Значения абсолютных порогов слуховой чувствительности
По шкале аудиометра (дб)
Номер предъявления | Пороги | Частота звука, Гц | ||||||||
… | Появления Исчезновения | |||||||||
M: s sM |
Рис. Стандартный бланк для построения аудиограммы.
Абсцисса - частота применяемых в опыте звуков (Гц), ордината - величина порога слышимости звука (дБ); заштрихована область частот, не слышимых человеком.
Порядок работы. Задание с помощью одного аудиометра выполняют два студента: один выполняет функции экспериментатора, второй выступает в роли испытуемого. Испытуемого сажают так, чтобы он не видел органов управления прибора. В руку ему дают ручку с кнопкой ответа. На испытуемого надевают наушники, которые должны плотно прилегать к его ушным раковинам. Для подготовки прибора к измерениям необходимо: на горизонтальной панели прибора положить бланк аудиограммы, ручку переключателя рода работ установить в положение «В» (воздушная проводимость), а ручку переключателя интенсивности маскирующего шума - в положение «Нет» (шум отключен). И только после этого можно вставить вилку шнура питания в сетевую розетку и включить прибор. При включении на нем должна загореться индикаторная лампа. До начала измерений экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.
Инструкция испытуемому: «Возьмите ручку с кнопкой ответа. Вам будут предъявлять чистые тона разной высоты. Внимательно слушайте, не отвлекайтесь! Как только вы впервые услышите звук в правом (или в левом) наушнике, как можно быстрее нажмите на кнопку и держите ее нажатой. Когда вы перестанете слышать предъявляемый звук, отпустите кнопку ответа!»
|
Приступая к измерениям, экспериментатор устанавливает вертикальную планку-регулятор частоты на желаемую частоту стимула. Затем он передвигает горизонтальную планку-регулятор громкости от отметки 10 дБ вниз, в сторону увеличения интенсивности, и отмечает ту интенсивность, при которой испытуемый услышит предъявляемый стимул. После этого экспериментатор передвигает планку вверх, т. е. уменьшает интенсивность стимула, и отмечает ту интенсивность, при которой испытуемый перестает слышать звук. Эту процедуру повторяют несколько раз, создавая для частоты всего 10 рядов стимуляции: 5 восходящих и 5 нисходящих. Рекомендуется следующий наиболее распространенный порядок чередования частот в процессе измерения: 1000, 2000, 3000, 4000, 6000, 8000, 500, 250, 125 Гц. Поскольку диапазон шкалы и ее дискретность фиксированы, то экспериментатор в протокол записывает лишь величины интенсивности звука, характеризующие порог появления и порог исчезновения ощущения у испытуемого.
Обработка экспериментальных данных состоит из ряда операций.
1. Воспользовавшись формулой расчета средней арифметической величины (М), рассчитаем ее суммарно для порога появления и порога исчезновения.
2. Определим ошибку средней (s M) для каждой частоты.
3. Построим на бланке аудиометрическую кривую (т. е. аудиограмму), соединив все экспериментальные точки.
Анализируя аудиограмму, укажите, в каком частотном диапазоне стимулов пороги вашего испытуемого повышены или понижены.
Контрольные вопросы
|
1. В каких единицах измерения производится оценка абсолютных порогов слуховой чувствительности?
2. Для каких частот слуховая чувствительность вашего испытуемого максимальна?
3. Как вы считаете, какие факторы, внешние и организменные, влияют на величину порогов чувствительности слуха?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОРОГОВ РАЗЛИЧЕНИЯ (ТОЧНОСТЬ ГЛАЗОМЕРА)
Вводные замечания. Одна из функций зрительного анализатора состоит в оценке пространственных величин. Зачастую при этом не требуется указывать абсолютную метрическую величину данного объекта, а нужна лишь оценка тождества или различия размеров двух стимулов - эталонного и переменного. Человеческий глаз обладает способностью достаточно точно оценивать размер объекта, и эта способность называется глазомером.
В этом задании для получения экспериментальных данных применяют метод средней ошибки. Поэтому предъявляемый экспериментатором эталонный стимул (в данном опыте - отрезок линейки той или иной длины) испытуемый должен сравнивать с переменным стимулом, который также задает экспериментатор. Переменный стимул по отношению к эталонному бывает то длиннее, то короче эталона. Задача испытуемого состоит в том, чтобы как можно точнее подравнять длину переменного стимула к длине эталонного.
Аппаратура и оборудование. В экспериментальной психологии для изучения точности глазомерной оценки и определения разностных порогов глазомера используют глазомерную линейку Леманна. Она представляет собой горизонтальную планку, закрепленную на стойках. Планка разделена на две равные части четкой отметкой, видимой как экспериментатору, так и испытуемому. По обе стороны от нее расположены легко передвигающиеся движки. Со стороны экспериментатора, невидимой испытуемому, на планку нанесена сантиметровая шкала. Перед началом опыта студентам необходимо подготовить форму протокола (форма 4).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
(протокол заполняет экспериментатор)