Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад».




Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Анализ пьесы «Вишнёвый сад»;

2. Система действующих лиц, особенность конфликтной ситуации;

3. Жанровое своеобразии пьесы.

Тезаурус

Внесценический персонаж — персонаж, который не внесен в список действующих лиц пьесы и не появляется на сцене, но о нём упоминается в пьесе в высказываниях героев или в авторских ремарках.

Художественная деталь — элемент художественного образа, несущий важную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

Подводное течение — внутреннее действие, формирующее чувства и эмоции персонажа, которые исподволь влияют на взаимоотношения героев и сюжет произведения.

Ремарка — указание автора в тексте драматического произведения, касающееся декорации и обстановки, а также поведения героев, их жестов, мимики и т. п.

Чеховская комедия — пьесы, которые А. П. Чехов называет «комедиями», — это произведения синтетического типа, в которых присутствует и драматическое, и комедийное начала.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

2. Чехов А. П. Вишнёвый сад. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Т. 13. М.: Наука, 1984. С. 195-254

Дополнительная литература:

1. Афанасьева Э. М., Поселенов М. Е. Синестезийный аспект комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Вестник КемГУ. 2-12. № 4 (52). Т.3. С. 51-54

2. Меркулова М. Новая драма. Миргород. SUPLEMENT 1 (2016). Словарь современной драматургии. C. 51–56

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М. Высш. шк., 1972. С. 404-427.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Комедия «Вишнёвый сад» — вершина драматургии Антона Павловича Чехова. Она была написана в 1903 году и в этом же году передана в Московский художественный театр для постановки на сцене.

Актёр и режиссёр МХТ Константин Сергеевич Станиславский, познакомившись с пьесой, с восторгом писал автору: «Потрясён, не могу опомниться... Считаю пьесу лучшей из всего прекрасного Вами написанного. Сердечно поздравляю гениального автора. Чувствую, ценю каждое слово. Благодарю за доставленное уже и предстоящее большое наслаждение».

«Вишнёвый сад» — лирическая пьеса в четырёх действиях. Сюжет разворачивается в имении Любови Андреевны Раневской, куда она возвращается после пяти лет жизни за границей. Помещица находится на грани разорения. В первом действии её 17-летняя дочь Аня рассказывает о том, что уже продана дача на Лазурном берегу.

С момента приезда Любови Андреевны в родной дом становится известно, что её поместье будет продано за долги. Действие пьесы начинается в мае, а завершается в октябре. Но за полгода хозяева ничего не предпринимают для спасения усадьбы. За внешними событиями скрывается «подводное течение». Диалоги и монологи героев содержат тонкий подтекст, связанный с их внутренними переживаниями.

Первое действие погружает в атмосферу дворянской усадьбы. Майский цветущий сад виден из окон дома. Символично то, что местом начала пьесы становится «комната, которая до сих пор называется детскою». Это пространство воспоминаний. Тема прошлого начинается с рассказа Лопахина о том, как отец ударил его кулаком и из носа пошла кровь. Раневская умывала и успокаивала его именно в этой комнате, в детской. Это задаёт особенность восприятия времени в пьесе.

В настоящем есть событие, которое требует немедленного решения. Но никто, кажется, не обращает на это внимания.

Вишнёвый сад выставлен на аукцион. Купец Лопахин остро осознаёт необходимость незамедлительного принятия решения. И уже в первом действии предлагает выход из создавшейся ситуации: разбить территорию на участки и отдавать в аренду. Но никто не воспринимает это всерьёз.

Сад хранит память о былом величии и дворянской жизни. Гаев с гордостью отмечает, что о нём даже упоминается в «Энциклопедическом словаре». 87-летний Фирс вспоминает, как лет сорок-пятьдесят назад «вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили». Среднее и старшее поколение героев, чья жизнь связана с родным имением, не мыслят себя вне вишнёвого сада.

Раневская, приехав в родной дом, погружается в ностальгический мир воспоминаний. Для неё вишнёвый сад — воплощение ангельской чистотой и длящегося ощущения счастья. Глядя в окно, она произносит монолог: «О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. Весь, весь белый! О, сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!».

Поместье для героини не только пространство беззаботного детства, но и место горестных утрат. В определенный момент ей грезится покойная мама, как она вся в белом идёт по саду. Позже Раневская вспоминает о сыне Грише, который шесть лет назад утонул. Незадолго до этого умер её муж.

В начале пьесы Гаев перечисляет три варианта спасения имения: заём под векселя, чтобы заплатить проценты в банк; думает, что Любовь Андреевна может поговорить с Лопахиным и этот разговор каким-то образом спасёт ситуацию; надеется, что Варя съездит в Ярославль к бабушке-графине и попросит у богатой родственницы помощи. Ни один из предложенных вариантов так и не будет реализован. Спасительный монолог Гаева останется только словами, которые оторваны от реального хода событий.

Во время второго действия сад отдаляется, но виден на горизонте: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишнёвый сад». Тревожные ноты также нарастают: «Вдруг раздаётся отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Этот предвестие неминуемо наступающей трагедии. Мы видим восприятие усадьбы молодыми героями. Аня признаётся, что уже не любит вишнёвый сад, как прежде. А Петя Трофимов символически отождествляет сад с Россией.

Третье действие — кульминационное. На сцене — бал. Герои танцуют, веселятся. Играет оркестр. Шарлотта показывает фокусы. А в это время (за пределами сцены) вишнёвый сад продаётся на аукционе. Несмотря на весёлый внешний антураж, праздник кажется нелепым. Эту ситуацию позже прокомментирует Фирс: «Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут». Былая слава усадебной жизни исчезает.

За одной нелепой ситуацией следует другая. Петя Трофимов, обидевшись на Раневскую, уходит из гостиной — и вдруг сваливается с лестницы. Варя, рассердившись на Пищика, хватает палку и хочет ударить его, но в это время после торгов и покупки вишнёвого сада заходит Лопахин, и удар достаётся ему.

Финал — результат бездействия бывших хозяев поместья, героев, которые слишком погружены в себя, в свои мысли, переживания, но лишены умения влиять на происходящие события.

Гаев весело признаётся: «В самом деле, теперь всё хорошо. До продажи вишнёвого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже... Я банковский служака, теперь я финансист... и ты, Люба, как-никак, выглядишь лучше, это несомненно».

Вишнёвый сад продан. Дом заколочен. В нем остаётся забытый всеми Фирс. Эмоциональный надрыв воплощён в отдаленном звуке: «...точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Доносятся звуки топора, предвещающие уничтожение сада. История дворянской усадьбы в прежнем её величии уходит в прошлое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: