Полный набор полей ввода информации об ОНН




 

20011 – Основное наименование ОНН
Наименование – $a Рожечная музыка Владимирского Ополья (Юрьев-Польский, Суздальский, Камешковский и Ковровский районы Владимирской области) в исполнении ансамбля «Владимирские рожечники» (руководитель А.А.Лебедев) ГАУК ВО «Областной Центр народного творчества»
Сведения, относящиеся к наименованию – $e Русская инструментальная музыка фольклорной традиции
Наименование части ОНН – $i Старинные наигрыши Владимирских пастухов-рожечников в исполнении ансамбля «Владимирские рожечники»
Язык наименования – $z Русский

 

5001# – Унифицированное наименование ОНН
Наименование – $a Рожечная музыка
Наименование части ОНН – $i Рожечные наигрыши
Язык наименования – $z Русский

 

5101# – Параллельное наименование ОНН
Наименование – $a Русская инструментальная музыка
Сведения, относящиеся к наименованию – $e Народная духовая музыка
Наименование части ОНН – $i Традиции игры на духовых инструментах
Язык наименования – $z Русский

 

5171# – Другие варианты наименования ОНН
Наименование – $a Наигрыши на Владимирских рожках (сольные и ансамблевые): сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные
Сведения, относящиеся к наименованию – $e Реконструкция
Язык наименования – $z Русский

 

852 – Регистрация ОНН
Наименование организации – $a Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области «Областной Центр народного творчества»
Наименование фонда или коллекции – $b Фонд (репертуар) ансамбля «Владимирские рожечники»
Адрес организации – $c 600000 г.Владимир, улица Девическая, дом 7 тел/факс: 8 (4922) 32 – 53 – 72 e-mail: ocnt@vinfo.ru
Идентификатор ОНН – $m  
Непубликуемое примечание – $x  
Публикуемое примечание– $y  

 

686 – Классификация ОНН
Система классификации – $2  
Значение – $a[1] Исполнительские искусства

 

620 – Текущее бытование ОНН
Страна – $a Российская Федерация
Республика / штат / провинция и т.п. – $b  
Край / область / округ / графство / департамент и т.п. – $c Владимирская область
Населенный пункт – $d Город Владимир
Место бытования – $e  

 

 

6210# – Историческое бытование ОНН
Тип описания – Инд.1 История формирования
Страна – $a Российская Империя
Республика / штат / провинция и т.п. – $b  
Край / область / округ / графство / департамент и т.п. – $c Владимирская губерния (Юрьев-Польский, Суздальский и Ковровский уезды)
Город – $d  
Место бытования – $e Территория Владимирского Ополья
Дата/ Дата начала – $f Пастуший рожок как музыкальный инструмент получил распространение, очевидно, не ранее конца XVII и не позднее 20-30 гг. XVIII столетия
Событие – $g  
Сезон – $h  
Дата окончания – $i  

 

6211# – Историческое бытование ОНН
Тип описания – Инд.1 История бытования
Страна – $a Российская Империя // РСФСР // РФ
Республика / штат / провинция и т.п. – $b  
Край / область / округ / графство / департамент и т.п. – $c Владимирская губерния (Юрьев-Польский, Суздальский и Ковровский уезды) // Владимирская область (Юрьев-Польский, Суздальский, Камешковский и Ковровский районы)
Город – $d  
Место бытования – $e Территория Владимирского Ополья
Дата/ Дата начала – $f Пастуший рожок как музыкальный инструмент получил распространение, очевидно, не ранее конца XVII и не позднее 20-30 гг. XVIII столетия
Событие – $g  
Сезон – $h  
Дата окончания – $i  

 

300 – Краткое описание ОНН
Краткий текст описания – $a Рожечная музыка Владимирского Ополья – реконструкция старинных наигрышей (сольных и ансамблевых) Владимирских пастухов-рожечников выполненная ансамблем «Владимирские рожечники» (руководитель А.А.Лебедев) Областного Центра народного творчества на основе исторических и экспедиционных аудио записей.
Ссылка на изображение – $u  

 

316 – Примечания об особенностях ОНН
Тип особенности – $9 Исключительность / Ценность
Краткий текст – $a Рожечная музыка Владимирского Ополья в исполнении ансамбля «Владимирские рожечники» (руководитель А.А.Лебедев) Областного Центра народного творчества является уникальным и особо ценным явлением в русской народной инструментальной музыке. Музыкальное искусство Владимирских пастухов-рожечников выросло из недр народного творчества и было явлением почвенным. Музыканты, не знающие нот крестьяне, простые пастухи, на примитивных, в сущности, инструментах достигали поразительного мастерства. В 80-х годах XIX в. возник непревзойденный по искусству разработки тем и импровизации хор рожечников из Владимирской губернии под руководством Николая Васильевича Кондратьева, просуществовавший около сорока лет. Этот ансамбль продемонстрировал русское народное инструментальное искусство во всем блеске. Благодаря известной исследовательницы русского фольклора Е.Э.Линевой, которая начала записывать хор Кондратьева с 1897 г., мы имеем возможность слышать этот уникальный ансамбль и сейчас. Большое внимание уделил рожку и искусству владимирцев Н.И.Привалов – исследователь русского народного инструментария. С большим воодушевлением встретил выступления хора владимирских рожечников В.В.Андреев – основатель первого оркестра русских народных инструментов. Хор, организованный Кондратьевым (примерно с 1902г. его возглавлял другой солист – басовщик П. Г. Бахарев, на эстраде – Пахарев), продемонстрировал высший расцвет рожечного искусства. В последний приезд хора владимирских рожечников в Москву в 1923 г. на открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки его успел записать на фонограф М. Е. Пятницкий, основатель русского народного хора. Он живо интересовался инструментальным искусством пастухов, привлекал их к участию в своем хоре для сопровождения песен. В 30-х гг. пастушья рожечная игра стала терять популярность и былую славу. После революции изменились условия жизни в деревне, исчезло такое явление, как массовое отходничество в пастухи, а именно оно было производственной базой рожечного искусства. В последствии, если на владимирщине и возникали коллективы рожечников, то они по своему художественному уровню были значительно ниже кондратьевского. Наиболее заметный след оставил ансамбль рожечников Московского военного округа, созданный уроженцем тех же мест, что и Кондратьев, Александром Васильевичем Сулимовым. Уже в начале нашего века многие исследователи русского фольклора были настроены пессимистически и считали, что искусство рожечников иссякает, тем не менее советскому музыковеду Б. Ф. Смирнову удалось разыскать во время экспедиций во Владимирской и Ивановской областей в 1952-1955 гг. значительное число пастухов-рожечников – настоящих мастеров сольной и ансамблевой игры. В результате этого в 1959г. увидела свет его книга «Искусство владимирских рожечников» (М.: Сов. композитор), вскоре вышедшая вторым изданием (М.: Сов. композитор, 1965). Она содержит обширное исследование и 124 наигрыша, зафиксированных на магнитофон и расшифрованных автором. Книга Б.Ф.Смирнова буквально поразила музыкальную общественность, показав во всем блеске уникальное русское народное искусство. Это было первое издание, целиком посвященное рожку и рожечникам. Если в середине 50-х гг. Б.Ф. Смирнов мог еще сказать, что во Владимирской и Ивановской областях «пастухи-рожечники – явление нередкое», то сейчас положение совсем другое рожок как производственный инструмент ушел в прошлое. Однако, зародилась и набирает силу, так называемая вторая фольклорная волна. Стали возникать различные вокальные и инструментальные ансамбли, культивирующие пение старинных русских песен в чисто народной манере, со всеми свойственными тому или иному стилю особенностями, или игру на самобытных народных инструментах. Это коснулось и рожка. Не пастухи, а люди самых различных профессий, в том числе и студенты музыкальных учебных заведений осваивают исконно русский инструмент, возрождая искусство своих предков на новой основе. Одним из таких ансамблей в настоящее время и является ансамбль «Владимирские рожечники» (руководитель А.А.Лебедев) Областного Центра народного творчества. В фонде (репертуаре) коллектива лучшие образцы сольных и ансамблевых рожечных наигрышей – наследие рожечных хоров Н.В. Кондратьева, П.Г. Пахарева и А.В. Сулимова.
Ссылка на источник примечания – $u  
316 – Примечания об особенностях ОНН
Тип особенности – $9 Ценность
Краткий текст – $a По существу, ансамблевая игра пастухов-рожечников является единственной известной формой инструментального воплощения принципов русского народного хорового пения, не случайно весь их репертуар состоял из русских народных песен. Старинное название инструмента «песенный рожок», подчеркивающее песенность, напевность его наигрышей, сразу ассоциируется с манерой пения народных певцов. Компактное, динамически подчеркнутое звучание однородных по тембру голосов хора рожечников характерно для хоровых подхватов, кульминаций и кадансов напевных и плясовых ансамблевых наигрышей. Это звучание очень напоминает стройное пение однородных тембровых голосов народного хора. В «зовах» сигнальных наигрышей на первый план выдвигаются инструментально-мелодические «изломы» и тембр трубы натурального пастушьего рога, которые оттеняются вводимыми в сигнальный наигрыш контрастными «переливами» (распевами-разливами) песенного типа. В плясовых наигрышах инструментализм натрубного рожечного искусства выражен еще более ярко, чем в наигрышах напевных. Игра на рожке очень трудна. Благодаря маленькой и мелкой чашечке мундштука губы музыканта вкладываются только частью, так что воздух вдувается в рожок тонкою струею. Первобытное устройство мундштука рожка, создавая неудобства при игре на нем, обусловливает самобытную чарующую прелесть пасторального тембра инструмента. Тембр владимирского рожка самобытен. В нем словно слиты тембры трубы и голоса, а порою слышатся также оттенки тембра смычкового альта и даже гобоя.
Ссылка на источник примечания – $u  
317 – Примечания о происхождении ОНН
Тип происхождения – $9 Историко-этнографическая характеристика
Краткий текст – $a Рожок – исконно русский пастушеский инструмент, имевший в народном быту не только магическое и прикладное, но и чисто эстетическое значение. Рожечное искусство формировалось в тесном взаимодействии с искусством песенным. И если русский распев, протяжная многоголосная песня в том виде, какого они достигли в своих лучших образцах, окончательно сложились к XVI – XVII вв.,а пастуший рожок как музыкальный инструмент получил распространение, не ранее конца XVII и не позднее 20-30 гг. XVIII столетия. Известно, что искусство рожечников играло заметную роль в народном музыкальном быту на протяжении многих веков. Происхождение рожечных сигналов восходит к далекому прошлому. Иногда в них ощущается звукоподражание (мычание животных) или слышится выговаривание слов и даже фраз. В мелодических контурах таких наигрышей довольно отчетливо вырисовывается натуральный звукоряд пастушеской трубы с широкими интервалами в нижнем регистре и узкими – в верхнем. Зона распространения пастушьего песенного рожка была сравнительно невелика. Центром её являлись районы Владимирского Ополья. Именно здесь была принята своеобразная форма отходничества: пастухи-профессионалы расходились наниматься на летний сезон. Они уходили со своими инструментами и разносили искусство игры на рожке, получившем название владимирского, по всей Владимирщине и далеко за её приделами. В 30-х гг. пастушья рожечная игра стала терять популярность и былую славу. Слишком изменились после революции условия жизни в деревне, исчезло такое явление, как массовое отходничество в пастухи – а именно оно было, можно сказать, производственной базой рожечного искусства.
Ссылка на источник примечания – $u  

 

318 – Примечание о действии над/ с ОНН
Тип действия – $9 Популяризация
Целевое действие – $a Приобщение к рожечной музыке
Наименование действия – $b  
Время действия – $c  
Периодичность действия – $d  
Условие действия ("в связи с …") – $e  
Регламент действия– $f  
Юридическая ответственность – $h Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области «Областной Центр народного творчества» Почтовый адрес: 600000 г.Владимир, улица Девическая, дом 7 Контактный телефон/факс: 8 (4922) 32 – 53 – 72. e-mail: ocnt@vinfo.ru Ф.И.О. руководителя организыции: Маслова Елена Николаевна
Метод действия – $i  
Место действия – $j  
Исполнитель действия – $k Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области «Областной Центр народного творчества» Почтовый адрес: 600000 г.Владимир, улица Девическая, дом 7 Контактный телефон/факс: 8 (4922) 32 – 53 – 72 e-mail: ocnt@vinfo.ru Ф.И.О. руководителя ансамбля «Владимирские рожечники»: Лебедев Александр Александрович
Состояние (результат действия) – $l  
Непубликуемое примечание – $p  
Публикуемое примечание – $r  
Ссылка на источник примечания – $u  
318 – Примечание о действии над/ с ОНН
Тип действия – $9 Популяризация
Целевое действие – $a Актуализация народной музыкальной инструментальной культуры
Наименование действия – $b Концертные выступления
Время действия – $c Без сезонной приуроченности
Периодичность действия – $d В течении года
Условие действия ("в связи с …") – $e  
Регламент действия– $f В соответствии с фольклорной традицией исполнения рожечной музыки
Юридическая ответственность – $h Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области «Областной Центр народного творчества» Почтовый адрес: 600000 г.Владимир, улица Девическая, дом 7 Контактный телефон/факс: 8 (4922) 32 – 53 – 72 e-mail: ocnt@vinfo.ru Ф.И.О. руководителя ансамбля «Владимирские рожечники»: Лебедев Александр Александрович
Метод действия – $i Концертные выступления
Место действия – $j Концертные залы и другие сценические площадки
Исполнитель действия – $k Ансамбль «Владимирские рожечники» Почтовый адрес: 600000 г.Владимир, улица Девическая, дом 7 Контактный телефон/факс: 8 (4922) 32 – 53 – 72 e-mail: ocnt@vinfo.ru Ф.И.О. руководителя ансамбля «Владимирские рожечники»: Лебедев Александр Александрович
Состояние (результат действия) – $l Приобщение различных групп населения Владимирской области, в том числе туристических групп к лучшим образцам русской рожечной музыки
Непубликуемое примечание – $p  
Публикуемое примечание – $r  
Ссылка на источник примечания – $u  

 

 

318 – Примечание о действии над/ с ОНН
Тип действия – $9 Сохранение
Целевое действие – $a Поддержание преемственности исполнения рожечной музыки
Наименование действия – $b Трансляция традиций исполнительского мастерства воспринятого участниками ансамбля «Владимирские рожечники» от руководителя и старейших участников коллектива
Время действия – $c В течении учебного года
Периодичность действия – $d Ежегодно
Условие действия ("в связи с …") – $e  
Регламент действия– $f В соответствии с планом работы коллектива «Традиции игры на духовых инструментах. Владимирский рожок», которая представляет собой логически выстроенную, апробированную модель формирования и развития этноисполнительства в современных условиях
Юридическая ответственность – $h  
Метод действия – $i  
Место действия – $j  
Исполнитель действия – $k Ансамбль «Владимирские рожечники» Почтовый адрес: 600000 г.Владимир, улица Девическая, дом 7 Контактный телефон/факс: 8 (4922) 32 – 53 – 72 e-mail: ocnt@vinfo.ru Ф.И.О. руководителя ансамбля «Владимирские рожечники»: Лебедев Александр Александрович
Состояние (результат действия) – $l Преемственность традиций исполнительства
Непубликуемое примечание – $p  
Публикуемое примечание – $r  
Ссылка на источник примечания – $u  

 

 

330 – Описательные примечания
Тип описания – $9 Очерк
Содержание – $a Трудно найти уголки в России краше владимирских мест с полями пшеницы и ржи, заливными лугами, покрытыми разноцветьем трав. Нехитрая тихая прелесть русской природы, рощи, леса и перелески располагали к задумчивой, философски неторопливой музыке. Неудивительно, что именно здесь на Владимирской земле родилось искусство пастухов-рожечников. Такими плавными, мягкими, почти выговаривающими слова, родились самые первые наигрыши пастухов. Музыкальные инструменты были также просты и неотделимы от природы, как создатели и владельцы их. Владимирский рожок – древний русский народный инструмент, до недавнего времени имевший широкое распространение в пастушьем быту. В научной литературе есть сведения, что зона распространения пастушьего рожка была сравнительно невелика. Центром ее являлись районы Владимирского Ополья – Небыловский (ныне Юрьев-Польский), Ковровский, Кольчугинский, Ставровский (ныне Собинский), Камешковский (ранее Ковровский уезд). Именно здесь была принята своеобразная форма отходничества: пастухи-профессионалы расходились наниматься на летний сезон. Они уходили со своими инструментами и разносили искусство игры на рожке, получившем название владимирского, по всей Владимирщине и далеко за ее пределами. Этим нелегким трудом они подрабатывали себе на жизнь, что давало им безбедное существование. Вначале рожок имел прикладное значение, он помогал пастуху управлять стадом коров. Опытный пастух-рожечник нанимался пасти скот возле какого-либо города или населенного пункта и подбирал себе товарищей – других пастухов-рожечников. Образовавшийся ансамбль играл сгонную «на утренней росе» и днем – более сложные мелодии песенных наигрышей. Нередко случалось так, что, нанимаясь пасти, одна артель пастухов конкурировала с другой. В своих спорах дело обычно решал рожок – брали тех, кто лучше играет. Во владимирских деревнях и селах ни одно крупное событие не обходилось без рожечников. На свадьбах и похоронах звучали мелодии веселые или грустные в зависимости от происходящих событий. Появились талантливые исполнители. В 70-х годах XIX века во Владимирском крае среди народных умельцев-рожечников особенно выделился крестьянин деревни Мишнево Ковровского уезда (ныне Камешковский район) Николай Васильевич Кондратьев. Десятилетним мальчиком Николай был отдан в подпаски и стал учиться играть на рожке. Обладая хорошим голосом, он всегда был запевалой в хороводах. С рожком он не расставался никогда. О Кондратьеве пошла слава как о хорошем рожечнике, люди приходили, чтобы послушать, поучиться игре и все удивлялись его мастерству. Кондратьеву удалось организовать хор из потомственных, «коренных» пастухов-трубачей из соседних с Мишневым деревень: Суслово, Горки, Мостцы, Берково, Остров, Симаково, Машки, Каменово и др. Они играли на народных гуляниях, ярмарках, и об их игре разнеслась громкая слава. Этот коллектив – ярчайшая страница в истории развития русской музыкальной культуры. Однажды хор рожечников увидел известный антрепренер из Петербурга Антон Федорович Картавов. Игра рожечников привела его в восхищение, и Картавов предложил поехать хору для выступления в Петербург. И вот владимирские рожечники выступают в Петербурге в увеселительном саду «Ливадия», о чем восторженно отзывался композитор А.П.Бородин. В первом письме, датированном 22 августа 1883г., композитор писал в с. Давыдово (ныне Камешковский район) своему другу А.П.Дианину: «Знаете ли, что у нас в Питере производят фурор владимирские пастухи-«рожечники», играющие на рожках в «Ливадии»... Радуйтесь, володимирец!» Во втором письме от 5 сентября того же года Бородин дает восторженный отзыв о прослушанном концерте: «На днях слышал ваших «володимирцев» - рожечников; это такая эпическая народная красота во всех отношениях, что я совсем раскис от удовольствия... » Слава об искусстве владимирских рожечников дошла до государя-императора Александра III и их пригласили на концерт в царский дворец. По окончании концерта император спросил: – Кто Кондратьев? Николай Васильевич вышел вперед и поклонился. Александр III взял у него рожок, осмотрел его с обеих сторон и попробовал подуть, но получился лишь шип. – Где же тут пищик? – Пищика в этом инструменте не полагается, – объяснил Кондратьев и, осмелясь, добавил: – Вот когда мозоль на губах набьете, будет рожок играть. И понял Александр III, каким большим талантом должны быть наделены люди, способные издавать удивительные мелодии из столь простого музыкального инструмента. В 1884 году владимирские рожечники удивили своей музыкой французов на гастролях в Париже. Они были первыми, кто познакомил Западную Европу с народным музыкальным искусством России. Огромный репертуар (кондратьевцы играли около 200 песен) и высочайшее профессиональное мастерство: богатство полифонии, изобретательность и свежесть мелодического варьирования, многообразие штрихов – говорит об этом ансамбле как о вершине народного инструментализма. Во Франции была отпечатана специальная афиша с гравюрой. Текст анонсировал: «Очень скоро прибудет русская национальная труппа под руководством дирижера Кондратьева, которая даст несколько концертов». Нелегкая задача стояла перед рожечники. Не так-то просто было удивить, а тем более покорить парижан. Столица Франции слыла законодательницей мод, здесь выступали лучшие поэты, артисты, музыканты со всего света. А тут на сцене простые русские мужики. Их вид вызывал усмешки. Но вот полилась музыка. Исполнявшиеся мелодии покоряли особенной теплотой, они как бы прилетели с полей и лугов России и рассказывали о самом хорошем и чистом, что есть в русском человеке. Как писали французские газеты, рожечники имели «бешеный успех». В течение трех месяцев раздавалось пение пастушьего рожка на берегах Сены. Затем артисты выступили в Германии и Бельгии. В 90-е годы XIX века популярность владимирских рожечников была исключительно высокой, без их участия не проходило ни одно крупное мероприятие. Несомненно, возникали ситуации, когда требовалось выступать сразу в нескольких местах. Например, в 1896 г. было получено сразу два приглашения: одно от организаторов Нижегородской ярмарки, другое – от устроителей празднеств в честь коронации царя Николая II. Хору владимирских рожечников пришлось пополнить свои ряды, и разделиться на две группы. Одна часть хора (под руководством Кондратьева) выступала в Нижнем на ярмарке, другая – в Москве, на Ходынском поле. В программе представлений на этой церемонии значится: «Хор рожечников (15 человек) Пахарева». Вполне естественно, что при делении хора на две группы одну из них Кондратьев поручил возглавить Петру Пахареву, наиболее способному из своих учеников. Логично также и дальнейшее развитие событий, то есть переход всей полноты руководства хором по мере старения первого руководителя к его преемнику. Сам факт приглашения владимирских рожечников на Нижегородскую ярмарку говорит об их высоком авторитете. О выступлении на ярмарке молодой Максим Горький в своей статье "Беглые заметки" написал: «Они, бесспорно, играют с большим искусством и замечательно верно передают напевы русских песен… Кажется, что поёт хор теноров, поёт где-то далеко только одну мелодию без слов. Звуки плачут, вздыхают, стонут». Кондратьев руководил хором рожечников примерно до 1900 года. Сам он умер 27 ноября 1937 г. в возрасте 93 лет и похоронен на кладбище с. Мостцы (ныне Камешковский район). Эти данные были получены в ходе фольклорной экспедиции ОЦНТ (2009 г.) в Камешковский район от энтузиаста-краеведа, заслуженного учителя России, отличника народного просвещения СССР Зинаиды Тимофеевны Футерман (п. Новки), которой удалось установить точную дату смерти Н.В. Кондратьева в архиве отдела ЗАГС администрации Камешковского района Владимирской области. Благодаря её инициативе в д. Мишнево ежегодно с 2007 года проводится праздник, посвящённый Н.В. Кондратьеву у первого дома улицы, названной в его честь. После Н.В. Кондратьева хором рожечников руководил его преемник Петр Гордеевич Пахарев (по некоторым документам – Бахарев) из деревни Симаково Ковровского уезда (ныне Камешковский район). Он обладал большими музыкальными способностями, знанием русских народных песен, отличался искусством игры на рожке. Хор под руководством Пахарева становится профессиональным и много выступает в городах России. В 1910 году в Риге на грампластинку было записано несколько песен в исполнении хора рожечников. С пластинок тех лет звучат «Зимушка-зима», «Вниз по матушке по Волге», «Вспомни, мой любезный», «Хорошо было детинушке сыпать ласковы слова», «В последний час разлуки», «Уж ты сад, ты мой сад», «По улице мостовой» и др. С хором рожечников гастролировал знаменитый певец Федор Иванович Шаляпин, исполнявший в их сопровождении «Дубинушку», «Машеньку» и др. песни. Также хор был приглашен для музыкального оформления массовых народных сцен оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин». В начале первой империалистической войны хор прекратил свое существование, лишь иногда собираясь для выступления в театрах и на рабочих сценах Владимира, Коврова, Камешково. Возобновил свою деятельность коллектив в 1923 году для выступления на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в Москве, где был записан на фонограф М.Е.Пятницким. Также хор пригласили выступить в Кремле для руководящего состава государственных работников. После смерти П.Г. Пахарева в начале 30-х годов XX в. коллектив распался. Александр Васильевич Сулимов, уроженцем села Вышеславское Суздальского уезда вновь создал хор из суздальских, ивановских и ковровских рожечников и продолжил традиции рожечной музыки. Верой и правдой Сулимов служил любимому искусству. В 1937 году участники хора рожечников влились в ансамбль песни и пляски Московского военного округа и на концерте в честь 20-летия Красной Армии в Большом театре владимирские рожечники играли «Вдоль по Питерской», «Во кузнице», «Сизый голубочек», «Не будите меня молоду» и другие русские народные песни. В 1942 году А.В.Сулимов и музыканты-рожечники ушли добровольцами на фронт. От Тихвина до Праги прошел сержант Сулимов, кавалер орденов Красной Звезды и Славы III степени. На привалах, в перерывах между боями, собирались вокруг него бойцы, он вынимал завернутый в тряпочку рожок – и лилась протяжная русская народная песня. В послевоенные годы хор рожечников продолжает выступать. Под их аккомпанемент пела свои песни великая русская певица Л.А. Русланова. На старых пластинках 50-х годов XX в. сохранились записи песен "Калинушка" и "Во кузнице". Последний концерт Сулимовского ансамбля состоялся в 1959 году. Научное изучение русского народного песенного рожка началось со второй половины XVIII века. Первыми исследователями были Я.Штелин, М.Гютри, С.Тучков. В своих работах они писали об обычном, широко распространенном «старинном» народном инструменте, на котором «можно играть сигналы, песни и употреблять в хоровом пении». В это же время рожечное искусство привлекло внимание музыкантов, и уже первый печатный русский сборник Н.А.Львова народных песен с нотами содержит записи двух пастушьих песен. Последующие публикации появились нескоро: рожок с трудом поддавался нотной записи. В 1900 г. петербургский музыкант Ю.Н.Мельгунов после выступления владимирских рожечников выпустил публикацию слуховой записи партитуры «Камаринской». В 1902 г. Е.Э.Линева сделала записи кондратьевского хора на фонограф. Около 20 наигрышей, главным образом лирических, протяжных песен - это первое документальное свидетельство высочайшей культуры русского инструментального многоголосия. Одна из записей была нотирована Линевой, и в статье «Владимирские рожечники» появилась первая расшифровка первой механической записи образцов рожечного искусства. После Великой Отечественной войны начинается новый период изучения рожечной культуры, который связан с именем выдающегося музыковеда-собирателя и композитора Б.Ф.Смирнова. Композитор обследовал рожечные села Владимирской и Ивановской областей и в 1959г. издал фундаментальный труд «Искусство владимирских рожечников». Это первая и до настоящего времени единственная работа, целиком посвященная владимирскому рожку. Собирательская деятельность Б.Ф.Смирнова продолжалась до 1970 г. и остались неопубликованными примерно 100 его расшифровок. Исследовательской работой также занимались музыковеды-фольклористы - Б.И.Рабинович, К.М.Бромлей, О.В.Гордиенко, Т.В.Кирюшина. Богатый фактический материал о владимирских пастухах-рожечниках был собран выдающимся краеведом Камешковского района, членом Союза журналистов, Михаилом Васильевичем Воронцовым. Одна из страниц истории владимирских рожечников связана с ансамблем «Вишенка» (руководитель Е.А.