Предмет и метод теории государственного управления




Введение

Общество с момента возникновения нуждается в управлении социальными процессами, воспроизводством условий материальной и духовной жизни.

Управление — это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать процессам определенную направленность и получить желаемые результаты.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса и включает все присущие ему элементы - предмет труда, средства труда, сам труд, а также его результаты.

Формирование основ науки управления происходило в конце прошлого - начале текущего столетия. Это было вызвано потребностями промышленности, которая приобретала такие специфические черты, как массовое производство, крупномасштабный сбыт, ориентация на рынки большой емкости и создание мощных корпорации. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Теория государственного управления представляет собой научную дисциплину, изучающую организацию государственного управления социально-экономическими процессами в обществе.

 

 


Понятие государственного управления

Государственное управление — это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются об­щественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.

В содержании сформулированного определения понятия зафик­сировано единство общего, свойственного социальному управле­нию — сознательное, целенаправленное воздействие на социум, и специфического для государственного управления: особенный субъект, отличительные его цели, а также — объект управляю­щего воздействия. Субъект управления — государственные ин­ституты — организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полно­мочиями и действующих от имени общества и каждого граждани­на на основе установленных правовых норм. Объект государствен­ного управления — общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.

Следует подчеркнуть, что теория государственного управления является междисциплинарной наукой. Это научное направление возникло на пересечении теории политики и менеджмента (при ведущей роли политологии); впоследствии во многом использовались достижения других социальных наук – психологии, философии, социологии, истории, социальной литературы. Следует подчеркнуть, что система государственного управления входит в блок управленческих дисциплин (вместе с социальным управлением, муниципальным управлением и т. д.), наиболее тесно взаимодействуя с правовыми и социально-политическими науками.

 

Предмет и метод теории государственного управления

Под субъектом управления понимают физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта, экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.

Процесс управления характеризуется рядом особенностей:

- осуществляется непрерывно во времени и пространстве;

- охватывая все необходимое пространство, действует не только в момент совершения управленческого акта, но и последующий период;

- требует глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей;

- в результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью: чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса и включает все присущие ему элементы - предмет труда, средства труда, сам труд, а также его результаты.

 

В зависимости от вида объекта, на который ориентированы управляющие воздействия, от круга людей, на которых оказывают влияние те, кто управляет, различают управление обществом, государством, экономикой, социальными процессами, предприятиями, производственными коллективами, домашним хозяйством и многие другие аналогичные разновидности управления.

Государство является формой политической организации общества. Основное его назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей политической волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами.

Признаком государства выступает наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция; права, закрепляющего систему санкционированных норм; особой структуры органов и учреждений, осуществляющих властные функции, т. е.системы управления.

Общество функционирует на основе договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон берет на себя обязательства и получает права. Государство, действуя в рамках общественного договора, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при обеспечении приоритета общих ценностей и интересов.

Граждане также выполняют свои обязательства. Они имеют право корректировать действия государства, используя для этого различные методы: перевыборы органов власти и должностных лиц, изменение законодательства, гражданское неповиновение и др. При невыполнении одной из сторон своих обязательств возникают конфликты, которые могут угрожать самому существованию власти.

Функционирование демократического государства дополняется наличием институтов гражданского общества. К ним относятся, прежде всего, средства массовой информации (учредителями могут быть редакции, коллективы журналистов); партии и общественные организации (последним государство оказывает поддержку в виде предоставления в пользование имущества и др.); самоуправление, придающее деятельности человека созидательный смысл и личную ответственность.

При активном использовании гражданами прав и свобод достигается контроль общества над государством, необходимый для того, чтобы органы управления не уходили от конкретной ответственности и государственный аппарат любого ведомства работал бы не для себя, а для людей.

Хотя государство является формой выражения в концентрированном виде экономических потребностей большинства общества, теория государственного управления рассматривает общественные отношения в различных сферах деятельности: экономике, политике, духовной жизни и др. Объектом изучения являются не отдельно взятые общественные процессы, а системы деятельности, в которых с производством органически сочетаются воспроизводство, инновации, социальное обслуживание и другие функции.

Непосредственно государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства, обеспечению его интересов. Оно направлено на улучшение использования природных, трудовых, материальных ресурсов, руководства отраслями народного хозяйства и социальной сферой, охраны прав и законных интересов граждан, общественного порядка. При этом выполняются функции организации, планирования, координации, анализа, контроля и другие; применяются методы, как убеждения, стимулирования, так и принуждения, наказания.

Выполняя организационно-хозяйственные функции, государство устанавливает общие нормы и правила хозяйствования, формирует механизм регулирования экономики. Удовлетворение общественных потребностей в сферах производства и потребления обусловливает необходимость обобществления части национального богатства и функционирования государственных (муниципальных) предприятий, учреждений. Обобществлению (огосударствлению) подвергаются природные, материальные, финансовые ресурсы. Наряду с государственным сектором и функционируют частные, корпоративные предприятия. В результате формируется смешанная экономика, характеризующаяся соотношением различных форм хозяйствования и собственности.

Современная общественная система использует государственное управление в качестве необходимого регулятора экономического и социального развития, включающего использование как административно-плановых, так и рыночных рычагов.

Теория государственного управления как научная дисциплина опирается на соответствующие закономерности, принципы, правила, являющиеся основой методологии государственного управления. Методология в свою очередь предопределяет методы управления, т. е. приемы, способы решения управленческих задач.

Из законов вытекают принципы управления - исходные, фундаментальные, базовые идей управленческой деятельности. Идей порождают цели - идеальный конечный результат, которого хотят достичь субъекты управления. Поставив цель, необходимо решить множество задач. Задача - это совокупность вопросов и условий. Ее решают с помощью определенных методов, в данном случае это воздействие субъектов управления на объект для достижения цели. Метод реализуется с помощью функций - специализированного вида деятельности, выделившегося в процессе обособления управленческого труда. Объектом действия функций выступают социально-экономические отношения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: