Рабочий лист урока. Реформы «Избранной рады».
Реформа системы государственных учреждений (приказы).
В 50-60-гг. XVI века начали складываться государственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления в Московском царстве – приказы, возглавляемые боярами и дьяками. Посольский приказ ведал внешней политикой России. Разрядный приказ вооруженными силами России. Поместный приказ – наделял землями служивых людей. Разбойный приказ занимался борьбой с разбоями и судом над «лихими» людьми. Большой приход собирал налоги с населения.
Особое место в данной системе отводилось челобитной избе (приказу), которой руководил А. Адашев. Здесь принимались и рассматривались челобитные (грамоты с прошением, доносом или просьбой) на имя государя. В силу своей специфики данный приказ выступал в качестве высшего контрольного органа в стране.
Государь всея Руси |
Боярская Дума |
Митрополит |
Войско |
Дворянское ополчение |
Стрелецкие полки |
П Р И К А З Ы |
Местное управление в городах: наместники |
Местное управление в сельской местности: волостели |
Принятие нового свода законов (Судебник 1550г.).
Судебник 1550г., заменивший старый кодекс Ивана III, был в лучшей степени систематизирован. Впервые в истории России вводилось наказание за взяточничество. Усиливался также контроль над деятельностью наместников и волостелей. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и бояре. На местах же за судебными разбирательствами следили старосты и целовальники.
Документ подтверждал Юрьев день (В осенний Юрьев день заканчивались все работы, поэтому в этот день происходил расчет по денежной и натуральным повинностям крестьян). К этому дню был приурочен выход крестьян (перемена владельца) неделя до и неделя после Юрьева дня. А также уточнен порядок выплаты «пожилого» (возможность крестьянина перейти от одного землевладельца к другому. Данный налог значительно повысился, чтобы затруднить возможность перехода крестьян от одного феодала к другому.
Кроме того, согласно данному документу была ликвидирована привилегия монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов дворянских детей.
Церковная реформа (Стоглавый собор 1551г.).
Стоглавый собор 1551г. решения, которого были записаны в 100 глав текста (ответы на вопросы царя Ивана IV). Единому российскому государству нужна была более централизованная единообразная церковь. Ещё с удельных времен в стране существовали различия в исполнении некоторых религиозных обрядов и чтилось великое множество местных святых. Поэтому по инициативе главы русской церкви митрополита Макария все «местночтимые» святые были признаны общерусскими. Унифицировано также было исполнение религиозных обрядов. Предусматривались по укреплению дисциплины и нравственного облика духовенства. Была выделена отдельная глава о роли церкви в деле просвещения.
Реформа налогово-финансовой системы.
Большинство взиманий и платежей были переведены в денежную форму. Основным видом налога была посошная подать, введенная ещё в период татаро-монгольского владычества, включавшая в себя и поземельный налог. «Соха» представляла собой единицу измерения налога и выражалась через количественное выражение земельных площадей(десятины, чети и выти), которыми владели землевладельцы, церковь и города. Для установления размера налогов служило сошное письмо, предусматривавшее измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определения на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четях (около 0,5 десятин) и была в различных местах неодинакова. Это зависело от местности, качества почвы, принадлежности земель.
В итоге главным объектом обложения стала земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность.
Кроме обычных прямых податей и оброка широко практиковались целевые налоги – ямские деньги (для функционирования системы государственной связи), стрелецкая подать (для создания регулярных воинских частей), полоняничные деньги (для выкупа русских людей из плена). Раскладка и взимание податей проводилась земскими общинами посредством выборных окладчиков. Иван Грозный умножил государственные доходы лучшим порядком и собиранием налогов.
Реформа местного управления и отмена системы кормлений.
В условиях неразвитого государственного аппарата до середины XVI века существовала система так называемых кормлений, когда наместники, волостители существовали за счет населения территорий. Теперь кормления отменялись, а в качестве компенсации за утраченный кормленый доход, вводился новый налог – «кормленый откуп», который распределялся между служилыми людьми.
Власть на местах в результате избной и земской реформы после отмены кормлений переходила к выборным представителям локальных социальных групп. В тех местах, где было развито феодальное землевладение, это были выборные от дворян – губные старосты (губа – территориальная единица XVIв.). Черносошные, т.е. свободные крестьяне и посадские люди избирали своих выборных – земских старост. На них возлагалась административно-судебные функции. И, несмотря на то, что эта реформа в основном проводилась на севере страны, где отсутствовало поместное и вотчинное землевладение, её значение крайне велико в плане становления сословно-выборного представительства.