Агапов), который был создан в 1973 г. при Научно-методическом центре народного творчества и культпросветработы (ныне Областной Центр народного творчества). Коллектив вел активную работу по пропаганде рожечной музыки. Выступления ансамбля пользовались успехом и повышенным интересом у зрителей. Сегодня коллектив имеет статус «муниципальный». Он Лауреат Всероссийских и Международных фестивалей-конкурсов, представляет с достоинством игру на рожке и народное самобытное музыкальное искусство Владимирской области. Изучением и популяризацией рожечной музыки со времени своего существования занимается Областной Центр народного творчества. Фольклорные экспедиций подтверждают факт, что рожечная традиция это яркое, незабываемое и самобытное явление традиционной народной культуры Владимирского края. Многие люди старшего поколения ещё помнят как звучал пастуший рожок в сёлах и деревнях, могут рассказать много интересных фактов о пастухах-рожечниках: как нанимались пасти, соревновались в игре на рожках, играли "сгонную" на утренней заре, как рожок звучал на сельских праздниках. Экспедиции помогают выявить новые исторические факты о владимирском рожке, пастухах-рожечниках и создателях-мастерах. Мастерить рожки – это тоже искусство. Сколько веков прошло, а рожок остается инструментом самобытным, уникальным, неподдающимся никаким усовершенствованиям. Единственное, в чем прогресс проявился, - сейчас его вытачивают на токарном станке. А раньше брали полено, раскалывали пополам, внутренность выбирали, складывали, обрабатывали снаружи, склеивали и обертывали берестой. В настоящее время изготовлением рожков занимаются единицы. Это мастера Александр Захаров, Владимир Зайцев, Александр Лебедев – г.Владимир; Сергей Чижов – о.Муром. Владимирский рожок представляет собой прямую трубу конической формы с игровыми отверстиями, а также с небольшим раструбом на нижнем конце и мундштуком – на верхнем. Основными инструментами рожечников являются два типа рожка: для ансамблевой и сольной игры. Ансамблевые рожки – «визгунок» и «бас», которые настроены один относительного другого в октаву. «Визгунок» имеет длину от 320 до 360 мм, меньше указанной величины рожок не делается, поскольку трудным оказывается звукоизвлечение. Длина басового рожка – 600-830 мм. На рожке большей длинны игровые отверстия для исполнителя оказываются недосягаемы. К сольным рожкам относится «полубасок», его длина 500 мм. Тембр рожка и легкость звукоизвлечения во многом зависит от материала, из которого он изготавливается. Наилучшим материалом для рожков считается привозное «пальмовое дерево» (самшит). Помимо «пальмового дерева», хорошим материалом для рожков является клен, делают их также из можжевельника, груши и из яблони. Встречаются рожки из ольхи и даже сосновые (басы). Особенно ценятся рожки, изготовленные старыми мастерами. Музыканты говорят, что с годами звук инструмента становится более мягким. Если долго не играть на инструменте, например неделю, то рожок может закапризничать и выдать не ту ноту. Репертуар рожечных наигрышей обширен и многообразен. Одних только пастушьих сигналов насчитывается несколько типов. Это и знаменитый «Кирилла» - сигнал бедствия, и различные сгонные наигрыши, и сигналы «на выгон скота». Песенно-плясовой репертуар характерен, главным образом, для владимирской традиции. Исполняются «Камаринская», «Русского», «Барыня» и др. Основное место в рожечном репертуаре занимают песенные наигрыши. В жанровом отношении предпочтение отдается лирическим, протяжным, хороводным песням, городскому романсу. Могли существовать разнообразные составы рожечных ансамблей: «двойка», «тройка», «четверка», реже складывается «пятерка». Но самой уникальной формой ансамблей русской фольклорной традиции является хор рожечников. Почему же рожечные ансамбли называли себя хорами? По существу, ансамблевая игра рожечников является единственной известной формой инструментального воплощения принципов русского народного хорового пения, не случайно весь их репертуар состоял из русских народных песен. Рожечное искусство это не только прошлое, но и живое настоящее. Рожки и по сей день звучат на Владимирской земле, радуя своими незатейливыми мелодиями слушателей. Менялись поколения, менялись составы ансамблей, но неизменным оставался интерес к этому виду искусства. Одним из ярких представителей современного рожечного искусства является ансамбль «Владимирские рожечники» Областного Центра народного творчества (руководитель А.А.Л


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: