Дисциплина «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности » относится к базовой части основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 07.04.04 «Градостроительство».
Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных студентами в ходе обучения на бакалавриате.
Требования к входным знаниям, умениям и владениям студентов:
Для освоения дисциплины «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности » студент должен:
Знать:
- социальную структуру общества, разновидности городских сообществ,
- характеристики малых и больших групп,
- виды групповой динамики.
Уметь:
- вести сбор, анализ и систематизацию информации с помощью социологических и психологических методов;
- оперировать базовой социально-гуманитарной терминологией;
- работать с различными источниками информации.
Иметь навыки:
- работы с современными информационными ресурсами;
- оформления и представления результатов работы.
Дисциплина «Социальное взаимодействие в градостроительной деятельности » студент является предшествующей для освоения следующих дисциплин: «Организация и управление градостроительным развитием территорий», «Градостроительная политика».
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет _ 4 _ зачетных единиц, 144 академических часов. (1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)
|
Структура дисциплины:
Форма обучения – очная
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (модуля) | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
Контактная работа с обучающимися | Самостоя-тельная работа | |||||||||
Лекции | Практико-ориентированные занятия | |||||||||
Лабораторный практикум | Практические занятия | Групповые занятия - комп. практикумы | в период теор. обучения | в сессию | ||||||
Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах | 1-6 | Устный опрос на практических занятиях (2-6 недели) | ||||||||
Научно-исследовательская деятельность | 7-10 | Устный опрос на практических занятиях (7-10 недели) | ||||||||
3. | Учебная и учебно- методическая работа преподавателя | 11-14 | Контрольная работа (13 неделя) | |||||||
Итого: | зачет |
5. Содержание дисциплины, структурированное по разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
5.1. Содержание лекционных занятий
Форма обучения – очная
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Тема и содержание занятия | Кол-во акад. часов |
Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах | Социальное пространство как место социального взаимодействия. Структура социального пространства, виды пространств. Распределения пространств в современном городе. Теория пространственного неравенства П. Кругмана. Влияние пространственного распределения на поведение социальных групп и характер взаимодействия. Джентрификация как способ изменения социального пространства. | ||
Социальное взаимодействие: виды и типы. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Микросоциологические теории взаимодействия. Нормы и правила взаимодействия в научной, производственной сферах взаимодействия в зависимости от занимаемых социальных позиций. Виды взаимодействия в профессиональной среде: соперничество, сотрудничество, компромисс, конфликт. Способы преодоления разногласий. | |||
Специфика социального взаимодействия в сфере градостроительства. Виды и формы взаимодействия в сфере градостроительной деятельности. Взаимодействия между градостроителями как профессиональной группой и другими профессиональными группами — «смежниками». Взаимодействие с внешней средой: сферой строительного производства, с департаментами градостроительства и архитектуры, с муниципальными органами, градостроительными советами городов. Институциональные взаимодействия. Градостроительный кодекс о направлениях и акторах взаимодействий. | |||
Профессионально-ролевое взаимодействие. Профессиональные группы градостроителей и специфика ролевого взаимодействия. Ролевые структуры профессиональных команд. Горизонтально-сетевые и иерархические формы взаимодействий. Характеристика командных ролей. Малая группа и специфика взаимодействий в малой группе: лидерство, доминирование, подчинение. | |||
Социальная мобильность в профессиональном пространстве. Профессиональные компетенции в области архитектурно-градостроительной деятельности. Самоорганизация и адаптация к новым условиям. Целеполагание. Содержание процесса целеполагания профессионального развития и личностного роста. Способы реализации целедостижения при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда. | |||
Научно-исследовательская деятельность | Методология научного исследования. Основные принципы организации научно-исследовательской работы. Творчество и креативность. Логическое и эвристическое мышление. Интеллектуальный потенциал. Принципы функционирования научного коллектива. | ||
Научное сообщество как профессиональная среда. Ценности научного сообщества. Роль международных, профессиональных, корпоративных норм и стандартов в научном коллективе. Нормы и правила взаимодействия в научной сфере деятельности в зависимости от занимаемых социальных позиций | |||
Градостроительство как наука Составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности: профессиональные компетенции. Академическая мобильность для совершенствования знаний и умений. Специфика градостроительства как научного направления. Основные задачи исследований. Социальное содержание градостроительной деятельности. | |||
Фундаментальные и прикладные социальные исследования в градостроительстве. Методы социологических исследований. Прикладные социологические исследования: выявление интересов и потребностей различных социальных групп с целью обоснования концептуально новых архитектурно-градостроительных проектных идей с учетом социального фактора. Виды и методы социально-психологических исследований. | |||
Учебная и учебно- методическая работа преподавателя | Единое общеевропейское научное и образовательное пространство. Цели и задачи объединения образовательных структур европейских стран. Компетентный подход – стратегическое направление развития высшего профессионального образования. Парадигмы образования. Специфика международных научно- образовательных исследований. | ||
Нормативные основы преподавательской деятельности на разных уровнях образования. Структура и компоненты высшего профессионального образования. Образовательные цели: ФГОС, ОПОП ВО, рабочие программы. Принципы комплектования учебно-методических комплексов. Профессиональная этика. Утилитаристский, индивидуалистический и морально-правовой подходы в профессиональной этике | |||
Принципы организации образовательного процесса на различных уровнях образования. Образовательные технологии в общеобразовательном, высшем профессиональном, дополнительном образовании. Требования к формулировкам целей(практических занятий). Принципыкомплектации учебно-методических комплексов | |||
Итого |
5.2. Лабораторный практикум
|
|
Учебным планом не предусмотрено
5.3. Перечень практических занятий
Форма обучения – очная
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Тема и содержание занятия | Кол-во акад. часов |
Социальное взаимодействие в социальной и профессиональной сферах | Социальное пространство как место социального взаимодействия. Социально-поселенческая структура города. Зонирование пространств. Пространственное неравенство. Сегрегация и джентрификация: последствия структурирования пространства. Составление схем пространственного распределения мест социального взаимодействия в Москве (или в любом другом городе). Решение кейсов. | ||
Социальное взаимодействие: виды и типы. Микросоциологические теории взаимодействия. Теория обмена (Д. Хоманс). Символический интеракционизм (Д.Г. Мид). Этнометодология (Г. Гарфинкель). Теория управления впечатлениями (Э. Гофман). Разбор конкретной ситуации взаимодействия с точки зрения микросоциологических теорий. Решение кейсов (рассмотрение ситуаций конфликта и сотрудничества). | |||
Специфика социального взаимодействия в сфере градостроительства. Анешняя и внутренняя среда. Институциональное взаимодействие. Профессионально-ролевое взаимодействие. Взаимодействие в полиэтничной среде города: Толерантность как необходимое условие Составление схемы взаимодействия во внутренней среде архитектурно-проектной организации. Самодиагностика индивидуально-личностных особенностей с помощью методики «Командные роли» М. Белбина. Методика размещена на сайте каф. СППК. | |||
Научно-исследовательская деятельность | Сфера градостроительной деятельности как научно-исследовательская среда. Составные части комплексного содержания архитектурно-градостроительной деятельности: профессиональные исследовательские компетенции Основные принципы организации научно-исследовательских и научно-производственных работ. Руководство научным коллективом: формирование состава научной группы и распределение обязанностей. Деловая игра. Разбор кейсов, требующих принятия нестандартных решений. | ||
Методы прикладных социальных исследований в градостроительстве.Методы: опрос,наблюдение, кейс-стади города. Социометрический анализ характера социальных взаимодействий в профессиональной среде, групповая оценки личности (ГОЛ), тесты, шкалы измерения социальных установок. Разработка социометрической процедуры (по Дж. Морено) для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в коллективе. | |||
Учебная и учебно- методическая работа преподавателя | Компетентность преподавателя Высшей школы: этапы формирования. Организация учебного процесса. Последовательность и правила составления планов конспектов по различным видам учебных занятий (практические, лабораторные). Постановка учебных целей. Отчет по самостоятельной работе (контрольная работа). | ||
Учебно-методические комплексы Состав и содержание учебно-методического комплекса дисциплины. Методические требования к учебникам, учебным пособиям, конспектам лекций, практикумов и др. Работы с нормативной документацией (ФГОС, Профессиональный стандарт «Педагог). Выполнение заданий, упражнений. | |||
Итого |
5.4. Групповые занятия – компьютерные практикумы
Учебным планом не предусмотрено
5.5. Самостоятельная работа
Форма обучения – очная