Социологический анализ музыки в XX веке




М.Вебер: вопрос о рациональности в развитии музыки. Музыка в критической теории Т.Адорно: музыка как производящая сила, функции музыки, типология слушателя, противопоставление «потребительской (культурная индустрия)» и «радикальной (истинной)» музыки, расхождение объекта в искусстве и в реальном мире, изменение статуса музыки в современном мире и угроза автономии музыки со стороны рынка. А.Моль: исследования внимания при слушании музыки. Ж.Аттали: музыка как зеркало глобального общества.

Рациональность и рационализация являются общими темами в историческо-социологических исследованиях Вебера. Опираясь на обширные эмпирические исследования, он пытается объяснить развитие на Западе особого вида рациональности. Центральная проблема формулируется им так:

«Современный человек, дитя европейской культуры, неизбежно и с полным основанием рассматривает универсально-исторические проблемы с вполне определенной точки зрения. Его интересует прежде всего следующий вопрос: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что именно на Западе, и только здесь, возникли такие явления культуры, которые развивались — по крайней мере как мы склонны предполагать — в направлении, получившим универсальное значение»1.

Итак, Вебер ищет характерные социальные и культурные особенности Запада по сравнению с другими цивилизациями. Только на Западе, отмечает он, возникла наука, которая оценивается сегодня как общезначимая для всех людей. Эмпирическое знание, философская и теологическая мудрость существовали и в других культурах, особенно в Индии, Китае, Персии и Египте. Но там приобретенное знание было лишено математической основы, рациональных «доказательств», «экспериментов» и научных понятий.

Нечто подобное мы наблюдаем и в искусстве. Музыкальная культура имеется у всех народов, но только на Западе существует рациональная гармоническая музыка (контрапункт и аккордово-гармоническая фактура), оркестры и нотное письмо. В течение европейского Ренессанса рационализация внутри изящных искусств была связана с введением линейной и воздушной перспектив.

 

Классик социологии, Макс Вебер ставит во главу угла своего анализа феномена музыки вопрос о рациональности. Этому посвящена целая работа – «Рациональные и социологические основания музыки» переведенная и опубликованная на русском языке. Вместе с тем, необходимо признать, что подход М.Вебера к социологии музыки остается незавершенным. И тем не менее именно веберовский анализ по существу является первым социологическим по сути и инструментарию.

Вместе с тем в предисловии к работе М.Вебера «протестантская этика и дух капитализма») называемое «Предварительные замечания»[4] является действительно ключом к пониманию веберовской социологии музыки.

«Музыкальный слух был у других народов, пожалуй, тоньше, чем у современных народов Запада, и, уж во всяком случае, не менее тонким. Полифония различных типов была широко распространена во всем мире, сочетание ряда инструментов, ведение мелодической линии мы находим всюду. Все наши рациональные вычисленные интервалы известны были и за пределами Запада. Однако рациональная гармоническая музыка – как контрапункт, так и аккордово-гармоническая фактура, - оформление звукового материала на основе трех главных трезвучий и гармонической терции, наш хроматизм и энгармонизм, который со времен Возрождения получили (вместо прежнего толкования в пространственных представлениях) своё гармоническое рациональное обоснование, наш оркестр с его струнным квартетом в качестве главного стержня и с организацией группы духовых инструментов, генерал-баса, наше нотное письмо, введение которого и сделало, собственно говоря, возможным композицию и заучивание современных музыкальных произведений, симфонии, оперы (хотя программная музыка, тембр, альтерация звука и хроматизм как выразительные средства музыки были известны многим народам) и необходимые для их исполнения инструменты: орган, фортепиано, скрипка – всё это существовало только на западе ».

Почему М.Вебер, абсолютно рациональный автор начала XX века, неожиданно для нас обращается к изучению «рациональных основ» искусства и более конкретно музыки, когда вся предшествовавшая романтическая традиция представляла как иррациональное. В эпоху М.Вебера музыка воспринималась как интерсубъективная коммуникация, не использующая ни рациональной мысли, ни вербального языка.

Эмпирический анализ, которым М. Вебер противопоставляет западную музыку с её характерными формами и языком музыке других цивилизаций.

Музыка в западном обществе посредством своей идентичности и особенностей ассоциирована с усилиями рационализации звукового материала, для которых она является привилегированным местом эксперимента.

Чтобы понять веберовский анализ музыки, важно познакомиться с его всеобъемлющим взглядом на общество в целом. Его научный социологический анализ общества был организован посредством выделения определенных характеристик, в которых социальное действие проявляется и позволяет себя определить. Так в «Экономике и обществе» М.Вебер выделяет различные типы социального действия: рациональные действия в свете их эффективности рациональных средств, которые могут привести к цели.

Именно в этом свете, Вебер и приводит выше цитируемое рассуждение о западной музыке.

Его анализ эволюции музыкального факта разных эпох принимает во внимание взаимных влияний ритма, танца и языка, как социальных явлений. Вебер доказывает, что западная музыка в целом развивалась рационально, никакой из параметров не был плодом случайности. Речь идет не только о технической стороне развития, но и прежде всего о преобладании возрастающей рациональности во всех сторонах развития западного общества (то что называют «расколдованием мира»).

