Основной исследовательский интерес экономистов сосредоточились на влиянии рекламы на степень конкуренции в различных отраслях. Получили развитие две совершенно разные школы.
Антиконкурентная точка зрения утверждает, что реклама является по существу, формой убеждения, которая усиливает дифференциацию продукта в сознании потребителей и, таким образом, позволяет каждой фирме получить большую степень монопольной власти на рынке, причем сделать это за счет потребителей.[10]
Реклама убеждает потребителей в том, что на свете мало заменителей предполагаемого продукта. Если использовать графическую форму, то можно сказать, что реклама делает кривую спроса фирмы менее эластичной, позволяя последней назначить более высокие цены и получить повышенные прибыли.
Реклама уменьшает конкуренцию среди существующих фирм отрасли и, выступая для них в качестве барьера, защищает созданные фирмы от новых потенциальных конкурентов. В противоположность этой, иная, проконкурентная точка зрения рассматривает рекламу как информацию, то есть как относительно недорогое средство увеличения количества заменителей продуктов, известных покупателям.
Следовательно, реклама делает кривую спроса любого, особенно действующего в условиях монополистической конкуренции, продавца более эластичной, а цены и прибыли имеют тенденцию к снижению.
Большое знание о пригодности продуктов, благодаря рекламе, успешно увеличивает число заменителей и делает отрасль более конкурентной.
Существуют важные эмпирические исследования, которые укрепляют доверие к обоим этим точкам зрения. Например, Команор и Вильсон изучали роль рекламы в 41 области, производящей потребительские товары, и пришли к общему выводу о том, что реклама не способствует конкуренции. Точнее, они считают, что «большой объем расходов на рекламу в некоторых отраслях служит в качестве важной преграды для новой конкуренции на рынках обслуживаемых этими отраслями».
|
Цены сильно рекламируемых товаров превышают их предельные издержки, что является отражением нерационального использования ресурсов. Более того, было обнаружено, что для многих из обследованных отраслей расходы на рекламу являются «чрезмерными» и расточающими дефицитные ресурсы.
В противоположность Эккард пришел к заключению о том, что реклама является проконкурентной силой. Он рассуждает, что, если реклама способствует монопольной власти, тогда отрасли, которые наиболее интенсивно рекламируют свои товары, должны быть отраслями, повышающими с течением времени свои цены в наибольшей степени, а свой объем производства - в наименьшей степени.
Существует также ряд других исследований, свидетельствующих в пользу того, что реклама усиливает конкуренцию и имеет экономически желательные результаты. Реклама сокращает связанные со сбытом издержки по двум причинам:
во-первых, реклама заставляет товары оборачиваться быстро, так что они могут быть поданы прибыльно с меньшими наценками;
во-вторых, реклама придает продукту отличительную индивидуальность, что позволяет публики в условиях дифференциации продуктов сравнивать цены в разных магазинах и, таким образом, ограничивать свободу розничного торговца в установлении наценки. Продукты, которые и сильно рекламируются, и быстро продаются, пройдут через каналы распределения с наименьшими наценками.
|
Свидетельство экономических последствий рекламы являются разнородными, так как исследователи обычно испытывают трудности при выявлении истинных причин и следствий.
Для повышения эффективности работы магазина основные мероприятия должны быть направлены на активизацию маркетинговой деятельности. Практическое значение имеет использование конкретных маркетинговых приемов, ориентированных на привлечение клиентов в магазин. В качестве маркетингового приема можно использовать рекламу на щитах.
В качестве средств рекламы компании необходимо шире использовать средства массовой информации и специальную печатную. Осуществляя рекламу в компании, ни в коем случае нельзя забывать об устной рекламе. Речь здесь, прежде всего, идет об уровне внимания, радушия и гостеприимства, оказываемого работниками магазина каждому гостю. Следует уделять максимум внимания каждому гостю, который уже пришел в магазин. Довольный уровнем обслуживания гость магазина обязательно расскажет об этом своим коллегам, знакомым, друзьям, домочадцам, и те, в свою очередь, непременно воспользуются рекомендациями, сказанными из уст человека, которому они доверяют.[11]
В рекламной публикации всегда должна присутствовать новизна идей и оригинальность. Во многих случаях в рекламе компании отсутствует какая-либо логика. Компания средствами рекламы может привлечь клиентов вкусом и товарным ассортиментом.
Заключение
Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
|
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства.[12]
Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на: ценовую (конкуренцию на основе цены); неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Изучая рынки монополистической конкуренции и олигополии, можно встретиться с таким понятием, как “неценовая конкуренция”.
Неценовая конкуренция- метод конкурирования не ценой, а самим товаром, то есть его качеством, техническими характиристиками, его упаковкой и рекламой.
Почему неценовая конкуренция господствует на этих экономических рынках ответить довольно легко. При монополистической конкуренции на рынке множество уникальных товаров.
Многие компании напряженно работают, чтобы произвести товары, которые являются особыми или уникальными. Когда много компаний продают схожие товары, они стараются объяснить, что их товары обладают «новыми, улучшенными» качествами, или предназначены «специально для профессионалов» или они «наилучшие за самую низкую плату».
Процесс создания уникальной продукции известен под названием товарной дифференциацией. Успешная дифференциация позволяет предприятию создать такую продукцию, которую потребители предпочтут продукции его конкурентов.
При олигополии на рынке господствует несколько крупных фирм (примерно от трех до пяти). Олигополия существует потому, что для конкурирующих фирм трудно выйти на данный рынок, поскольку стоимость выхода на рынок высока (в автомобильной промышленности величина необходимого для этого капитала доходит до миллиардов долларов).
При существовании олигополии ценовая конкуренция менее эффективна. Компании знают, что если они понизят цены, конкуренты сделают то же самое; снижение цен просто приведет к уменьшению доходов.
В условиях монополистической конкуренции и олигополии особую роль играет реклама, призванная дифференцировать фирм в глазах покупателей. Однако, реклама является лишь частью рыночного процесса дифференциации продукции и услуг и доведения их до потребителей.
Список использованной литературы
1. Абрютина М.С. «Анализ финансово–экономической деятельности предприятия» //М: Дело и сервис, 2007.
2. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 2009.
3. Андреев В.К. и др. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Бухучет, 2007.
4. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: ДИС,2007.
5. Баканов М.И: Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2008.
6. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2004.
7. Басовский Л.Е. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» //М: ИНФРА-М, 2006.
8. Белецкий И.П. Кадровый потенциал организаторов производства.Мн.:2009.
9. Бланк И.А Основы финансового менеджмента. В 2 т. Киев: Ника-центр, 2009.
10. Булатова З.Г. «Технико – экономический анализ хозяйственной деятельности» //Москва, 2008.
11. Веснин В.Р. Менеджмент для всех.М.:Юрист, 2007
12. Виногоров Г.Г. Методика анализа и оценки инноваций на промышленном предприятии // Бухгалтерский учёт и анализ. – 2008 – № 4. – с. 12-15.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент».М.:МГУ, 2009.
14. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. М.: “Высшая школа”, 2008. – 234 с.
15. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: «Финансы и статистика», 2007г.
16. Власовец Т. Самый знаменитый «Россиянин» // Экономика РФ. – 2008. – № 2. – с. 70-75.
17. Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.:Дело, 2008
18. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: «ЮНИТИ», 2004. - 371 с.
19. Глущенко Е.В. и др Основы предпринимательства. Учебное пособие. М: Вестник, 2009.
20. Грачев А.В. «Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия» //М: Финпресс, 2008.
21. Дафт Р.Л. Менеджмент – СПб.: Издательство «Питер», 2008.
22. Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1973,
23. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. М. СПб: Бук Чембер ИНТЕРНЕШНЛ, 2009
24. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2009.
25. Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М.: Новости, 2009.
26. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Ильенкова С. Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю. и. др. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 343 с.
27. Каракоз И.И., Самборский В.И. Теория экономического анализа. Киев: Выща школа, 1989.
28. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
29. Ковалев A.M., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2006,
30. Ковалев В.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» //М: Проспект,2004.
[1] Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М.: Новости, 2009.
[2] Андреев В.К. и др. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Бухучет, 2007.
[3] Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М.: Новости, 2009.
[4] Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М.: Новости, 2009.
[5] Андреев В.К. и др. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Бухучет, 2007.
[6] Басовский Л.Е. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» //М: ИНФРА-М, 2006.
[7] Андреев В.К. и др. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Бухучет, 2007.
[8] Басовский Л.Е. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» //М: ИНФРА-М, 2006.
[9] Басовский Л.Е. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» //М: ИНФРА-М, 2006.
[10] Андреев В.К. и др. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Бухучет, 2007.
[11] Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М.: Новости, 2009.
[12] Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М.: Новости, 2009.