Тип хора: семиголосный смешанный хор- S1, S2, A1, A2, T, B1, B2.
Вид хора: камерный или средний хор.
Диапазаон хоровых партий:
S1: b-as2 S2: b-g2 A1,2: b-c2 T: es1-es2 B1: as-f B2: b-f
Общий диапазон: b- as
Тесситура неудобная у басов (си контроктавы) и у сопрано (ля второй октавы).
Ансамбль искуственный.
Звуковедение плавное, на legato, в 11-12 и 22-23т. звучит non legato, это связано с литературным текстом.
Дыхание смешанное: цепное и общехоровое на паузах (8-10т., 18т., 24-25т.) (см. пример№2).
В основном используется цепное дыхание.
Вокально-хоровые трудности.
Интонационные трудности.
Ансамбль и строй хора зависят от правильного унисонного ансмабля и строя, то есть от правильного интонирования в партии. В каждой партии встречаются свои трудности:
У Сопрано - в 1,2,4 и 5 такте больше скачки на квинту, большую и малую сексту. С 18-20т. деление на 1-2 сопрано, в 19т. есть ля второй октавы, в 26 и 28т. скачки на сексту и квинту вниз. Такие вокальные трудности преодолеваются в процессе «впевания» произведения.
В партии Альтов ровность остается на протяжении всего произведения, за исключением 5, 18 и 25т, где есть скачки на квинту и сексту. В 17т и с 20-23т происходит деление на 1-2х альтов. Такие вокальные трудности преодолеваются в процессе «впевания» произведения.
В партии Теноров встречаются скачки в 4, 14 и 25 такте на сексту и кварту. Будет трудно исполнять шестнадцатые длительности и опевание отдельных звуков. Такие вокальные трудности преодолеваются в процессе «впевания» произведения.
У Басов ровность партии остается неизменной до конца произведения, и лишь в 2-25 такте встречается скачок на кварту. В 28-29 такте- си контроктавы, она будет слишком низкой для басов (если в хоре отсутствует бас-октавист).
|
Также встречаются хроматические ходы (во всех партиях, кроме басовой). Хроматизмы требуют острого полутонового тяготения; полезно попеть хроматическую гамму (См. пример №5, №6, №7).
Отрабатывать вне ритма, по руке дирижера, можно на сольфеджио или на слог «ку».
Ритмические трудности.
В целом ритмический рисунок достаточно сложный. Встречаются восьмые и четвертные ноты с точкой, половинные ноты, триоли.
В 11-12т у сопран, альтов и теноров встречается пунктирный ритм, который усложняется трудностями в дикции, произношением звонких гласных. В 22-23т у сопрано, альтов и теноров используется триоль, она, в сочетании с текстом, звучит подчеркнуто, определяя главный смысл произведения, кульминацию: «Блеснет солнца луч золотой». Ртим нужно простучать и прохлопать со счетом.
Дикционные трудности.
Чтобы согласные произносить коротко, их нужно переносить к другому слогу (игнорируя правила переноса)- «Зве-зды», «во- здух», «на ба-рха-тном», «о-тра-жа-ясь», «без-мол-вно» и т.д. Особенно внимательно следует отнестись к исполнению триолей в 22т: «и блеснет солнца луч золотой»- нужно добиться быстрого и четкого проговаривания текста. Отработать нужно на слог «ри» или «ку».
Исполнительский анализ.
Необходимо помнить, что спокойный темп не способствует сохранению строя, особенно в исполнении a capella, а быстрый темп осложняет исполнение интонационно неудобных моментов. Поэтому в процессе работы необходимо чередовать различные темпы, а отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижера.
|
Преобладание пения на p может повлечь за собой ослабление дыхания и потерю ощущения крепкой вокальной опоры в исполнении и четкости произношения слов.
Почти полное звучание динамики на р и рр действительно создают ощущение ночной тишины и полного умиротворения. В тексте возникают предрассветные ощущения («Близок раннего утра рассвет…»), которые озаряются солнечными красками в кульминации (22-23т) на словах «Солнца свет над землей». Все музыкально-выразительные средства направлены на достижение кульминации: дробление ритма для активизации движения, cresc. до f, уплотнение фактуры, за счет увеличения количества голосов(Альты делятся на 1-2х), устремленное движение вверх у сопрано1, вводный септаккорд с квартой в тональность D на сильную долю (с ферматой), и плавное разрешение с dim. до ppp. (см. пример «№5, №7).
Дирижерские трудности.
1. Дирижерский жест- legato. Передать с помощью небольшого и мягкого жеста образ ночной природы, ее красоты, покоя и тишины.
2. Контрастная динамика – обратить внимание на амплитуду, движение кисти.
3. Показ не снимаемой ферматы в кульминации.
4. Показать вступления и снятия на разные доли такта всем партиям.
Данное произведение может исполнить хоровая капелла, учебный хор музыкального колледжа и консерватории.