Конкретные цели и задачи.




- знать основные этапы биосинтеза и пострансляционной модификации белка; лекарственные препараты - ингибиторы белков; основы регуляции экспрессии генов; дифференциальную активность генов как механизм клеточной дифферен­ци­ровки; полиморфизм белков.

- уметь использовать знания об основных этапах биосинтеза белков для объяснения механизмов трансформации генетической информации в фенотипические признаки; интерпретировать действие ингибиторов биосинтеза белка и их последствия (антибиотики, интерфероны, токсины); объяснять биохимические механизмы развития наследственных болезней и болезней с наследственной предрасположенностью; объяснять адаптацию организма к меняющимся условиям среды.

- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): трансляция (инициация, элонгация, терминация), фолдинг, полиморфизм белков, мутации (миссенс-мутация, нонсенс-мутация, делеция).

Контрольные вопросы:

1. Генетический код. Трансляция. Этапы синтеза белка (инициация, элонгация, терминация).

2. Посттрансляционная модификация. Фолдинг. Ковалентные преобразования

радикалов аминокислот.

3. Ингибиторы синтеза белка. Регуляция матричных биосинтезов.

4. Молекулярные мутации и рекомбинации как источник генетической изменчивости белков. Наследственные болезни.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Генетический код. Трансляция. Этапы синтеза белка (инициация, элонгация, терминация). Посттрансляционная модификация. Фолдинг. Ковалентные преобразования радикалов аминокислот. Ингибиторы синтеза белка. Регуляция матричных биосинтезов.   для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. Решить задачи  
Молекулярные мутации и рекомбинации как источник генетической изменчивости белков. Наследственные болезни. для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме 4. Заполните таблицу «Генные мутации» – для формирования умений: 5. Решить задачи 6. Написание докладов, рефератов.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. Матрицей в синтезе белка является:

а) ДНК б) м-РНК в) т-РНК г) р-РНК

2. Укажите последовательно этапы трансляции

а) элонгация б) сплайсинг

в) инициация г) процессинг д) терминация

3. Для инициации трансляции необходимо все, за исключением

а) метионин-тРНК б) белковые факторы IF

в) аминоацил - т-РНК-синтетазы г) ГТФ

д) кодоны AUG или GUG

4. Выбрать правильные утверждения:
а) сплайсинг — это этап трансляции
б) м-РНК выполняет адапторную функцию
в) тетрациклин — ингибитор элонгации
г) инициирующими кодонами являются AUG и GUG
д) терминирующими кодонами являются CGA, TGA и TGU

5. Для элонгации трансляции необходимо все, за исключением

а) белковые факторы ЕF б) белковые факторы IF

в) аминоацил - т-РНК г) ГТФ д) кодоны UAA, UGA или UAG

6. При синтезе полипептидных связей на рибосомах используется энергия гидролиза макроэргических связей:

а) АТФ б) ГТФ в) УТФ г) ЦТФ

7. Ингибиторами трансляции являются все перечисленные препараты, кроме

а) интерфрон б) левомицетин

в) тетрациклин г) аллопуринол д) эритромицин

8. Энхансер представляет собой

а) участок ДНК, который может связываться с регуляторным белков и

стимулировать транскрипцию

б) участок ДНК, который может связываться с регуляторным белков и

репрессировать транскрипцию

в) ингибитор инициации элонгации

г) участок м- РНК, кодирующий определенный пептид

д) участок т-РНК, ответственный за связывание аминокислоты

9. В фолдинге белков (формировании пространственной конформации) принимают участие

а) интерфроны б) гистоны в) γ- глобулины г) белки «острой фазы» д) шапероны

10. Установить соответствие:

Вид генной мутации Изменения в структуре белка

а) миссенс-мутация 1. Синтез «укороченного» белка

б) нонсенс-мутация 2. Синтез белка со случайной последовательностью аминокислот

в) делеция одного мономера 3. Состав белка отличается по 1 аминокислоте

 

Заполните таблицу « Генные мутации»

Вид мутации Изменения в геноме Последствия
Миссенс - мутация    
Нонсенс - мутация    
Делеция    
Вставка нуклеотида    

 

Решить задачи:

 

Задача 1. У больного М., 45 лет, в течение последнего года появились присту­пообразные боли в суставах большого пальца правой стопы. Сильная боль появ­ляет­ся внезапно, часто ночью; длится несколько дней. Объективно: температура тела 37.2оС; большой палец правой стопы отечен, болезненный при пальпации; цвет кожи синюшно-багровый. Проведено исследование уровня мочевой кислоты крови: 1.5 ммоль/л (норма 0.12-0.46 ммоль/л). Оцените результат. Ваше мнение о причине и возможности коррекции нарушения метаболизма.

Задача 2. В одной молекуле ДНК тимидиновая кислота (Т) составляет 16% от общего количества нуклеотидов. Определите (в %) количество каждого из отдельных видов нуклеотидов.

Задача 3. В результате генной мутации в фрагменте ДНК ТГТТАТЦГГТАГ в одной из цепей произошла замена тимина на гуанин в 10-м положении. Пользуясь таблицей генетического кода, определите:

а) Как изменится первичная структура синтезируемого белка?

б) Может ли повлиять эта замена на наследственность организма?

Рекомендуемые темы для выполнения СРС повышенной сложности (доклады, рефераты, презентации)

  1. Биохимические аспекты апоптоза
  2. Генетически модифицированные продукты питания: польза или вред?
  3. Международный проект «Геном человека»: достижения и перспективы
  4. Применения метода ПЦР-диагностики (полимеразной цепной реакции) в клинико-лабораторной диагностике
  5. Антиоксидантные свойства мочевой кислоты
  6. Подагра и другие нарушения пуринового обмена
  7. Современные достижения генной инженерии
  8. Возможности и проблемы клонирования животных и человека
  9. Генная терапия: достижения и перспективы
  10. Генетически активные факторы физической, химической, биологической природы и их влияние на мутационный процесс
  11. Применение методов ДНК-диагностики в криминалистике
  12. Интерфероны – универсальные противовирусные средства

Для подготовки докладов, рефератов студентами обязательно использовать монографии, журнальные статьи, в том числе, иностранные источники, а также Интернет-ресурсы ( https://www.biblioclub.ru/,https://www.studmedlib.ru/ и др.). Поиск литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью каталогов научной библиотеки, библиографических справочников, электронной библиотеки.

 

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: