Информационную войну как действующую в области того, как люди думают и как
принимают решения [555]. В качестве одного из возможных инструментариев он
Называет создание и передачу фиктивных сообщений, которые могут быть направлены
как на массовую аудиторию, так и на индивидуальное сознание [556]. Кстати, вспомним
Фразу Э. Тоффлера, что воображение будет столь же важным фактором, как и
Информация вообще.
Ричард Шафранский в качестве целей информационной войны называет системы
Знаний и представлений. Системы представлений при этом рассматриваются как
максимально индивидуализированные. "Враг в реальности представляет из себя
множество врагов, множество отдельных разумов" [558]. На стратегическом уровне удач-
Ная информационная кампания должна воздействовать на процесс выбора противника,
Соответственно, на его поведение. К примеру, воздействие на лидеров противника должно
учитывать три ряда вопросов:
- Каково отношение информационной кампании к более общим целям кампании?
- Что должны знать или во что должны верить лидеры противника по окончании
Информационной кампании?
- Каков наилучший информационный инструментарий для достижения поставленных
Целей?
Собственно уже в 1994 г. инструкции по психологическим операциям ВВС США
требуют в числе своих задач "ввода информации для воздействия на мысли, эмоции и
мотивы иностранных правительств, организаций, групп и идивидов" [536]. Исходя из
Этой цели, аналитики ВВС подвели под нее новый инструментарий.
Характерным (и благотворным для дальнейших исследований) для представителей ВВС
Стало представление об информационном пространстве (инфосфере), где будет протекать
|
Будущее противоборство. Они пришли к подобному пониманию, в определенной степени
Экстраполировав возникновение внимания к воздушному пространству, которого как бы и
Не было до момента изобретения братьями Райт летающего аппарата. Информационное
Пространство также возникает как реальность после того, как человечество научилось
Создавать и эксплуатировать его. Новой задачей стал контроль этого информационного
Пространства для достижения соответствующего информационного доминирования.
Очень выгодной чертой также был акцент на методологических основаниях, принятый
в этих исследованиях. Дж. Стейн писал: "Следует развивать стратегическую теорию
информационной войны, а технологии придут сами" [555]. Это определенная
оторванность от жизни, от "железа" оказалась, вопреки ожиданиям, не слабой, а сильной
Стороной данного подхода.
В результате принятых подходов информационной войной считается любая атака
Против информационной функции, включая бомбардировку телефонной станции
[453]. А в отношении наступательных информационных операций подчеркивается, что они
Необязательно могут вестись в месте битвы или во время битвы, которую они призваны
поддерживать [500]. То есть разведя их во времени и пространстве с реальными боевыми
Действиями, мы реально получаем действия в подлинно отдельном пространстве —
Информационном.
К информационной войне современный мир подталкивает и глобализация современных
|
СМИ, которые постепенно становятся равноправными участниками принятия решений.
Возник так называемый "эффект CNN", который образуется, когда приоритеты
Коммуникативного канала начинают диктовать условия политикам и людям, принимающим
Решения.
Военные, в свою очередь, раскрыли его следующим образом, создав три списка угроз:
Список А — угроза выживанию, список В — угроза западным интересам (например,
Персидский залив), список С — непрямое воздействие на западные интересы (например,
Косово, Босния, Сомали и т.д.). При этом исследователи подчеркивают, что последний
список находится в центре внимания масс-медиа в информационном веке. "Драматические
Визуальные картинки непосредственного человеческого конфликта и страданий более легко
Передать общественности, чем абстракции списка А, подобные возможности возникновения
"веймарской России" или потенциального коллапса международной системы торговли и
инвестиций" [528]. То есть особенности канала коммуникации и особенности восприятия
Информации человеком диктуют приоритеты, под которые начинает подстраиваться
Политика.
Военные аналитики назвали войну в Косово первой медиа-войной, когда постоянный показ