Семинар «Мышление и речь»




1. Определение мышления.

a. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания, состоящий в открытии отношений между предметами и явлениями действительности и их преобразовании

 

 

2. Виды мышления.

a. Дедуктивное

b. Индуктивное

c. По аналогии

 

d. Пространственное

e. Визуальное

f. Судящее

g. Эмоциональное

 

h. Интуитивное

i. Дискурсивное

 

j. Наглядно-действенное

k. Наглядно-образное

l. Вербально-логическое/логико-понятийное

 

m. Репродуктивное

n. Продуктивное

 

 

3. Мышление как процесс решения задач: структура задачи, объективная и субъективная структура задачи, стадии процесса решения задач.

a. Задача – цель, данная в определенных условиях

b. Структура

i. Объективная

1. Набор определенных условий

2. Требование, которого нужно достичь, соблюдая условия

ii. Субъективная

1. Субъективно поставленная цель

2. Средства достижения цели

c. Стадии процесса

i. Анализ материала

ii. Понимание конфликта

iii. Нахождение функционального решения

iv. Нахождение окончательного решения

4. Мышление как процесс рассуждения и принятия решений: дедуктивные и индуктивные суждения.

a. Дедуктивное рассуждение – правило перехода от общего знания к частному случаю

b. Индуктивное мышление – создание общего вывода из ряда частных случаев

5. Правила вынесения суждений: эвристики и алгоритмы.

a. Алгоритм – поэтапная последовательность действий, которая всегда дает правильный отвел на строго определенный вид задач

b. Эвристика – правило действия с учетом прошлого опыта и здравого смысла

6. Факторы, понижающие эффективность мышления.

a. Перенос смысла

b. Некорректное обобщение

c. Подмена понятий

d. Потеря главного

e. Нарушение логики вывода

7. Способы повышения эффективности мышления.

a. Корректная формулировка задачи

b. Наличие дополнительных задач, способствующих решению основной задачи

c. Сохранение интереса и мотивации

d. Изменение предметных областей мышления

e. Последовательный действия, направленные на превращение задачи из плохо в хорошо сформулированную

8. Творческое мышление. Дивергентное и конвергентное мышление.

a. Стадии творческого мышления по Уоллесу

i. Подготовка

ii. Созревание

iii. Озарение

iv. Проверка

b. По вергеймеру

i. Возникновение темы

ii. Восприятие темы

iii. Осуществление попыток решения

iv. Возникновение новой идеи решения

v. Исполнительная стадия

c. Дивергентное мышление – поиск множества решений одной и той же проблемы

d. Конвергентное решение – анализ и построение последовательной цепочки фактов, ведущую к одному конкретному выводу и результату

9. Речь как порождение и понимание значения.

a. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил

b. – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания

c. – форма существования сознания для другого человека, служащая средством общения с ним, а также форма обобщенного отражения действительности и существования мышления

10. Структура, функции, виды и свойства человеческой речи. Взаимосвязь мышления и речи. Формирование понятий в онтогенезе.

a. Виды речи

i. Жесты/звуковая речь

ii. Письменная/устная

iii. Внешняя/внутренняя

iv. Продуктивная/рецептивная

v. Экспрессивная/импрессивная ­

b. Функции речи

i. Коммуникативная

ii. Интеллектуальная

c. Структура речи

i. Язык

ii. Речевые языковые явления (диапазон, тональность, тембр и тд)

iii. Неречевые выразительные качества голоса (смех, плач)

iv. Разделительные звуки (паузы, кашель)

d. Функции

i. Средство существования, передачи общественного опыта

ii. Средство общения

iii. Орудие интеллектуальной деятельности

 

11. Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа.

a. Структура языка влияет на мировосприятие и воззрение его носителей, а также на их когнитивные процессы

12. Развитие речи в онтогенезе.

a.

b.

13. Расстройства речи.

a. Косноязычие – неправильное произношение звуков речи, их искажение и замена

b. Аграфия – нарушение письменной речи

c. Афазия – нарушения речи из-за поражений коры левого полушария мозга

d. Парафазия – нарушения речи, проявляющиеся в неправильном употреблении отдельных звуков в устной или письменной речи

e. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и умственных способностях



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: