Ю.О. Филатова «Вестник ЛГУ «Психолого-педагогические основы логопедической ритмики»
В данной научной статье автор попыталась обосновать необходимость ритмизации моторной и речевой деятельности у детей с нарушениями речи.
Все в природе имеет свой ритм - приливы и отливы, восход-заход, сердцебиение и дыхание и слово также имеет свой ритм.
Речь и текст-явление мышления, явление деятельности мозга,объединенные временно-пространственной организацией, т.е. ритмом. Влияние ритма на состояние организма заметно давно. Например, включенная быстрая ритмичная музыка в автомобиле вредна - это вызывает неосознанное ускорение движения. А в спорте, наоборот, улучшается синхронность и качество движения.
В конце 19 начале 20 века возник метод ритмической гимнастики, разработанный Е.Ж.Далькрозом. Он пришел к выводу, что ритм –самостоятельная сущность биологических систем, которая оказывает влияние на многие функции организма.
Ритмизация-признак просодической организации речи (просодика- это комплекс компонентов речи, который включает в себя ритм, тембр, темп и логическое ударение, служащее для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоции) У каждой нации не только свой язык, но и просодическая сторона речи. Язык отражает национальное мышление и сознание,генетическая память а значит и мышление характеризует во многом психологическое поведение индивидуума (н-р..неспешность эстонской речи и меланхоличное поведение).
У ритма есть две стороны
- когнитивная (восприятие)
-аффективная (воспроизведение ритма)
Фактором развития чувства ритма являются закономерности развития ЦНС. При созревании мозга устанавливается восприятие времени, пространства, и через это происходит связь с окружающим миром. У ребенка сначала развивается устная речь. То есть речедвигательный анализатор начинает действовать с началом становления общих моторных функций и общей ритмизацией, ребенок начинает усваивать просодику родного языка. ПРИМЕР: Пение в марше усиливает двигательную активность ребенка, а колыбельная успокаивает. К12 месяцам появляется слово, что говорит о формировании ритмической структуры речевой функции. К 5 годам появляется пластичность общих движений, ритмика, координация, а в речи высокий уровень слуховой дифференциации, что дает воспроизводить слова сложной слоговой структуры, рифмовку и словотворчество. Чуковский говорил, что в детском словотворчестве преобладают ритмы хорея. Словесная и музыкальная форма речи усваивается ребенком до понимания их смыслового значения. Стихи, дни недели, месяцы усваиваются путем ритмического повторения. Важное значение для ритма имеет сохранность анализаторов. При нарушении речи- развитие чувства ритма имеет большое корригирующее значение. У всех детей логопатов и взрослых нарушена ритмическая способность, что отражается в моторике и речи.
|
В 20-21 веке создаются различные программы по развитию ритма движения и речи. В Росии-это называется логоритмика. Логоритмика предполагает развитие координации между дыханием, голосом, звуком и словом и фразой
Есть множество авторских методик, которые включают в себя использование речевых упражнений, пения, сюжетно-ролевых игр на дыхание. Чаще всего используется при заикании, поскольку заикание - яркий пример рассогласования ритма речи – дизритмии, включающей в себя расстройство темпа речи, плавности экспрессивной речи.
|
Речь на фоне развития ритмических движений становится плавной, снимается эмоциональная напряженность. Логоритмика - это совместная работа логопеда и музыкального руководителя. Инновационность данной технологии – в согласовании задач и методической систематизации традиционных и авторских упражнений по развитию ритма общих движений, артикуляционных и всех видов ритмов. У детей представления «БЫСТРО»-«МЕДЛЕННО» ОБРАЗУЕТСЯ ЛЕГЧЕ ЧЕМ ДРУГИЕ ВРЕМЕННО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ. Это используется на начальном этапе обучения.
1 этап направлен на обучению управлению движениями в определенном темпе сначала под музыку на музыкальных занятиях, затем на логопедических занятиях. Музыкальный руководитель развивает чувство музыкального размера, т.е. происходит сплетение времени и пространства на фоне музыки. Следующие разделы направлены на работу над слоговым, словесным ритмом, идет усложнение до синтагменного ритма (синтагмы - просодические единицы, представляющие собой семантико-синтаксическое и фонетическое целое. Как и у фонетического слова, в основе синтагмы лежат значимые единицы языка, которые «внешне» оформляются фонетическими средствами.). Идут усложнения ритмизированного текста. Таким образом, ребенок усваивает ритм хорея
ритм ямба
ритм дактилю, что соответствует усвоению этих ритмов в онтогенезе и является ценным подспорьем в коррекции и гармонизации индивидуума.