Развитие зрительного восприятия цвета




Пояснительная записка

Организация занятий по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения направлена на активизацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемических и мыслительных операций. Для развития зрительного восприятия педагогом используются различные методики, позволяющие развить зрительные возможности детей, и реализуются на предметно-практических занятиях и в играх. Предметно-практические занятия могут быть связаны с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов. Дети выполняют также задания на опознание предметов, анализ их формы, размеров, цвета, фактуры. Игры могут быть как дидактические, так и сюжетно-ролевые, связанные с целенаправленным зрительно-сенсорным воспитанием. Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.

 

Развитие зрительного восприятия цвета

Кол-во часов Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
       
Сентябрь
  Тема: «Определение степени зрелости овощей, фруктов, ягод». Задачи: – расширять знания детей о предметах окружающей действительности, имеющей постоянный признак цвета или которые могут быть такого цвета; – углублять знания об основных цветах, голубом, розовом, фиолетовом; – закреплять знание и получение нового цвета путем смешения двух других; – развивать тонкую зри- тельную дифференциацию при сравнении Демонстрационный материал: натуральные овощи (фрукты, ягоды); цветное изображение овощей (фруктов, ягод); силуэтные и контурные изображения овощей (фруктов, ягод). Раздаточный материал: краски, кисти, вода, бумага Задание 1. «Радуга». 1. Рассматривание изображения радуги. (Педагог обращает внимание детей на красный, желтый, синий цвета радуги. Дает понятие «это основные цвета».) Задание 2. 1. Рассмотри овощи (фрукты, ягоды). 2. Назови, что это. 3. Какого цвета? 4. Отбери овощи (фрукты, ягоды) знакомого тебе цвета. Назови их цвет. Задание 3. 1. Рассмотри три группы овощей (фруктов, ягод): спелые, переспелые, недоспелые (зрелые, перезрелые, не спелые). 2. Ощупай, понюхай, попробуй на вкус. 3. Назови их цвет, вкус, запах. Задание 4. 1. Рассмотри овощи (фрукты, ягоды) и сравни с изображением на картинке. 2. Отбери овощи (фрукты, ягоды). Назови их цвет и зрелость по цвету. Сравни с изображением.

Продолжение табл.

       
  оттенков в пределах одного цвета, определять степень зрелости овощей (фруктов, ягод) по цвету   (Если дети затрудняются назвать недозрелые овощи (фрукты, ягоды), педагог объясняет желто-зеленый, сине-зеленый, бледно-зеленый, салатовый.) Задание 1. «Получи цвет и раскрась силуэт (контур) пред- мета». 1. Рассматривание силуэтов (контуров) овощей (фруктов, ягод). 2. Педагог предлагает вспомнить, какой новый цвет можно получить, добавляя белый цвет (розовый, голубой, салатовый). 3. Дети самостоятельно получают краску путем смешивания. (Красную с белой – получится розовая; синюю с белой – получится голубая; зеленую с белой – получится салатовая; фиолетовую с белой – получится сиреневая; синюю с желтой – получится зеленая.) 4. Взаимопроверка полученных результатов
Октябрь
3–4 Тема: «Серые чудеса». Задачи: – учить различать оттенки серого цвета; – формировать умение соотносить предметы серого цвета с изображением, умение получать оттенки серого цвета; – познакомить детей с новым названием серо- Демонстрационный материал: изображение домашних животных; силуэтные и контурные изображения животных. Раздаточный материал: черная и белая краски, бумага, кисти, вода; муляжи (игрушки) домашних животных (черного, белого, голубого, серого, светло-серого цвета) Задание 1. «Серый цвет». 1. Педагог объясняет детям, как можно получить различные оттенки серого цвета путем смешивания белого и черного цвета, рассказывает, что насыщенность оттенка зависит от количества той или иной краски. Показывает, уточняет новое название серого цвета: мышиный, пепельный, дымчатый. Задание 2. «Серые превращения». 1. Рассмотри образец. 2. Самостоятельно получи оттенки серого цвета путем смешивания черной и белой краски до светло-серого.

Продолжение табл.

       
  го цвета – мышиный, дымчатый, пепельный, учить использовать их в речи; – развивать перцептивную активность в процессе выполнения действий ранжирования в порядке убывания светлоты   3. Назови новый оттенок (мышиный, пепельный, дымчатый). Задание 3. «Найти животное». 1. Рассмотри домашних животных. Назови их. (Дети рассматривают муляжи (игрушки).) 2. Найди животных мышиного цвета; пепельного; дымчатого цвета. Назови их. Задание 4. «Соотнеси предмет с изображением». 1. Рассмотри изображение домашних животных. 2. Рассмотри игрушки (муляжи). 3. Отбери домашних животных мышиного; пепельного; дымчатого цвета и сравни с изображением на картинке. Назови цвет соотнесенных фигур животных с изображением (мышиный, дымчатый, пепельный). Задание 5. «Серые чудеса». 1. Рассмотри силуэтные (контурные) изображения. 2. Назови, кто это. 3. Какого цвета может быть? 4. Закрась силуэт (контур). а) Получи оттенки серого цвета, используя способ разбеливания. б) Объясни свои действия. Дети осуществляют взаимопроверку. Задание 6. «Найди предмет». Педагог предлагает детям найти предметы серого цвета (светло-серого, пепельного, дымчатого, мышиного) в большом пространстве

Продолжение табл.

       
Ноябрь
  Тема: «Коричневый цвет». Задачи: – закреплять знания детей о получении корич- невого цвета из трех других с помощью светофильтров; – познакомить детей с разными вариантами получения коричневого цвета; – добиваться сопровождения действий детей пояснениями, правильного отражения этого в речи; – дать представление о том, что у коричневого цвета есть несколько разных названий (каштановый, шоколадный) Демонстрационный материал: светофильтры (синий, желтый, красный) изображение дерева, у которого прорезан силуэт ствола. Раздаточный материал: краски, кисти, вода, силуэты и контуры диких зверей, натуральный каштан, шоколад, изображение каштана, шоколада, цветные круги, цветное полотно, цветные карточки (оранжевый, серый, коричневый, фиолетовый) предметы коричневого цвета (разной насыщенности цвета) Задание 1. Педагог опрашивает у детей, как можно получить коричневый цвет, затем предлагает вставить светофильтры, например, синего и желтого цвета с прорезанным силуэтом ствола дерева (получился зеленый цвет), затем вставляют светофильтр красного цвета, называют цвет. Задание 2. «Коричневый цвет». 1. Перечисли варианты получения коричневого цвета: 1-й вариант: смешение трех цветов – синего, желтого и красного; 2-й вариант: смешение двух цветов – зеленого и красного; 3-й вариант: смешение двух цветов оранжевого и синего. Задание 3. «Каштан». 1. Рассмотри каштан. 2. Назови его цвет. (Коричневый.) (Педагог дает новое понятие названия коричневому цвету – каштановый.) 3. Найди в изображении предмет коричневого цвета. Дай ему новое название. (Каштановый.) Задание 4. «Шоколад». 1. Рассмотри шоколад. (Плитку, конфету шоколадную.) 2. Назови цвет. (Педагог дает новое понятие названия коричне-вому цвету – шоколадный.) 3. Рассмотри изображение диких зверей. Найди и покажи зверей шоколадного цвета. Назови их.

Продолжение табл.

       
      Задание 5. 1. Рассмотри контурные (силуэтные) изображения зверей. 2. Отбери изображения те, которые необходимо закрасить в шоколадный цвет. 3. Закрась силуэт (контур) зверя в шоколадный (каштановый) цвет. Назови цвет зверя. (Дети самостоятельно смешивают краски, добиваясь шоколадного (каштанового) цвета. Объясняют свои действия.) Задание 6. «Разложи круги». 1. Рассмотри круги. 2. Отбери из массы кругов круги каштанового (шоколадного) цвета, назови цвет кругов. Задание 7. «Каждому цвету место». 1. Рассмотри цветное полотно. 2. Разложи карточки на цветное полотно. Назови их цвет.

Продолжение табл.

       
      Задание 8. «Разложи предметы». 1. Рассмотри предметы коричневого цвета. 2. Разложи по насыщенности цвета от темного до светлого. 3. Назови цвет предметов. Задание 9. Найди предметы коричневого цвета в большом пространстве. Назови название новое коричневому цвету. (Шоколадный, каштановый.)
Декабрь
  Тема: «Получение сиреневого и лилового цвета». Задачи: – познакомить детей с получением лилового и сиреневого цветов; – учить детей самостоятельно получать эти цвета; – развивать тонкую зрительную дифференциацию при восприятии фиолетового, лилового и сиреневого цветов; – формировать умение рассказывать о своих Демонстрационный материал: картинки с изо-бражением цветов фиолетового, лилового ми сиреневого цветов. Раздаточный материал: краски (красная, синяя, белая), кисточки, баночки с водой, палитры, тряпочки. Цветные кубики с цветными карточками каждая сторона кубика имеет свой оттенок; оттеночные карточки от фиолетового, сиреневого, лилового цвета Задание 1. 1. Рассмотри изображение цветков. 2. Назови их цвет. 3. Из каких цветов можно получить фиолетовый цвет? Получи его самостоятельно. Задание 2. 1. Рассмотри два других цветка – лиловый и сиреневый. (Педагог дает характеристику этим цветам: лиловый – это фиоле-товый цвет с добавлением белого цвета, а сиреневый цвет – это светло-лиловый цвет, то есть если к фиолетовому цвету добавить больше белого цвета, то получится сиреневый цвет, а если меньше, то это будет лиловый цвет.) Задание 3. «Смешай краски, получи новый цвет». 1. Как можно получить лиловый цвет? 2. Как можно получить сиреневый цвет? 3. Получи самостоятельно, смешивая красную, синюю и белую краски. Какой цвет получился? Назови цвет. (Лиловый.)

Продолжение табл.

       
  действиях при получении нового цвета, давая ему точное название Задание 4. «Получи сиреневый цвет». 1. Рассмотри сиреневый цвет. 2. Назови цвет. 3. Вспомни, как можно получить сиреневый цвет. 4. Получи самостоятельно сиреневый цвет путем добавления белой краски (смешивают красную, синюю и больше белой краски). 5. Объясни свои действия. 6. Какой цвет получился?. Задание 5. «Сравни цвет». 1. Рассмотри полученные цвета путем смешивания красок. 2. Назови их. 3. Нарисуй сиреневые и лиловые цветы. 4. Сравни их. 5. Объясни отличительные особенности каждого цвета. Задание 6. «Разложи по оттенкам». 1. Рассмотри карточки. 2. Разложи от темного до светлого (от светлого до темного). 3. Назови цвет. Задание 7. «Найди и назови цвет». 1. Рассмотри кубик в цвете. 2. Рассмотри карточки в цвете. 3. Найди цвет карточки на кубике. 4. Назови цвет. 5. Найди предмет сиреневого и лилового цвета в большом пространстве. Назови их.

Продолжение табл.

       
Январь
  Тема: «Теплые и холодные тона». Задачи: – закреплять умение дифференцировать теплые и холодные цвета; – формировать умение делать обобщение: «все объекты теплых тонов», «все объекты холодных тонов», закреплять эти понятия в активном словаре; – развивать тонкие зрительные дифференциации при восприятии сложного цвета и большого количества оттенков в пределах одного цвета (разных оттенков); – стимулировать зрительную поисковую деятель-ность на обобщающие понятия «холодный» Демонстрационный материал: картинки цветов с теплыми и холодными цве- тами. Силуэты и контуры лепестков цветов (красные, оранжевые, желтые, голубые, фиолетовые, синие, разных оттенков). Раздаточный материал: краски, кисти, вода, фишки, сюжетные изображения, цветные круги, цветные кубики Задание 1. «Составь букет». 1. Рассмотри картинки. 2. Назови цвет. 3. Составь два букета (один из теплых тонов, другой из холодных). (Лепестки хаотично разложены по полу, дети по сигналу составляют по два букета. Выигрывает тот, кто быстрее соберет букет и объяснит свой выбор.) Задание 2. 1. Рассмотри картинки (зеленого цвета). 2. К какому цвету относится зеленый цвет: к теплому или холод-ному? (Зеленый цвет нейтральный, промежуточный цвет.) 3. Как можно назвать по-другому зеленый цвет, если его смешать с желтым? (Желто-зеленый.) Задание 3. «Смешай краски». 1. Рассмотри краски и смешай их. 2. Какой цвет получился? (Дети смешивают синюю и зеленую краски.) 3. Проверь, что получится, если в зеленую краску добавить больше синей? (Она темнее.) Какой цвет получился? (Сине-зеленый – холодный цвет.) Задание 4. «Кто внимательнее?». 1. Найди предметы холодных тонов в большом пространстве. Назови их.

Продолжение табл.

       
  цвет, «теплый» цвет при ограничении вос- приятия по времени   2. Найди предметы теплых тонов в большом пространстве. Назови их. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Кто больше наберет, тот победитель. Задание 5. «Работа с картиной». 1. Рассматривание сюжетного изображения. Целостное восприятие картины. 2. Узнавание и выделение цвета объекта. 3. Выделение цвета основной части относительно других частей. – Определение социальной принадлежности людей по цвету и оттенкам (холодных, теплых тонов) одежды (врач, учитель, спортсмен, строитель, фермер, машинист и т. д.). – Определение информативных объектов и их признаки по цвету и оттенку, характеризующие явления природы (зима, весна, лето, осень, осадки, снег, дождь, туман; время суток: утро, день, вечер, ночь). – Определение изобразительных цветовых признаках глубины пространства (чем ближе предмет (объект), тем насыщеннее цвет). – Определение обобщающего понятия «холодный цвет», «теплый цвет» (в написании картины). Задание 6. 1. Нахождение парного объекта в микропространстве. (Цветные круги, цветные кубики.) 2. Узнавание и выбор такого же по цвету (цветовому тону, оттенку) на расстоянии (с постепенным увеличением расстояния восприятия)

Продолжение табл.

       
Февраль
  Тема: «Цветные кружки». Задачи: – формировать умение принимать мнемическую задачу; – учить упорядочивать запоминаемую информацию в процессе анализа цвета элементов и их расположения на карточке, разделенной на несколько клеток; – формировать интерес к игре с цветом Демонстрационный материал: карточка (от 6 до 9 клеток) в трех по одному кружку (разного цвета), набор кружков 10–12 штук (разного цвета), образец цветных изо-бражений предметов (в клетках), силуэты предметов в цвете (таком как на образце), цветные таблички – (всех цветов) Задание 1. «Разложи цветные круги». 1. Рассмотри карточку и круги. 2. Назови их цвет. 3. Разложи круги по цвету и оттенку. Задание 2. «Разложи по памяти». 1. Рассмотри образец изображений на карточке. Назови их цвет. Запомни. 2. Разложи силуэтные изображения по клеткам такого же цвета, как ты видел. 3. Назови, где какой предмет, какого цвета. Задание 3. «Опиши предмет». 1. Рассмотри предмет. 2. Опиши предмет, выделяя цвет, оттенок, цветовое сочетание. Задание 4. «Узнай предмет по описанию». Дети узнают предмет по точному описанию его окраски. (Вначале педагог предлагает детям найти предмет, затем дети предлагают друг другу.) За точный ответ получают фишку. Побеждает тот, кто больше наберет фишек. Задание 5. «Найди сходство». 1. Рассмотри предметы. 2. Назови их цвет. 3. Найди сходство и различия предметов по цвету. 4. Сгруппируй предметы по цвету и оттенку.

Продолжение табл.

       
      Задание 6. Игра на внимание. Педагог словом называет предмет (игрушку). Дети находят таб-личку нужного цвета (например, «заяц» – поднимают табличку серого цвета, «лиса» – оранжевую, «лимон» – желтую и т. д.), которому соответствует предмет. Побеждает тот, кто быстрее отыщет и назовет цвет предмета
Март
  Тема: «Краски весны». Задачи: – закреплять знания об основных цветах, о хроматических и ахро-матических цветах, последовательности цветов в спектре, получения цветов; – учить пользоваться словарным запасом, связанным с представлениями о цвете Демонстрационный материал: изображение радуги (образец), краски, кисти, вода, сюжетные картины о весне, образцы узоров в цвете, образцы узоров в контурном изображении Задание 1. «Радуга». 1. Рассмотри радугу (изображение, образец). 2. Назови цвет радуги. 3. Разложи цветовые силуэты так, чтобы получилась радуга. Вспомни чередование цвета в радуге. (Каждый – красный, охотник – оранжевый, желает – желтый, знать – зеленый, где – голубой, сидит – синий, фазан – фиолетовый.) Задание 2. «Вспомни, назови». 1. Рассмотри радугу. Запомни. 2. Сколько цветов в радуге? 3. Где находится синий цвет? (Между голубым и фиолетовым.) 4. Где находится желтый? (Между оранжевым и зеленым и т. д.) Задание 3. «Ответь на вопрос». 1. Как можно получить розовый цвет? 2. Как можно получить лиловый цвет? 3. Как можно получить коричневый цвет? Как его еще можно назвать? (Шоколадный, каштановый.) 4. Какой цвет можно получить путем смешивания желтого и зеленого цветов?

Продолжение табл.

       
      5. Какие цвета считаются «холодными», «теплыми». 6. Какие цвета считаются основным? 7. Проверь на практике получение нового цвета путем смешивания двух красок. Назови новый цвет. Задание 4. «Краски весны». 1. Рассмотри сюжетное изображение. 2. Узнай и назови объекты, их цвет. 3. Определи признаки весны по цвету объектов. Назови их. 4. Определи по цвету время суток (по светотени, цвета воздушной перспективы, цвета объектов по насыщенности). Нарисуй весну. Задание 5. «Выложи узор по образцу». 1. Рассмотри узор. 2. Выложи узор по образцу. 3. Назови цвет элементов. Задание 6. «Выложи узор по памяти». 1. Вспомни расположение элементов на образце. Назови цвет элементов. 2. Выложи узор по памяти. 3. Объясни свои действия. Задание 7. «Раскрась узор». 1. Рассмотри контурное изображение узора. 2. Раскрась узор теплыми тонами. 3. Раскрась узор холодными тонами. Назови цвет тона (теплый, холодный)

Продолжение табл.

       
Апрель
  Тема: «Транспорт». Задачи: – закреплять знания детей о цвете как признаке предмета; – учить выделять нюансы окраски окружающих предметов; – развивать быстроту зрительной реакции, тонкую зрительную дифферен- циацию при восприятии хроматических и ахроматических цветов и их оттенков в большом пространстве; – совершенствовать умения детей адекватно использовать в речи пространственные термины, осознавая смысл; – закреплять знания о том, что чем предмет дальше, тем окраска его менее яркая; Демонстрационный материал: транспорт на дорогах города предметы окружающей обстановки. Раздаточный материал: силуэтные изображения транспорта, силуэтные и контурные изображения деревьев, фишки, краски, кисти, вода. Предметные картинки транспорта: 1-й ряд – самолеты; 2-й ряд – пароходы; 3-й ряд – наземный транспорт, расположены от большого и темного до светлого и ма-ленького Задание 1. Экскурсия по улицам города. Наблюдение за транспортом (определение цвета транспорта на разных расстояниях – при удалении, приближении). Наблюдение за цветом одежды людей (вдали, вблизи). Практическая работа. 1. Разложи цветные силуэты транспорта по мере удаления его. (Дети раскладывают силуэты от темного до светлого, менее насыщенного цвета. Объясняют свои действия.) 2. Закрась силуэты транспорта по мере приближения к объекту. Что происходит с окраской транспорта по мере приближения? Задание 2. «Не ошибись». 1. Найди предметы красного, бордового, малинового, фиолетового, сиреневого, голубого, серого в окружающей обстановке. 2. Дай точную характеристику каждому предмету. 3. Расскажи, где расположен этот предмет. За правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто больше набрал фишек. Задание 3. «Посади деревья». 1. Рассмотри дорогу. 2. Рассмотри силуэты деревьев. 3. Расставь деревья вдоль дороги по насыщенности цвета. 4. Вспомни закономерность насыщенности цвета от удаленности. Назови его.

Продолжение табл.

       
  – совершенствовать действия использования плана пространственной ситуации с опорой на представления о цвете   5. Закрась контурное изображение деревьев вдоль дороги. Объясни свои действия, выбор красок. Задание 4. «Найди ошибку». 1. Рассмотри образец с предметными картинками транспорта. 2. Найди ошибку в сериационных рядах предметов в цвете. (На образце расположены изображения предметов по насыщенности цвета.) Дети называют в каком ряду ошибка и находят предметной картинке транспорта место. (В 1-м – ошибка; во 2-м – ошибка; в 3-м – ошибка.) Задание 5. «Отбери транспорт и закрась его». 1. Рассмотри силуэты транспорта. 2. Ответь на вопрос «Что происходит с окраской предмета, если его рассматривать на близком расстоянии или удаленном? 3. Отбери транспорт, закрась его так, как бы ты видел его на дальнем расстоянии (близком). (Дети выбирают любой основной цвет, разбавляют его белой краской и закрашивают силуэты, выстраивая их в сериационный ряд по насыщенности цвета.)

Продолжение табл.

       
      Задание 6. «Сравни силуэт с контуром». 1. Рассмотри силуэтные и контурные изображения транспорта. 2. Назови транспорт. Назови цвет. 3. Сравни по цвету силуэты и контуры транспорта. 4. Каких оттенков больше (меньше)? 5. Разложи силуэты транспорта в сериационный ряд от темного до светлого (до 8 оттенков). 6. Закрась контурное изображение транспорта от светлого до темного (до 8 оттенков)
Май
  Тема: «Растение». Задачи: – формировать интерес к игре с цветом; – закреплять умение объединять представление о цвете со словом- названием; – стимулировать активное припоминание и вос-произведение названий знакомых предметов сложного цвета; – расширять знания детей о предметах, имеющих Демонстрационный материал: предметы окружающей обстановки мяч Раздаточный материал: цветные карточки Задание 1. «Найди и назови». 1. Найди, назови предметы лимонного цвета. 2. Найди, назови предметы салатового цвета. 3. Найди, назови предметы алого цвета. 4. Найди, назови предметы каштанового цвета. 5. Найди, назови предметы дымчатого цвета и т. д. Задание 2. Игра «Я знаю три названия». Дети по очереди произносят три слова названия предмета при получении от педагога мяча. Педагог говорит: «Оранжевый цвет», бросает ребенку мяч. Ребенок отвечает «Я знаю три названия предмета оранжевого цвета: морковь один, абрикос – два, апельсин – три». Или ведущий: «Зеленый цвет». Игрок: «Я знаю три названия предметов зеленого цвета: яблоко – один, листок – два, огурец – три». Дети не должны повторять слова названных предметов. Побеждает тот, кто перечислил предметы без ошибок.

Окончание табл.

       
  постоянный или непостоянный признак того или иного цвета   Задание 3. «Назови цвет». Педагог называет любой предмет из окружения. Дети находят предмет, называют его цвет. Поднимают карточку с этим цветом. (Например, «баклажан» – дети поднимают карточку фиолето-вого цвета, «медведь» – понимают белого и коричневого цвета. Объясняют, что эти предметы имеют постоянный цвет.) Задание 4. «Выложи узор». 1. Рассмотри узор. 2. Определи цвет узора. 3. Из каких фигур выложен узор. 4. Объясни свои действия. Задание 5. «Придумай и выложи орнамент». 1. Рассмотри цветные геометрические фигуры. Назови их. Какого цвета? 2. Придумай и выложи свой орнамент. Практическая работа 1. Рисование орнамента красками. 2. Выкладывание орнамента цветными геометрическими фигу- рами. 3. Мозаика. 4. Закрашивание силуэтных и контурных изображений путем смешивания двух красок на выбор. 5. Слуховые диктанты (выполнение заданий по словесной инструкции педагога). «Смешай краски и закрась…», «Построй цветовой сериационный ряд из красного (зеленого, синего и т. д. цвета по оттенкам) и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: