Тема: Поэтика «Оды на взятие Хотина» М.В. Ломоносова.




Смирнова Елена ОБ-РЛ-22.

История русской литературы.

Тема: Поэтика «Оды на взятие Хотина» М.В. Ломоносова.

1 вопрос: Хотинская ода, созданная в сентябре-ноябре 1739 г. в немецком Фрейберге, где Михаил Ломоносов изучал горное дело, хотя являлась его первым опытом в жанре победно-патриотической оды силлабо-тонического стихосложения, во многом определила развитие не только творчества поэта, но и всей русской поэзии. Появление этого произведения М.В. Ломоносова, по убеждению В.Г. Белинского, знаменовало собой рождение отечественной словесности Нового времени.

История создания и бытования стихотворения связана с неординарной личностью профессора Российской академии наук Готлиба-Фридриха-Вильгельма Юнкера, который находился в тот период в Саксонии и изучал соляное дело. Ему, «стихотворцу по призванию», в Академии Наук поручали составление похвальных од и поздравительных посланий на немецком языке. В 17351737 гг., во время русско-турецкой войны, Г.-Ф. Юнкер был прикомандирован к канцелярии фельдмаршала Б.-Х. Миниха, где вел «походный журнал» и был личным историографом военачальника. Известно, что Ломоносов и Юнкер находились в дружеских отношениях. Студент переводил для него «репорты и экстракты» о соляном деле, и признавал, что академик «мастер был писать стихов немецких»2. Именно Юнкер доставил в Санкт-Петербург «Письмо о правилах российского стихотворства» и «Оду блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года», принадлежавшие перу Ломоносова. По свидетельству Я.Я. Штелина, ода была поднесена императрице Анне Иоанновне, которая стихи благосклонно одобрила, после чего и придворные вельможи «читали их, удивляясь новому размеру».

Хотинская ода Ломоносова попала в Петербург, когда уже были опубликованы посвященные победе русского оружия «Эпи-никион» профессора Стефана Витинского (на русском языке) и ода ректора Петра Махницкого (на немецком языке), поэтому произведение «академического студента» было положено под сукно и затерялось среди канцелярских бумаг. Забвению оды немало способствовал придворный поэт В.К. Тредиаковский, ведавший в Академии наук делами «российской элоквенции». Он увидел в М. В. Ломоносове опасного соперника на литературном поприще, поэтому не торопился с публикацией его сочинения4. Фрагменты ранней редакции Хотинской оды сохранились в рукописной «Риторике» Ломоносова 1744 г. И в печатной «Риторике» 1748 г.5. В 1751 г., готовя к изданию собрание сочинений, поэт создал новую редакцию оды, усилив в ней метафорическую образность, а также упорядочив синтаксис и сократив количество инверсий с целью гармонизации стиля.

2 вопрос: Термин «историзм» очень широко используется исследователями, осо­бенно в нашей стране, но пока нет сколько-нибудь убедительного общеприня­того объяснения его значения. В советском литературоведении историзм пони­мался максимально широко. Так, В.В. Кожинов пишет: «Историзм в литературе - художественное освоение конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также ее неповторимого облика и колорита». В таком понимании ис­торизм становится едва ли не синонимом реализма, и уж точно - мерилом ху­дожественной ценности произведения, то есть категория поэтики подменяется идеологической категорией. В самом деле, в статье содержатся сентенции типа: «Но в более скрытом и часто неосознанном виде историзм выступает как не­отъемлемое свойство любого подлинно художественного произведения, ибо ис­торизм есть прежде всего способность схватить ведущие тенденции общест­венного развития, проявляющиеся в общенародных событиях и индивидуаль­ных судьбах. Задача художника - запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Даже интимная лирика Пушкина, Блока и др. подлинно исторична; в лирических образах отчетливо выразился конкретный смысл той или иной эпохи русской истории. Подлинно художест­венное произведение, начиная с древнейших эпопей, всегда передает исторический смысл своего времени». В таком случае, историзм есть везде - от поэм Гомера до постмодернистских произведений, так как любое произведение ис­кусства так или иначе воплощает эпоху. Однако в то же время В.В. Кожинов понимает историзм и в максимально узком смысле слова - как признак исторического жанра. Он замечает, что, хо­тя историзм и присутствует в любом подлинно художественном произведении, начиная с древнейших эпопей, но в то же время этот историзм как бы не впол­не полноценный, слегка ущербный, так как «вплоть до нового времени чело­вечество не обладало подлинно историческим мышлением и знанием. Наибо­лее отчетливо формируется историзм в творчестве В. Скотта. После Скотта начинается интенсивное развитие действительно исторической литературы; создаются исторические повествования Пушкина, Мериме, Гоголя и др., дей­ствительно воссоздавших прошлое и в его историческом содержании, и в его неповторимом облике». То есть с одной стороны, историзм есть везде, а с другой - «Проблема историзма приобретает особый характер, когда речь идет об историческом жанре, то есть о романе, поэме, драме и т.д., в которых ста­вится цель воссоздать человеческую жизнь прошедших времен. В этом случае писатель неизбежно сталкивается с требованиями историзма и сознательно стремится их осуществить». Эта точка зрения - историзм как признак исто­рического романа - также достаточна распространена. Так считает, например, И.П. Щеблыкин. Иначе понимают историзм историки. Определение в Советской истори­ческой энциклопедии гласит: «Историзм - принцип научного мышления, рас­сматривающий все явления как развивающиеся на основе определенных объ­ективных закономерностей». Приблизительно та же точка зрения содержится и в статье об историзме во французском словаре Л. Арментьера, и в опреде­лении М. Г. Соколянского: он трактует историзм как принцип художественно­го освоения действительности, базирующийся на понимании закономерностей развития и временной детерминированности общества и предполагающий наличие у автора определенной исторической концепции. Следовательно, исто­ризм присутствует в произведениях, у авторов которых есть определенная концепция исторического развития, философия истории и т.д. Что, разумеется, верно, но, как нам представляется, недостаточно. Поэтому мы будем опираться еще и на точку зрения М.И. Стеблин-Каменского, определившего историзм как «гипотезу нетождества», то есть предположение, что психология средневекового человека нетождественна пси­хологии современного человека. То есть историзм появляется не тогда, когда замечаются разница в образе жизни, быте и т.п., а тогда, когда осознаются отличия в человеческой психологии. Однако историзм является не единственной особенностью исторического романа. Давно замечено, что этот жанр впитал в себя множество предшест­вующих литературных традиций: романа воспитания, семейно-биографического, авантюрного романа и т.д. Безусловно, все эти традиции сыг­рали свою роль в формировании жанра. Однако, как будет показано ниже, наи­большее значение для исторического романа имеет «готическая» традиция.

Ломоносов в оде «На взятие Хотина» (1739 г.) вставляет в лирическое повествование одического «Я» «слово» Петра Первого, обращенное к Ивану Грозному, и «слово» Бога Солнца. И в той, и в другой реплике дается историческая оценка победы России над Турцией, подчеркивается ее величие и значение для судеб русской нации. Речью Петра Ломоносов раскрывал мысль, что эта победа не была случайной, она завершила собой то, что было начато Грозным. В словах его, обращенных к «смирителю стран казанских», подведен итог внешней политики России за определенный исторический период. Последнюю строфу оды «На взятие Хотина» Ломоносов заканчивает словом «прости», обращенным к Анне Иоанновне: «прости», что он, «раб» её, «дерзнул некрасный стих» придать «в подданства знак».

Красочность, выразительность описаний составляет одну из особенностей торжественной оды Ломоносова. Показательна в этом отношении «Ода на взятие Хотина» (1739), написанная им в период учебы за границей. Лирический сюжет в ней Ломоносов основывает на широком включении эпических элементов. Это определило ее объемность, однако не лишило четкости построения. Ода легко может быть поделена на отдельные части, так как, помимо основной темы, Ломоносов ставит ряд других тем, связанных с главпой и ей подчиненных.

Ода начинается с традиционного описания «восторга», «пермесского жара» (вдохновения), охватившего поэта при известии о славной победе русского войска над турками и татарами, одержанной в 1739 году. Центральную часть составляет рассказ поэта о самом сражении и его размышления в связи с этим событием. В истории битвы поэт выбирает

Наиболее яркие моменты. Перед взором слушателя проходит меняющаяся картина боя: сначала татары окружают русских, потом русские овладевают инициативой, и вот битва идет к концу и завершается блестящей победой «орлов российских».

Так как главным для Ломоносова в этой оде было прославление «российских сынов», создание атмосферы восхищения вокруг победы русских, построение центральной части оды всецело подчинено этой задаче. В картине боя автор выбирает то, что может глубже воздействовать на патриотические чувства читателя, создать впечатление о силе и мужестве «россов», для которых «препон на свете нет» и их «полкам орлиным» повсюду «путь отворен»:

Им воды, лес, бугры, стремнины,

Глухи е степи – равен путь.

3 вопрос: По своей природе и способу своего бытования в культурном контексте современности торжественная ода Ломоносова является. ораторским жанром в той же мере, что и литературным. Торжественные оды создавались с установкой на чтение вслух перед адресатом; поэтический текст торжественной оды рассчитан на то, чтобы быть звучащей речью, воспринимаемой на слух. Типологические признаки ораторских жанров в торжественной оде – те же самые, что и в проповеди, и светском ораторском Слове. Прежде всего, это прикрепленность тематического материала торжественной оды к определенному «случаю» – историческому происшествию или событию государственного масштаба. Ломоносов начал писать торжественные оды с 1739 г. – и его первая ода посвящена победе русского оружия – взятию турецкой крепости Хотин. До 1764 г. – даты последней его торжественной оды – он создал 20 образцов этого жанра – по одной в год, и посвящены эти оды таким крупным событиям, как рождение или бракосочетание наследника престола, коронация нового монарха, день рождения или восшествия на престол императрицы. Уже сам масштаб одического «случая» обеспечивает торжественной оде статус крупного культурного события, своего рода культурной кульминации в национальной духовной жизни: таким образом, в отличие от сатиры, целиком связанной с частной бытовой жизнью, ода сразу же обнаруживает тяготение к идеальным бытийным сферам. Композиция торжественной оды также обусловлена законами риторики: каждый одический текст неизменно открывается и завершается обращениями к адресату. Текст торжественной оды строится как система риторических вопросов и ответов, чередование которых обусловлено двумя параллельно действующими установками: каждый отдельный фрагмент оды призван оказывать максимальное эстетическое воздействие на слушателя – и отсюда язык оды перенасыщен тропами и риторическими фигурами. Что же касается последовательности развертывания одического сюжета (порядок следования отдельных фрагментов и принципы их соотношения и последовательности), то она обусловлена законами формальной логики, облегчающей восприятие одического текста на слух: формулировка тезиса, доказательство в системе последовательно сменяющихся аргументов, вывод, повторяющий начальную формулировку. Таким образом, композиция оды подчиняется тому же зеркально-кумулятивному принципу, что и композиция сатиры, и их общего протожанра – проповеди.

4 вопрос:

Одна из важнейших особенностей торжественной оды Ломоносова – красочность, выразительность описаний. Так, лирический сюжет в «Оде на взятие Хотина» основан на широком включении эпических элементов. В оде Ломоносова можно выделить 3 основные части: вступление, изображение военных действий и прославление победителей. Она начинается с описания «восторга», «пермесского жара» (вдохновения), охватившего поэта при известии о славной победе русского войска над турками и татарами, одержанной в 1739 г. Картины боя даны в типичном для Ломоносова гиперболизированном стиле с массой развёрнутых сравнений, метафор и олицетворений, воплотивших в себе напряжённость и героику батальных сцен. Центральную часть составляет рассказ поэта о самом сражении и его размышления в связи с этим событием. В истории битвы поэт выбирает наиболее яркие моменты. Перед взором слушателя проходит меняющаяся картина боя: сначала татары окружают русских, потом русские овладевают инициативой, и вот битва идет к концу и завершается славной победой «орлов российских». Поскольку главным для Ломоносова в этой оде было прославление «российских сынов», создание атмосферы восхищения вокруг военной победы русских, в картине боя автор выбирает то, что может глубже воздействовать на патриотические чувства читателя, создать впечатление силы и мужества «россов», для которых «препон на свете нет», и их «полкам орлиным» повсюду «путь отворен». Сражение идет в таком стремительном, напряженном темпе, что «скрывает небо конский пар». Натиск врага уподобляется буре, «тьме», «ярым волнам», пучине, готовой поглотить корабль. Русские воины, отбивающие натиск турок, отвагой, мужеством, силой напоминают царя природы льва. В таком же стиле выдержано описание сражения на его заключительном этапе, когда исход его решен и враги бегут, «забыв и меч, и стан, и стыд». Природа изображается Ломоносовым (как и в «Слове о полку Игореве») как живое существо: сопереживает, сочувствует и помогает русским, и только луна ассоциируется с турками, да и то только для того, чтобы устыдиться, видя их бегство. Заканчивается ода прославлением наступившего после победы мира и благоденствия.

Вопрос 5.

Если предшественник Ломоносов — Феофан Прокопович, Кантемир — пропагандировал передовые научных знаний в научно-публицистической форме, то Ломоносов впервые в русской литературе создал подлинную научно-философскую поэзию. И ее эстетическая система органически соответствует общим художественным принципам творчества поэта. Приемы создания художественного образа в естественно-научной и в торжественной поэзии одни и те же. В произведениях с научной тематикой, где поэт как бы раскрывает пути исследования и постижения законов природы, во все величии предстает человеческий разум, то созерцающий, то делающий выводы. Художественная ткань произведений, образные построения как бы последовательно отражают сложный путь познания.

Художественное воплощение здесь находит и непосредственное наблюдение, и раздумье, и научная гипотеза. В соответствии с этим ходом мысли меняются художественные краски, приобретая то вид спокойной, ясной картины, непосредственно открывающейся взору, образ космических бурь, бушующего огня, когда рассудок вверяется гипотезе, неизбежной спутнице научного познания.

Когда Ломоносов писал свою оду «На взятие Хотина», он не особенно думал о правилах красноречия. Живые впечатления от известий о славной победе русских войск над полчищами турок толкнули его к перу и бумаге, заставили описать сражение при Ставучанах и воспеть хвалу дорогому отечеству. Он сочинил оду, затем, вернувшись в Россию, еще несколько раз выступил в этом жанре и во время работы над «Риторикой» уже получил возможность ссылаться на собственный поэтический опыт.

Ода была таким видом литературного произведения, который наиболее подходил в то время Ломоносову для решения стоявших перед ним задач. Научные рассуждения писались по латыни, с ними знакомились только немногие. Публицистика в русской печати лишь начинала делать первые шаги. Рукописная поэзия занималась любовными переживаниями, общественных тем она не затрагивала. Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно.

 

Вопрос 6.

В «Оде на взятие Хотина» существуют и взаимодействуют два типа художественного пространства – реально-историческое и мифологическое, намеченные уже во вступительной части стихотворения. Ведомые поэтом мы поднимаемся «на верьх горы высокой» в окрестностях Ставучан, ощущая

Движение «ветра в лесах», любуемся «голубой долиной», слыша журчание родника, который «с шумом вниз с холмов стремиться», видим с высоты, как «далече дым в полях крутится». Но уже во второй строфе реальное пространство обретает контуры мифологического: Автор мысленно переносится из Молдавии, с отрогов Карпатских гор, в горный массив, расположенный в Северной Греции, где обретает вдохновение, услышав пение муз на берегу Пермеса и умыв «росой Кастальской очи». С поэтического олимпа Ломоносов обозревает окрестности, охватывая взглядом огромные пространства: от «Молдавских гор» до «каспийских вод» и «Китайских стен». Обладая планетарностью мышления, поэт-учёный смотрит на землю словно на глобус, отсюда быстрота движения авторской мысли, гиперболизм пространственных образов и характеристик.

Реально-историческое пространство оды организуется с помощью конкретных географических указаний и топографических привязанностей к местности. В оде упоминаются древние Фивы и Афины, «Вислый ток» и «Славный Рен», поэт слышит рёв Дуная и видит, как сжимается кольцо русских войск вокруг крепости Хотин. Наблюдая сверху за ходом военных действий, автор отмечает, что «храбрые россы» легко преодолевают пространство:

 

Им воды, лес, бугры, стремнины,

Глухие степи – равен путь.

Где только ветры могут дуть,

Доступят там полки орлины.

 

Однако в оде Ломоносова пространство не «легкое», как в памятниках литературы Древней Руси, просто поэт не акцентирует внимания на его «сопротивлении», как писатели барокко: он изображает не процесс, а результат преодоления человеком природных препятствий на пути к цели, славя духовную силу и физическую мощь русского солдата. Противники русских, наоборот, с трудом перемещаются в пространстве; оно враждебно настроено против «басурман», грозит им бедой: врагу «смущает мрак и страх дорогу», он «рыщет, как пронзенный зверь», «земля его носить не хочет».

Для изображения пространства поэт обычно использует прием фокусации, т.е. постепенного сужения поля зрения автора и сосредоточения внимания на описании какого-либо одного объекта. С космогоническим размахом, в духе Апокалипсиса нарисована картина разбуженного грохотом войны Прикарпатья:

 

Пускай земля как понт трясет,

Пускай везде громады стонут,

Премрачный дым покроет свет,

В крови Молдавски горы тонут.

 

Затем взгляд автора фокусируется на районе Ставучан, где турки потерпели сокрушительное поражение. Горит село, в панике мечутся люди, кони – турецкая армия агонизирует. Неожиданно картина военного хаоса сужается до пронзительного по своей художественной силе образа голодного волка, который днем прятался в зарослях, а ночью, почувствовав запах крови, поспешил на поле недавно отгремевшего боя («Из лыв густых выходит волк / На бледный труп в турецкий полк»).

Другой распространенный в оде прием изображения пространства – панорамность. Обычно это вид, открывающийся с возвышенности, где много воздуха, света, ощущения полноты и радости бытия. Для Ломоносова он ассоциируется с мирным будущим России:

 

О как красуются места,

Что иго лютое сбросили…

Безбедно едет в путь купец,

И видит край волнам пловец…

Пастух стада гоняет в луг

И лесом без боязни ходит.

Пришед, овец пасет, где друг

С ним песню новую заводит…

 

Для оды 1739 г. Характерно наличие двух векторов движения: вертикальный, символизирующий восхождение восторженной души поэта к «горним селениям», и горизонтальный, по которому мысленно «парит» автор, рассказывая о событиях, протекающих в реальном и мифологическом мирах. Течение земной жизни поэт наблюдает словно с высоты птичьего полета, а мифологическое пространство изображает с заоблачных высот, где обитают античные боги. Историческое время в произведении имеет четко очерченные границы – август 1739 г., когда развернулась Хотинская военная операция, однако проекции в прошлое и будущее России значительно расширяют хронологические рамки оды. Поэт соотносит взятие Хотина с разгромом Казанского и Астраханского ханств в 1552–1556 гг., с Северной войной 1700–1721 гг., со взятием русскими войсками Данцига (1734). Ломоносов строит оду таким образом, что сражение, продолжавшееся с 17 по 19 августа 1739 г., сжимается, как в классицистической драме, до одних суток. Он фиксирует лишь кульминационные моменты битвы, опуская подробности и детали, в результате чего происходит «временное стяжение». Динамика времени в оде во многом зависит от художественной специфики текста: в сюжетно организованных отрывках время резко и стремительно движется вперед, замедляя свой ход в бессюжетных фрагментах. Хронологическая канва военных событий в оде определена с помощью прямых указаний на время суток. Это

Утро, когда можно зреть «всходящу к нам денницу», затем день, дарующий «дивну ясность», его сменяющий вечер, когда умирающий на поле боя солдат в последний раз видит лучи заходящего солнца, и, наконец, ночь с бледным светом луны и дымом пожарищ. Мифологическое время в оде лишено точных временных ориентиров, оно словно застыло и воспринимается как вечность – время богов, героев и поэтов. В нем легко перемещается русский «пиит», слушая пение муз, наблюдая за полетом Феба, наслаждаясь «витийством» Пиндара, внимая беседе небожителей – Ивана Грозного и Петра Первого.

7 вопрос. Красочность, выразительность описаний составляет одну из особенностей торжественной оды Ломоносова. Показательна в этом отношении «Ода на взятие Хотина» (1739), написанная им в период учебы за границей. Лирический сюжет в ней Ломоносов основывает на широком включении эпических элементов. Это определило ее объемность, однако не лишило четкости построения. Ода легко может быть поделена на отдельные части, так как, помимо основной темы, Ломоносов ставит ряд других тем, связанных с главой и ей подчиненных.

Ода начинается с традиционного описания «восторга», «пермесского жара» (вдохновения), охватившего поэта при известии о славной победе русского войска над турками и татарами, одержанной в 1739 году. Центральную часть составляет рассказ поэта о самом сражении и его размышления в связи с этим событием. В истории битвы поэт выбирает наиболее яркие моменты. Перед взором слушателя проходит меняющаяся картина боя: сначала татары окружают русских, потом русские овладевают инициативой, и вот битва идет к концу и завершается блестящей победой «орлов российских».

Так как главным для Ломоносова в этой оде было прославление «российских сынов», создание атмосферы восхищения вокруг победы русских, построение центральной части оды всецело подчинено этой задаче.

8 вопрос. В творчестве Ломоносова ода насыщена широким общественным содержанием, гражданскими мотивами. Подлинного расцвета русская ода достигла в поэзии Державина. Появление революционной оды «Вольность» А.Н. Радищева знаменовало собой новое направление русской одической поэзии, которое было подхвачено молодым А.С. Пушкиным, также написавшим оду «Вольность».

 

Задания.

Задание 1. Ода – один из жанров классицизма. В отличие от французского классицизма, трактующего оду как песню в широком смысле, русский классицизм вкладывал в это понятие более конкретное содержание: ода являлась жанром героической гражданской лирики, предполагающим «высокое» содержание и торжественный стиль его выражения. Эпоха, связанная с развитием классицизма, характеризовалась утверждением национального самосознании, что диктовало приоритет государственных интересов над личными. Жанр оды, воспевающей важные события общенационального масштаба, как нельзя лучше соответствовал требованиям этого этапа в развитии России. Ода имела строгую форму. Обязательным был «'лирический беспорядок», предполагающий свободное развитие, поэтической мысли. К обязательным элементам относились похвалы определенному лицу, нравоучительные рассуждения, истерические и мифологические образы, обращение поэта к музам, природе и т.д. Ода должна была обладать значительной долей эмоционального воздействия («эмоциональный подъем, восторг», с точки зрения Г.А. Гуковского, является «единственной темой» поэзии Ломоносова). Построение оды было подчинено раскрытию главной идеи, главного чувства, что определяло композиционное единство всех ее частей.

Задание 2.

Ода начинается с традиционного описания «восторга», «пермесского жара» (вдохновения), охватившего поэта при известии о славной победе русского войска над турками и татарами, одержанной в 1739 году. Центральную часть составляет рассказ поэта о самом сражении и его размышления в связи с этим событием. В истории битвы поэт выбирает наиболее яркие моменты. Перед взором слушателя проходит меняющаяся картина боя: сначала татары окружают русских, потом русские овладевают инициативой, и вот битва идет к концу и завершается блестящей победой «орлов российских».Так как главным для Ломоносова в этой оде было прославление «российских сынов», создание атмосферы восхищения вокруг победы русских, построение центральной части оды всецело подчинено этой задаче. В картине боя автор выбирает то, что может глубже воздействовать на патриотические чувства читателя, создать впечатление о силе и мужестве «россов», для которых «препон на свете нет» и их «полкам орлиным» повсюду «путь отворен».

 

Стихотворный размер: четырёхстопный ямб

 

Способ рифмовки:

 

Перекрёстная:

 

Восторг внезапный ум пленил,

 

Ведет на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишина глубокой.

 

Рифма:

 

1)пленил – забыл (мужская)

2)высокой – глубокой (женская)

 

Задание 3.

«Им воды, лес, бугры, стремнины,

Глухие степи – равен путь.

Где только ветры могут дуть,

Доступят там полки орлины.»

 

«Пускай земля как понт трясет,

Пускай везде громады стонут,

Премрачный дым покроет свет,

В крови Молдавски горы тонут.»

 

«О как красуются места,

Что иго лютое сбросили…

Безбедно едет в путь купец,

И видит край волнам пловец…

Пастух стада гоняет в луг

И лесом без боязни ходит.

Пришед, овец пасет, где друг

С ним песню новую заводит…»

 

«Корабль как ярых волн среди,

Которые хотят покрыти,

Бежит, срывая с них верхи,

Претит с пути себя склонити;

Седая пена вкруг шумит,

В пучине след его горит,

К российсrюй силе так стремнтся,

Кругом объехав, тьмы татар;

Скрывает небо конский пар!

Что ж в том? Стремглав без душ валятся.»

 

«Сынов российских дух и руку;

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

Как сильный лев стада волков,

Что кажут острых яд зубов,

Очей горящих гонит страхом,

От реву лес и брег дрожит,

И хвост песок и пыль мутит,

Разит, извинившись, сильным махом.

В таком же стиле выдержано»

 

«Им воды, лес, бугры, стремнины,

Глухие степи – равен путь.»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: