Сущность и анализ современного состояния




Объектами градостроительной деятельности являются градостроительные образования — поселения, их планировочно целостные части, пригородные зоны. Объектами территориальной планировки являются территориальные образования — страны, регионы, их планировочно целостные части.

Градостроительная и территориально-планировочная деятельность направлена на создание материально-пространственных условий для устойчивого развития общества путем преобразования и развития мест проживания, приложения труда, обслуживания, отдыха населения, систем транспортного и инженерно-технического обеспечения. Она обеспечивает рациональное использование имеющихся территориальных, природных, экономических, социально-демографических ресурсов, определяет направления совершенствования пространственной организации поселении, рекреационных, сельскохозяйственных, охраняемых природных территорий.

Проект планировки территории и проект межевания территории представляет собой пакет технической и юридической документации, графические чертежи по планировке и межеванию территории, разработанный на основании нормативно-правовой документации Комитета по градостроительству и архитектуры, и документов по территориальному планированию МО (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, городского округа). Проект планировки территории позволяет собрать в одном документе максимум необходимой информации о земельном участке [25].

В первую очередь он необходим для установления границ земельного участка для строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, а также для того, чтобы в будущем избежать возможных претензий со стороны землевладельцев соседних участков. Кроме того, может возникнуть необходимость в корректировке ранее утвержденной документации, изменении разрешенного вида использования участка или здания, отклонении от предельно допустимых параметров строительства при осуществлении капитального строительства (реконструкции) на ранее сформированных земельных участках [27].
Действующий Градостроительный кодекс предусматривает разработку ППиМТ на местном уровне – администрацией поселения или городского округа по инициативе заинтересованного лица [2]. Им может являться, как владелец земельного участка, так и республиканский, муниципальный или федеральный орган власти. Главное, чтобы данное лицо имело один из документов:

· договор о развитии застроенного участка;

· договор аренды участка, предусматривающий его комплексное освоения в виде жилищного строительства [31].

Процесс разработки проекта планировки на современном этапе должен состоять из пяти базовых этапов. В каждом конкретном случае их может быть больше, они могут объединяться, но для всестороннего анализа и решения поставленных Градостроительным кодексом РФ задач при разработке документации по планировке территории необходимо пройти все пять этапов [18].

Первым является этап сбора и анализа исходных данных. На этом этапе должен не просто осуществляться сбор данных о географических, социальных и экономических условиях территории разработки: собранную информацию необходимо тщательно изучить. Следует провести маркетинг местоположения территории проектирования - изучить причинно-следственные связи в социально-экономической структуре территории в сопоставлении с градостроительной концепцией места. В рамках маркетинга территории необходимо предусмотреть изучение общественного мнения, выявление социальных предпочтений и ассоциаций, связанных с территорией. На этом этапе нужно сделать анализ существующего характера землепользования, изучить транспортную и инженерную инфраструктуру. В обязательном порядке следует собрать информацию об историко-культурной ценности территории, а также о разработанной ранее градостроительной документации.

Второй этап должен предусматривать постановку задачи по определению градостроительных предпосылок развития территории. По сути, этот этап является аналитическим, потому что в ходе его выполнения происходит обобщение собранных исходных данных и в идеале определяется основная стратегия развития территории. На этом этапе может осуществляться корректировка изначально сформулированной задачи с учётом профессионально проанализированных и обобщённых исходных данных. В обязательном порядке должна быть предусмотрена возможность обсуждения предпосылок развития территории с населением, но не в рамках типовых процедур публичных слушаний, а в рамках конструктивного диалога и при непосредственном участии администрации города.

На третьем этапе осуществляется разработка основного проектного решения, базирующегося на градостроительных предпосылках развития территории. Разрабатываются утверждаемая и обосновывающая части проектной документации. На этом этапе должны детально прорабатываться все аспекты развития территории: планировочные, архитектурные, экономические, социальные, экологические. В обязательном порядке следует предусмотреть и проработать разделы транспортной и инженерной инфраструктур, включая мероприятия гражданской обороны. При необходимости выполняются проработки в части историко-культурных обоснований развития. На третьем этапе необходимо разработать методику мониторинга реализации документации, а также при необходимости определить процедуру и порядок её корректировки. Важным моментом является определение программы реализации стратегии развития территории с указанием сроков и ожидаемых эффектов, причём не только экономических, но и культурных, политических, социальных, экологических и т. д. К сожалению, в настоящее время это практически никто из разработчиков проектов планировки не делает.

Четвёртый этап разработки документации по планировке территории заключается в организации и проведении публичных слушаний. Однако сейчас в технических заданиях к государственным контрактам на разработку проектов планировки этот этап определяется одной строкой: «Исполнитель готовит материалы для публичных слушаний, а Заказчик их организует». Следует полностью раскрыть процедуру проведения такого важного мероприятия, как публичные слушания, - от подготовки, перечня материалов для экспозиции, вида и формы доклада, регламента встреч с жителями до подготовки заключения об их результатах. Нужно чётко определить, кто именно - заказчик или исполнитель - отвечает за конкретные этапы процедуры проведения публичных слушаний. Но любой процесс нуждается в грамотной организации и администрировании. В обязательном порядке должен быть предусмотрен механизм внесения изменений в разработанную документацию по результатам публичных слушаний.

Завершающим этапом разработки проекта планировки является процедура согласования и утверждения документации. На этом этапе необходимо составить перечни профильных отраслевых департаментов и ведомств, с которыми разработанная документация подлежит согласованию и в которые она может быть направлена в качестве информационных материалов. Необходимо чётко понимать, каким нормативным документом должна утверждаться та или иная проектная документация или её отдельные утверждаемые положения, каков его статус и процедура принятия.[19]

Оценивая в целом современные тенденции и состояние градостроительства страны, необходимо отметить, что наряду с относительно благополучными несколькими городами, подавляющее большинство городов живет по устаревшим генпланам, разработавшимся и утвержденным двадцать и более лет назад, постройки приходят в упадок.

Ни у кого не вызывает сомнения, что возрождение российского градостроительства, напрямую зависит от обновления и совершенствования её экономики. Переход к прогрессивной многоотраслевой, экономической структуре, позволит более эффективно использовать трудовой потенциал страны.

В этой связи, представляется крайне важным осознание роли градостроительства всеми ветвями и уровнями власти. Неоднократные попытки обратить внимание правительства на безотлагательную необходимость решения градостроительных проблем не встречают должного понимания.

Полноценное формирование взаимосвязанной системы регулирования развития городов и их структурных частей возможно лишь в рамках совершенствования общегосударственной системы управления, федеративных отношений, региональной и муниципальной политики.

Огромный вред развитию планировочного процесса наносит система организации тендера, в котором выигрывает организация, предложившая наименьшую стоимость выполнения проекта и более короткие сроки его выполнения. Никаких требований к профессиональной пригодности организаций и исполнителей не выдвигается. Нередко отмечалось, что суммы, которые предлагали непрофессиональные организации, заведомо не позволяли качественно выполнить задание. В результате резко возросло число некачественных проектов, которые нельзя использовать на практике.

Кроме того, наблюдается неразбериха в сфере применения всех видов градостроительной документации, включая, архитектурное и строительное нормирование, что является тормозом развития всей строительной деятельности в стране.

Также, существует проблема, связанная с принятием научно необоснованных решений по организации рационального использования земель. Это обусловлено недостаточным финансированием со стороны государства научно-исследовательских, проектно-изыскательных и производственно-технологических работ по землеустройству с целью определения характеристик земель (как качественных, так и количественных).

Таким образом, для совершенствования системы проектирования необходим контроль за проведением землеустройства, предусматривающий проведение любых земельных преобразований только на основе землеустроительной и градостроительной документации, совершенствование нормативно-правового обеспечения планировочных работ, осуществление сквозного комплексного планирования использования и охраны земель в государственных и общественных целях, а также, обязательное присутствие на рынке землеустроительных услуг государственных землеустроительных организаций или ат­тестованных государством специалистов и жесткий контроль тех­нологии выполнения землеустроительных работ по единым нор­мам и правилам.

 

Защита

 

Градостроительная и территориально-планировочная деятельность направлена на создание материально-пространственных условий для устойчивого развития общества путем преобразования и развития мест проживания, приложения труда, обслуживания, отдыха населения, систем транспортного и инженерно-технического обеспечения. Она обеспечивает рациональное использование имеющихся территориальных, природных, экономических, социально-демографических ресурсов, определяет направления совершенствования пространственной организации поселении, рекреационных, сельскохозяйственных, охраняемых природных территорий.

Проект планировки территории и проект межевания территории представляет собой пакет технической и юридической документации, графические чертежи по планировке и межеванию территории, разработанный на основании нормативно-правовой документации Комитета по градостроительству и архитектуры, и документов по территориальному планированию МО (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, городского округа). Проект планировки территории позволяет собрать в одном документе максимум необходимой информации о земельном участке [25].

В первую очередь он необходим для установления границ земельного участка для строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, а также для того, чтобы в будущем избежать возможных претензий со стороны землевладельцев соседних участков. Кроме того, может возникнуть необходимость в корректировке ранее утвержденной документации, изменении разрешенного вида использования участка или здания, отклонении от предельно допустимых параметров строительства при осуществлении капитального строительства (реконструкции) на ранее сформированных земельных участках [27].
Действующий Градостроительный кодекс предусматривает разработку ППиМТ на местном уровне – администрацией поселения или городского округа по инициативе заинтересованного лица [2]. Им может являться, как владелец земельного участка, так и республиканский, муниципальный или федеральный орган власти. Главное, чтобы данное лицо имело один из документов:

· договор о развитии застроенного участка;

· договор аренды участка, предусматривающий его комплексное освоения в виде жилищного строительства [31].

Процесс разработки проекта планировки на современном этапе должен состоять из пяти базовых этапов. В каждом конкретном случае их может быть больше, они могут объединяться, но для всестороннего анализа и решения поставленных Градостроительным кодексом РФ задач при разработке документации по планировке территории необходимо пройти все пять этапов [18].

Первым является этап сбора и анализа исходных данных. На этом этапе должен не просто осуществляться сбор данных о географических, социальных и экономических условиях территории разработки: собранную информацию необходимо тщательно изучить. Следует провести маркетинг местоположения территории проектирования - изучить причинно-следственные связи в социально-экономической структуре территории в сопоставлении с градостроительной концепцией места. На этом этапе нужно сделать анализ существующего характера землепользования, изучить транспортную и инженерную инфраструктуру. В обязательном порядке следует собрать информацию об историко-культурной ценности территории, а также о разработанной ранее градостроительной документации.

Второй этап должен предусматривать постановку задачи по определению градостроительных предпосылок развития территории. По сути, этот этап является аналитическим, потому что в ходе его выполнения происходит обобщение собранных исходных данных и в идеале определяется основная стратегия развития территории. На этом этапе может осуществляться корректировка изначально сформулированной задачи с учётом профессионально проанализированных и обобщённых исходных данных.

На третьем этапе осуществляется разработка основного проектного решения, базирующегося на градостроительных предпосылках развития территории. Разрабатываются утверждаемая и обосновывающая части проектной документации. На этом этапе должны детально прорабатываться все аспекты развития территории: планировочные, архитектурные, экономические, социальные, экологические. В обязательном порядке следует предусмотреть и проработать разделы транспортной и инженерной инфраструктур, включая мероприятия гражданской обороны. При необходимости выполняются проработки в части историко-культурных обоснований развития. На третьем этапе необходимо разработать методику мониторинга реализации документации, а также при необходимости определить процедуру и порядок её корректировки. Важным моментом является определение программы реализации стратегии развития территории с указанием сроков и ожидаемых эффектов, причём не только экономических, но и культурных, политических, социальных, экологических и т. д. К сожалению, в настоящее время это практически никто из разработчиков проектов планировки не делает.

