Всероссийская олимпиада школьников по истории
I (школьный этап)
Класс
Время выполнения работы 60 мин.
Ф.И.О. учащегося __________________________________________________
Класс __________ Балл (макс.- 85) _________
Задания
Задание № 1. Установите соответствие. Соотнесите название архитектурного сооружения и время его постройки (за каждый верный ответ 1 балл, всего 5 баллов)
1) Дом Пашкова 2) Церковь Троицы в Никитниках 3) Казанский собор 4) Архангельский собор Московского кремля 5) Церковь Вознесения в селе Коломенском 6) Успенский собор во Владимире | А. XV Б. XVI В. XVII Г. XVIII Д. XIX |
А | Б | В | Г | Д |
Задание № 2. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (за каждый верный ответ 1 балл, всего 6 баллов).
Перемены в системе центрального управления
За смертью Петра Великого последовала целая полоса мероприятий, отменявших учрежденный им порядок управления страной.
В (1) году был создан Верховный тайный совет, во главе которого формально стояла сама императрица. Но какого-либо участия в его работе она не принимала, доверившись (2). Одновременно лишился своих прежних функций Сенат (выступивший против воцарения Екатерины). Теперь он был уже не «правительствующий», а всего лишь (3). Его действия могли обжаловаться в Верховном тайном совете.
Петр II вообще старался свести на нет установления своего великого деда. Даже столицу он хотел перенести из Петербурга в (4).
Участие «верховников» в попытках (5) власть самодержца в 1730 году вызвало указ Анны Иоанновны о роспуске Верховного тайного совета, приобретшего слишком большую силу. Взамен его она создала (6), состоявший всего из трех человек, назначаемых лично императрицей. В результате самодержавная власть еще более усилилась.
|
Задание № 3. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите:
1. их фамилии
2. сферу их деятельности
3. примерное время их деятельности.
( за каждый верный ответ 1 балл, всего 6 баллов ).
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Фамилия | Фамилия |
Сфера деятельности | Сфера деятельности |
Время деятельности | Время деятельности |
За правильный ответ по каждому вопросу - 1 балл. Всего 6 баллов.
Задание № 4 Отрывок из труда Н.И. Костомарова. Прочитайте, ответьте на вопросы (за каждый верный ответ 1 балл, всего 4 балла)
Вся степь была выжжена; травы не было; продовольствия для лошадей не везли с собою; не было дров; русские лошади стали падать; люди страдали от недостатка пищи и безводья: слышно было, что впереди до самого полуострова все таким образом выжжено. Идти далее оказалось невозможным. Военный совет предводителей решил отправить берегом вниз по Днепру отряд тысяч в двадцать: к ним Самойлович присоединил три казацких полка под начальством своего сына. Этот отряд должен был прикрывать отступление остальной армии, а если будет можно, то сделать нападение на турецкие крепости, построенные на Днепре. Затем — все остальное войско двинулось назад.
· О каком событии идет речь в данном отрывке? (1 балл)
· Кто командовал русской армией? (1 балл)
· Определите год, в который произошло описанное событие. (1 балл)
|
· В чем автор видит причины неудачи русской армии? (1 балл)
Задание № 5.
По описанию узнайте картину, назовите её автора (за верное название картины – 1 балл, автора – 1 балл, всего 6 баллов).
А) «Всякий, кто видел эти две простые... фигуры <двух людей>, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти». Драматическая встреча отца и сына происходит в Петербурге, а не в Москве, где древние стены служили бы поддержкой царевичу. «Квадраты кафельного пола, выполненного в голландской традиции, напоминают шахматную доску, на которой разыгрывается партия. На стенах вместо древних икон европейские пейзажи. Острый угол стола, как мыс корабля, рассекает пространство, разделяя отца и сына».
Б) «Непокоренный рыжебородый стрелец держит свечу так, словно это нож... На его голове – красная стрелецкая шапка, которую он не пожелал снимать перед царем. Ноги закованы в колодки, как у особо буйного бунтаря».
В) «Почти в центре картины вскинут над людским морем жест закованной в цепи... Ее горящие глаза обращены поверх голов к иконе Богоматери... острый профиль с запекшимися губами, мертвенной бледностью исхудалых щек... Связанные ноги и раскинутые руки напоминают... фигуру распятого. А в правом углу, на снегу, оборванный юродивый с цепями и крестом на шее: перекликаются два профиля, тяжелые цепи и одинаковое двуперстие».
картина | автор |
А. | |
Б. | |
В. |
Задание № 6. Укажите, какие события относятся к:
А) Северной войне
Б) Семилетней войне
Северная война | Семилетняя война |
|
В таблицу поставить соответствующий номер события:
1. Взятие Берлина русскими войсками.
2. Сражение у деревни Лесной.
3. Заключение Ништадтского мира.
4. Сражение у деревни Цорндорф.
5. Поражение России под Нарвой.
6. Полтавская битва.
7. Сражение у деревни Гросс-Егерсдорф.
8. Сражение у мыса Гангут.
9. Сражение у деревни Кунерсдорф.
10. Сражение у острова Гренгам.
11. Прутский поход.
12. Основание города Санкт-Петербурга.
(За каждый верный ответ 1 балл, всего 12 баллов)
Задание № 7. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите
1. его название,
2. место расположения (город),
3. автора,
4. время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.
(За каждый верный ответ 1 балл, всего 8 баллов)
Изображение 1 | Изображение 2 |
1 памятник | 2 памятник |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Задание № 8. Герои Великой Отечественной войны.
Установите соответствие между героем Великой Отечественной войны и подвигом, который он совершил:
ИМЯ | ПОДВИГ | ||
1) | Талалихин Виктор Васильевич | А) | Рядовой, закрыл грудью амбразуру немецкого ДОТа. |
2) | Матросов Александр Матвеевич | Б) | Сержант, водрузил знамя победы над Рейхстагом. |
3) | Гастелло Николай Францевич | В) | Старший лейтенант, сбил в одном бою 9 немецких самолетов. |
4) | Горовец Александр Константинович | Г) | Младший лейтенант, совершил первый ночной таран в небе Москвы. |
Д) | Капитан, таранил на своем подбитом бомбардировщике механизированную колонну немцев. |
( За каждый верный ответ 1 балл, всего 4 балла ).
Задание № 9.
Выберите правильные характеристики социально-экономического развития России в XIX веке. Ответ оформите в видетаблицы (по 1 баллу за правильный ответ, максимум 6).
1. Еще до отмены крепостного права в России начался промышленный переворот.
2. Даже к концу XIX в. крестьяне составляли более 75% населения Российской империи.
3. Уже на начальной стадии промышленного переворота в России стали возникать крупные монополистические объединения, в первую очередь, в металлургии.
4. В результате бурного развития промышленности в пореформенный период в России возникли два новых промышленных района – Бакинский и Московский.
5. В 60-е-70-е гг. XIX в. Железные дороги в России строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Но уже с середины 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении.
6. В области финансов в середине XIX в. важное значение имела финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, вводившая в России твердую денежную единицу – золотой рубль.
( За каждый верный ответ 1 балл, всего 6 баллов ).
Задание № 10.
Соотнесите сказанное с именами руководителей Советского государства, заполнив таблицу. В верхних строках напишите имена руководителей Советского государства, а в нижних соответствующие их делам номера высказываний. ( За правильное определение заглавия столбцов по 1 баллу, за каждый верный ответ 1 балл, всего 14 баллов ).
1. Сын сапожника, учился в духовной семинарии.
2. Казнь старшего брата заставила его обратиться к революционной деятельности.
3. Возглавлял боевую организацию большевиков, 6 раз ссылался в Сибирь, 4 раза совершал побеги.
4. Был первым председателем Совнаркома, установил однопартийную систему.
5. Создал Совнархозы – территориальные советы народного хозяйства.
6. Он никогда не отклонялся от текстов официальных заявлений, утвержденных на Политбюро, как правило, предоставлял возможность помощникам и консультантам заранее решать спорные вопросы.
7. Он выдвинул идею победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране.
8. При нем была принята новая Программа партии, в которой главной целью объявлялось построение коммунизма в стране к 1980 г.
9. Он пять раз награждался звездой Героя Советского Союза и Социалистического Труда.
10. В последние годы жизни находился на пенсии.
Задание № 11.
Ученик дал проверить приятелю свою работу по истории. Тот оказался не на высоте, и вместо 3 ошибок обнаружил 7. Ваша задача: выписать номера подчеркнутых предложений, написать рядом с верными утверждениями «да», а с неверными – «нет» и кратко объяснить ошибки проверяющего(7 баллов).
«В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление – от Рождества Христова (1), а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции (2). 2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой печатной газеты «Куранты» (3). Взамен прежнего церковно-славянского был введен латинский алфавит (4). Но особенно большое внимание Петр уделял школе. В Москве и Петербурге были открыты Морская академия, инженерная, навигацкая, медицинская школы (5). Во всех губерниях стали открываться гимназии (6). При мануфактурах создавались ремесленные школы (7).
Задание № 12.
Составление генеалогической схемы.