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и территорий, а также для проведения АСДНР на территории (объекте), подвергшейся ЧС.
На основании полученных данных разведки территории, подвергшейся ЧС, разрабатывается (органом управления ГОЧС) и утверждается (руководителем ликвидации ЧС) План проведения аварийно-спасательных работ.
Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ в ЧС природного и техногенного характера осуществляет КЧС и ОПБ соответствующего уровня РСЧС (в зависимости от масштабов ЧС).
КЧС и ОПБ организаций возглавляются соответственно руководителями организаций.
Непосредственным руководителем ликвидации ЧС является, руководитель - председатель соответствующей КЧС и ОПБ или должностное лицо им назначенное.
Права руководителя ликвидации ЧС установлены в ст. 14 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95г. №151-ФЗ.
Объектами прогнозирования обстановки являются:
· собственно ЧС – как совокупность взаимосвязанных характеристик их источников, параметров их возникновения, развития связанных с ними опасностей для населения и территорий, последствий ЧС. потенциально опасные объекты (ПОО) как источники техногенных ЧС. Критерии некоторых техногенных ЧС. (Критерии ЧС Приказ МЧС №329)
· все организации (предприятия, учреждения), которые находятся в зоне возможных стихийных бедствий (ЧС природного характера). Критерии отнесения к природным ЧС (Критерии ЧС Приказ МЧС №329)
· Поражающие факторы источников техногенных ЧС подразделяют на:
- факторы физического действия (воздушная ударная волна; волна прорыва гидродинамически опасных объектов (ГОО); обломки или осколки; экстренный нагрев среды; тепловое излучение; ионизирующее излучение);
- факторы химического действия (токсическое действие отравляющих веществ (ОВ), аварийно химически опасных веществ (АХОВ).