коалицию [534]. Для стран СНГ таким примером медиа-войны является Чечня-1 и Чечня-2.
Если первая из них было полностью проиграна военными на медиа-поле, то о второй этого
Уже сказать нельзя. Военная машина и в этот раз работала на медиа-поле с
Большими перебоями, но она несомненно оказалась более подготовленной. Несмотря на то,
Что методы воздействия носили в основном не интеллектуальный, а авторитарный характер,
Типа запрета показа интервью лидеров боевиков по ТВ под угрозой отзыва лицензий у
Телевизионных каналов.
Современные страны, например, США, сталкиваются и с другими видами
Информационного воздействия, с которыми они не готовы оперировать. При этом они не но-
Сят военного характера и по этой причине государство не имеет адекватной системы
Реагирования на них. Это могут быть разного рода информационные атаки с помощью масс-
Медиа, это может быть психологическое воздействие на все население с целью подорвать
доверие к лидерам и их действиям [581]. Кстати, общая схема всех этих рассуждений такова:
Чем сильнее становится страна в информационном отношении, тем более уязвимой может
Становиться ее информационная инфраструктура. Точнее можно сказать, что у страны
Появляются новые точки уязвимости, которых не было на предыдущем этапе ее развития.
Все эти параметры демонстрируют новый статус информации в современном обществе,
Требуя к себе другого отношения общества и государственной машины. К сожалению, страны
СНГ еще в недостаточной степени понимают неизбежность подобного развития мира. Даже
официальные американские военные документы используют термин "глобальная
|
информационная среда", которая имеет влияние на политические, экономические и военные
действия [450]:
"С помощью глобальной информационной среды новости о военных операциях передаются в
Реальном времени или близко к реальному времени американской общественности, союзникам и
Противнику. Неофициальные публичные анализы, критика и комментарии могут влиять на развитие
операций. <...> Глобальная информационная среда является столь важным источником информации,
что ее следует учитывать во всех будущих военных операциях".
Не менее значимым, чем воздействие на противника, является влияние на
Дружественную или нейтральную аудиторию. Мир полон стереотипов, которые часто
Являются невыгодными для той или иной национальности. Ведется активная борьба
Против подобных негативных представлений одной национальности в рамках массовой
Культуры другой. Известно, что японцы, к примеру, покупали акции голливудских
Компаний, чтобы влиять на то, как будут выглядеть в американских фильмах японцы.
Аналогично пытается влиять на западные кинопредставления и арабский мир. К примеру,
В июле 1993 г. состоялась встреча между арабо-американцами и студией Диснея, в
Результате чего были удалены некоторые оскорбительные пассажи из песен фильма
"Алладин" [546].
Новый информационный мир по-иному выстраивает свои приоритеты, опирается на
Новые типы возможностей. И статус наук коммуникативного цикла непрерывно
|
возрастает. В этой области также появились свои "глобалисты", замкнувшие на
коммуникацию весь мир. Это Маршалл Маклюэн [192] и Элвин Тоффлер [325, 327,
563].
Концепцию Э. Тоффлера мы уже обсуждали, а концепцию М. Маклюэна можно
Описать несколькими основополагающими идеями. Во-первых, это повышение роли
Самого канала коммуникации, который задает в ряде случаев само сообщение. Маклюэн
Также подчеркивал, что современные средства коммуникации уже передают не столько
Само сообщение, сколько его автора, например, имея в виду телевидение. Во-
Вторых, всеобщность его подхода привела к рассмотрению мира как одной глобальной
Деревни, единство которой достигается за счет СМИ. В-третьих, Маклюэн предложил
очень интересное разграничение "горячих" и "холодных" СМИ. Горячие средства
Загружают орган чувств полностью, холодные — из-за недостаточной информационной
Определенности заставляют подключаться все органы чувств. Радио, с его точки зрения,
является горячим средством, телевидение — холодным, поскольку радио "не вызывает
Такой высокой степени соучастия аудитории в своих передачах, как телевидение. Его
Роль в том, чтобы создавать звуковой фон
Или устранять шумы, как в случае с подростком, открывшем в радиоприемнике
Средство отгородиться от своего окружения. Телевидение не подходит для создания фона.
Оно завлекает вас, и без этого, что называется, не обойтись" [546, с. 169-170].