Рассмотрим отношения между франчайзером и оператором с момента их первого контакта и на протяжении развития системы в зрелую структуру. Мы увидим, что отношения меняются по мере того, как оператор из состояния невежества при ведении бизнеса переходит в состояние уверенного, преуспевающего руководителя своего бизнеса. Иногда оператор может испытывать трудности, причинами которых являются:
· факторы, существующие помимо контроля обеих сторон, а именно общие экономические условия;
· некоторые недоработки франчайзера, его системы, услуг, поддержки самой головной фирмы;
· некоторые недоработки оператора в отношении выполнения уроков, полученных от франчайзера.
Отношения между головной фирмой и предприятием-оператором — особые и отличаются от большинства деловых отношений. Можно провести аналогию между отношениями родителя и ребенка, с одной стороны, и франчайзера и оператора — с другой. На ранних стадиях оператор, как ребенок с родителем, зависит от франчайзера в вопросах источников информации и понимании, как применить приобретенные знания. По мере того как оператор накапливает практический опыт, он становится менее зависимым до такой степени, что не видит никакой ценности в отношениях с головной фирмой.
Это признание и реакция на изменяющийся характер отношений — очень существенный элемент в работе франчайзера. Те, кому удается решить эту проблему наилучшим образом, становятся самыми преуспевающими в бизнесе.
Оператор находится в крепких объятиях взаимоотношений с франчайзером на все время действия контракта или пока он не продаст бизнес. Даже если он зрелый предприниматель, это не дает ему больше свободы по сравнению с новичком в рамках системы. Это является основным моментом во взаимоотношениях.
|
Можно сказать, что франчайзинг включает развитие разветвленной цепочки мелких предприятий в различных формах собственности. Но эта система не включает общую собственность множества самых разных точек. Именно по этой причине контроль в системе льготного предпринимательства должен быть жестким, иначе нельзя будет сохранить единообразие.
С этой точки зрения должно быть:
· уважение, как со стороны франчайзера, так и со стороны оператора, основных принципов, на которых основана система льготного предпринимательства и которые являются залогом успеха;
· уважение со стороны оператора достижений и руководящей роли франчайзера. Но не такое слепое уважение, когда оператор не видит, что пора задать некоторые вопросы франчайзеру, а уважение собственности на имя, ноу-хау и практический опыт, на которых система франчайзинга основана, и всего того, что входит в эту собственность;
· уважение со стороны франчайзера достижений операторов и их вклада в систему.
Даже если существует такое утопическое состояние отношений, оно не продлится долго, если с обеих сторон не будут прилагаться усилия по их сохранению.
Есть много областей, которые могут стать причиной стресса в отношениях.
1. Оператор не подходит для того, чтобы работать самостоятельно.
2. Оператор не обладает необходимыми качествами для работы в данной схеме франчайзинга.
3. Оператор может чувствовать разочарование из-за того, что реальность не оправдала его ожидания.
4. Система франчайзинга находится на раннем этапе развития, и оператор не считает, что франчайзер провел достаточное количество подготовительных операций, чтобы проверить всю систему.
5. Франчайзер может думать, что оператор недостаточно прилагает усилий.
6. Оператор не доволен услугами франчайзера.
7. Оператор не производит выплаты и/или не отчитывается вовремя.
8. Оператор не поддерживает операционные стандарты.
9. Оператор хочет прекратить работу в рамках этой системы.
10. Проблемы с качеством (или отсутствием качества) расположения торговой точки.
11. Возникают трудности с продажами у оператора.
12. Между персоналом головной фирмы и оператором происходят столкновения.
13. Отсутствует нормальное общение.
14. Франчайзер ведет себя слишком авторитарно.
15. Оператор сопротивляется изменениям и усовершенствованиям.
16. Оператор разочарован рекламной деятельностью франчайзера.
17. Бизнес не такой успешный, как оператор думал.
18. Бизнес не такой успешный, как франчайзер рассчитывал.
19. Франчайзер не обеспечивает необходимый уровень поддержки со стороны оперативного персонала головной фирмы.
20. Оператор позволяет себе вольности в работе в рамках системы.
21. Операторы не видят, что франчайзер осуществляет исследования и разработки программ по поддержанию и улучшению конкурентоспособности системы на рынке.
|
Одной из обязанностей франчайзера является осторожность при выборе операторов. В соответствии с Кодексом об этике:
Франчайзер должен выбрать и одобрить только таких операторов, которые обладают основными навыками, образованием, личными качествами и необходимым капиталом. Не может быть дискриминации по признакам социальной принадлежности, цвета кожи, религии, национальной принадлежности или пола.
|
Процесс выбора — не односторонний процесс, а совместные усилия. Обе стороны должны устраивать друг друга, более того, оператор должен:
· справляться со стрессом и напряжением, связанными с самостоятельным управлением бизнесом;
· демонстрировать качества, необходимые для тех, кто работает в торговых точках.
Заключение
Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в "обычном" бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге "выживает" не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.
Франчайзинг играет существенно важную роль в экономике и может вскоре стать преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для фран-шизера франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франшизер растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.
Рост франчайзинговых сетей набирает все большие обороты. Если верить заключениям экспертов, то в начале ХХI века более 50% малого бизнеса будут франчайзинговыми предприятиями. Можно с уверенностью сказать, что в новом столетии франчайзинг станет самой широко распространенной и практикуемой формой бизнеса.
Большинство ведущих френчайзоров уже имеют свои отделения в более, чем 30 странах мира и по-прежнему заинтересованы в дальнейшем расширении. Практически все они уделяют особое внимание проектам, связанным с рынком России, осознавая его огромный потенциал. Неизбежность проникновения новых франчайзинговых сетей на рынки стран бывшего СССР становится с каждым днем все более очевидной. От того, как скоро мы осознаем все преимущества франчайзинга, будет зависеть будущее нашей экономики в целом.
Список использованной литературы:
1. https://www.franchisees.ru/01130015.php Преимущества и недостатки франчайзинга.
2. Дельтей Ж. Франчайзинг. – СПб.: Нева, 2003. – 128 с.
3. Гражданский кодекс РФ: Ч. 1-2. М.: «Интел-синтез», 2007 – 196 с.