Четвёртый этап разработки документации по планировке территории заключается в организации и проведении публичных слушаний. Однако сейчас в технических заданиях к государственным контрактам на разработку проектов планировки этот этап определяется одной строкой: «Исполнитель готовит материалы для публичных слушаний, а Заказчик их организует». Следует полностью раскрыть процедуру проведения такого важного мероприятия, как публичные слушания, - от подготовки, перечня материалов для экспозиции, вида и формы доклада, регламента встреч с жителями до подготовки заключения об их результатах. Нужно чётко определить, кто именно - заказчик или исполнитель - отвечает за конкретные этапы процедуры проведения публичных слушаний. В обязательном порядке должен быть предусмотрен механизм внесения изменений в разработанную документацию по результатам публичных слушаний.

Завершающим этапом разработки проекта планировки является процедура согласования и утверждения документации. На этом этапе необходимо составить перечни профильных отраслевых департаментов и ведомств, с которыми разработанная документация подлежит согласованию и в которые она может быть направлена в качестве информационных материалов. Необходимо чётко понимать, каким нормативным документом должна утверждаться та или иная проектная документация или её отдельные утверждаемые положения, каков его статус и процедура принятия.[19]

Оценивая в целом современные тенденции и состояние градостроительства страны, необходимо отметить, что наряду с относительно благополучными несколькими городами, подавляющее большинство городов живет по устаревшим генпланам, разработавшимся и утвержденным двадцать и более лет назад, постройки приходят в упадок.

Ни у кого не вызывает сомнения, что возрождение российского градостроительства, напрямую зависит от обновления и совершенствования её экономики. Переход к прогрессивной многоотраслевой, экономической структуре, позволит более эффективно использовать трудовой потенциал страны.

В этой связи, представляется крайне важным осознание роли градостроительства всеми ветвями и уровнями власти. Неоднократные попытки обратить внимание правительства на безотлагательную необходимость решения градостроительных проблем не встречают должного понимания.

Полноценное формирование взаимосвязанной системы регулирования развития городов и их структурных частей возможно лишь в рамках совершенствования общегосударственной системы управления, федеративных отношений, региональной и муниципальной политики.

Огромный вред развитию планировочного процесса наносит система организации тендера, в котором выигрывает организация, предложившая наименьшую стоимость выполнения проекта и более короткие сроки его выполнения. Никаких требований к профессиональной пригодности организаций и исполнителей не выдвигается. Нередко отмечалось, что суммы, которые предлагали непрофессиональные организации, заведомо не позволяли качественно выполнить задание. В результате резко возросло число некачественных проектов, которые нельзя использовать на практике.

Кроме того, наблюдается неразбериха в сфере применения всех видов градостроительной документации, включая, архитектурное и строительное нормирование, что является тормозом развития всей строительной деятельности в стране.

Также, существует проблема, связанная с принятием научно необоснованных решений по организации рационального использования земель. Это обусловлено недостаточным финансированием со стороны государства научно-исследовательских, проектно-изыскательных и производственно-технологических работ по землеустройству с целью определения характеристик земель (как качественных, так и количественных).

Таким образом, для совершенствования системы проектирования необходим контроль за проведением землеустройства, предусматривающий проведение любых земельных преобразований только на основе землеустроительной и градостроительной документации, совершенствование нормативно-правового обеспечения планировочных работ, осуществление сквозного комплексного планирования использования и охраны земель в государственных и общественных целях, а также, обязательное присутствие на рынке землеустроительных услуг государственных землеустроительных организаций или ат­тестованных государством специалистов и жесткий контроль тех­нологии выполнения землеустроительных работ по единым нор­мам и правилам.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: