· в мирное время – периодическое наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью объектов внешней среды (воздуха, воды, почвы и т.д.), выявление обстановки в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, наблюдение за изменением обстановки в этих районах;
· в военное время:
- непрерывное наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью и изменением степени зараженности объектов внешней среды;
- определение районов, времени и вида (типа) примененных противником современных средств поражения (ССП);
- выявление состояния дорог и дорожных сооружений, характера водных преград, наличия переправ и бродов, районов разрушений, пожаров, затоплений, загазованности и задымления;
- степени влияния местности на действия сил ГО, возможных направлений преодоления или обхода очагов поражения, зон заражения;
- определение мест скопления и количества пораженных, состояния объектов, мест нахождения защитных сооружений и характера их разрушений, состояния укрываемых людей;
- установление мест аварий на объектах систем жизнеобеспечения населения;
- выявление санитарно-эпидемиологического и эпизоотического состояния районов расположения и действий сил ГО.
По характеру решаемых задач и способу получения разведывательных данных разведка ведется органами общей и специальной разведки и учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК).
Общая разведка ведется с целью быстрого получения основных данных об обстановке в районах ЧС, определения количества пострадавших, степени и характера разрушений, возможных направлений распространения поражающих факторов ЧС. Она организуется и проводится органами управления ГОЧС.
Специальная разведка ведется для получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения, об обстановке в районах, неблагополучных в эпидемиологическом и эпизоотическом отношении, для уточнения пожарной, инженерной и медицинской обстановки.
Основными видами специальной разведки в зоне ЧС являются:
· биологическая;
· инженерная;
· медицинская;
· пожарная;
· радиационная;
· санитарно-эпидемиологическая;
· химическая.
Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:
· непрерывность;
· своевременность;
· полнота и достоверность данных.
Организация всех видов разведки включает:
· определение целей, задач, районов (объектов) ведения разведки;
· распределение сил и средств;
· планирование и постановку задач;
· организацию связи и управления разведывательными формированиями, контроль их действий;
· организацию сбора и обработки разведданных и обеспечение своевременного их доклада руководителю (руководителю ликвидации ЧС).
Основным документом, определяющим порядок организации и ведения разведки, является план разведки, который разрабатывается органом управления ГОЧС.
План разведки разрабатывается на карте (схеме) заблаговременно с пояснительной запиской.
На карте (схеме) отображаются:
· группировка сил и средств разведки;
· места расположения постов радиационного, химического и биологического наблюдения (ПРХН);
· районы, направления и объекты особого внимания;
· аэродромы, посадочные площадки, пристани и ж/д станции, типы самолетов, плавсредств и средств ж/д транспорта; маршруты полетов, движения и их протяженность;
· районы и объекты воздушного и наземного фотографирования;
· исходные пункты, направления и порядок действий формирований общей и специальной разведки на маршрутах ввода сил ГО и на объектах ведения АСДНР; места дислокации и развертывания учреждений СНЛК, зоны их ответственности;
· состав и размещение резерва сил и средств разведки;
· состав и направления действий сил разведки военного командования в интересах ГО.
В пояснительной записке указываются:
· цели, основные задачи разведки и сроки их выполнения;
· силы и средства общей и специальной разведки;
· укомплектованность и оснащенность разведывательных формирований;
· организация управления силами и средствами разведки и получения информации;
· организация взаимодействия разведки ГО и военного командования;
· порядок получения органами управления ГОЧС разведданных воздушной разведки.
В распоряжении по разведке определяются:
· краткие выводы из оценки обстановки;
· основные задачи разведки и выделяемые силы и средства;
· задачи, выполняемые силами и средствами вышестоящего органа управления ГОЧС и военного командования;
· время готовности сил и средств;
· порядок представления разведданных.
В случае стихийного бедствия, аварии, катастрофы или угрозы нападения противника план разведки уточняется и корректируется, исходя их сложившейся обстановки.
Расчет создания разведывательных формирований, а также нормы оснащения их специальной техникой и имуществом определены «Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований», который утвержден приказом МЧС РФ от 23.12.2005г. №999.
В составе территориальных формирований и формирований организаций могут создаваться следующие разведывательные формирования:
· аварийно-спасательное звено инженерной разведки;
· аварийно-спасательное звено радиационной, химической и биологической разведки;
· аварийно-спасательное звено речной (морской) разведки;
· аварийно-спасательное звено разведки на средствах железнодорожного транспорта;
· аварийно-спасательное звено разведки на автомобильном транспорте;
· пост радиационного и химического наблюдения (подвижный).
Организация разведки территорий и объектов, подвергшихся ЧС, определена Постановлением Губернатора Московской области «Об организации и проведении аварийно-спасательных работ при ЧС природного и техногенного характера на территории Московской области» от 09.02.98г. №31-ПГ.
Обобщение данных разведки организуется соответствующим руководителем органа управления ГОЧС и проводится совместно с начальниками служб.
Обобщение данных разведки, порядок работы органа управления ГОЧС и служб, варианты докладов по оценке радиационной и химической обстановки, а также содержание решения руководителя представлены в «Методике оценки радиационной и химической обстановки по данным разведки ГО» М.: Воениздат, 1980.
На основании выводов из оценки обстановки начальником органа управления ГОЧС готовится доклад руководителю (руководителю ликвидации ЧС), выводы и предложения которого являются основой для принятия решения руководителем (руководителем ликвидации ЧС) на ликвидацию последствий ЧС.
Только на основе достоверных данных разведки и своевременной оценки обстановки может быть принято обоснованное решение руководителем ликвидации ЧС по организации защиты персонала и населения от поражающих факторов ЧС и проведению АСДНР в очагах поражения.
На основе принятого руководителем (руководителем ликвидации ЧС) решения отдаются распоряжения по защите персонала, личного состава формирований и населения от воздействия поражающих факторов ЧС, а также на выполнение мероприятий по ликвидации последствий ЧС.
Таким образом, разведка - важнейший вид обеспечения мероприятий ГО и защиты от ЧС и действий органов управления ГОЧС и сил РСЧС в очагах поражения, районах аварий, катастроф и стихийных бедствий.