Вебер понимает «разум» не в традиционном философском смысле, но как «утилитарный разум». Вебер утверждает, что «прогресс простирается в смысле исключительно техническом, рациональном и однозначном», то есть» изобретение новых технических средств на первом месте имеет возрастающую дифференциацию и оставляет единственную возможность обогатить искусство – в смысле ценности». Технические музыкальные средства были широко определены её историй», (см. «Очерк о теории Науки») поскольку история музыки показывает движущие силы её развития не оценивая эстетической ценности самих музыкальных произведений».

Таким образом М.Вебер старается анализировать «технические средства», используемые в западной музыке, отстраняясь от эстетической оценки музыкального произведения.

Объектом социологического исследования по М.Веберу, таким образом, становится техника создания музыкального произведения и её эволюция. Вебер считает, что анализ выработки техническим средств музыкального и(или художественного) произведения дает не только сведения о типе «производства», но также и о типе восприятия, и о других факторах, которые позволяют принять произведение его слушателям.

М.Вебер предлагает третий путь анализа – «аксиологическая интерпретация», то есть социология музыки, по М.Веберу, должна учитывать цели написания музыки.

«Не только в желании художника выразиться, но скорее в технических средствах этого выражения социолог должен искать разницу между античной музыкой и современной, хроматической, которую великие экспериментаторы, начиная от эпохи Возрождения создали с рациональным энтузиазмом и порывом открытия, чтобы придать «страсти» - музыкальную форму ». (см. Очерк о теории Науки»).

Рациональность музыки по М.Веберу имеет двойной смысл: с одной стороны основания музыки ассоциируются с рациональностью и с другой стороны, эмпирический метод, позволяющий определить социологию музыки и следования в этой области, также покоится на рациональности.

Вебер исследует тоническую систему, принципы гармонии европейской музыки,

Музыкальный язык европейской музыки представляется ему совершенно рациональным, и эволюция от пентатоники, через хроматические тона к гармоническим видятся ему как признак рациональности.

«Если спрашивать о специфических условиях, в которых протекало развитие музыки на Западе, то к таковым прежде всего относится изобретение нашего современного нотного письма. Для существования такой музыки, какая имеется у нас сейчас, нотное письмо, подобное нашему, обладает гораздо более фундаментальным значением, чем, скажем, способ записи речи для существования языковых художественных построений, - быть может, за единственным исключением поэзии иероглифической и китайской, где без оптического впечатления от самих письменных знаков, ввиду их художественной структуры как составной части целого, немыслимо реальное наслаждение поэтическим продуктом.»

Вебер утверждает, что с момента, когда музыка становится профессией, она достигает автономности только в эстетических целях. Три основных фактора выделяются Вебером: 1) музыкальная письменность, роль сольмизации, выжность многоголосия (что приводит, например, к контрапункту Баха) и появление гармонической музыки и многоголосия (гомофонии), что в конечном итоге приводит к появлению Оперы. Во вторых, Вебер подчеркивает возрастающую рационализацию музыки, использование аккордовой системы, зависимость западной музыки от тоновой системы и их прогрессий. Это приводит к «формированию» уха современного слушателя и определяет способы слушания музыки.

 

 

лат. оригинал слав. перевод рус. перевод
Ut queant laxis Resonare fibris Mira gestorum Famuli tuorum Solve polluti Labii reatum Sancte Iohannes. Да возможем хвалити чудеса, Боже наш, святых Твоих раби Твои, развяжи устен скверных прегрешения узы[1]. Чтобы в полный голос Смогли воспеть рабы Твоих деяний чудеса, Сними грех с [их] уст, Святой Иоанн[2].

 

Третья категория факторов рационализации формирует музыкальные инструменты. Технические средства влияют на эволюцию музыкальных инструментов и приводят к способности воспроизводить мелодические интервалы и играть в сочетании с другими инструментами. Особое внимание Вебер уделяет эволюции струнных (особенно скрипки, клавесина и фортепиано).

Вебер впервые использует для анализа музыки понятие спроса, когда рассуждает о необходимости фортепиано Геймгольца с 24 клавишами в октаве (разделить бемали и диезы), но считает, что это предложение не нашло бы спроса в массе у новичков, предпочитающих инструменты с 12 клавишами в октаве, тогда как инструмет Геймгольца остался бы редким инструментом для виртуоза…

Социология музыки М.Вебера соответствует его пониманию прогресса, История музыки изучается им как история рационализации. Развитие западной музыки представляется Веберу как борьба между мотивацией рациональной и аффективной. Ценности музыкальной рациональности, однако, приводят к трансформации процесса музыкального продуцирования, что выражается в технике, инструментах и правилах.

Вебер приводит многочисленные доводы рационального отношения музыки и общества. Хотя следует отметить, что вопросы музыкальной теории часто превозобладают в его рассуждении над социологической теорией.

Тем не менее его вклад в развитие социологи музыки несомненен.

1 М.Вебер. Предварительные замечания. Перевод М Левина. — В кн. М.Вебер. Избранные произведения. - М., 1990. - С. 44. Предварительные замечания относятся ко всему тому издания: M.Weber. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. Vol. 1. Tübingen, 1920. Это «предисловие» во многом является ключом к веберовской социологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: